Богдан Л.

16.08.24 16:08

Терпеть коллективное творчество и работать с особенным актёром: история Романа Косова

Фильм «Правила Филиппа» рассказывает о парне с синдромом Дауна. Он мечтает стать бариста, боится трамваев и живёт с мамой, которую очень любит. Органы опеки настаивают на том, что Филиппу нужна сиделка, и семья нанимает для него девушку-таджичку по имени Мархамат, которая сбежала в Москву в поисках хорошей работы и лучшей жизни. Картина затрагивает сразу две остросоциальные темы: проблемы мигрантов и интеграцию в общество людей с синдромом Дауна.

1. Как я нашёл деньги?
Однажды мой знакомый Антон Зверев звонит и говорит: «Рома, срочно дай мне что-нибудь». У меня в запасе было несколько проектов, и я отправил ему этот. Его показали продюсерам студии Interfest, и они сразу в него вцепились. Ребята сразу подключили сценаристов, с которыми мы начали совместно писать и готовиться к походу в Минкульт. Когда я узнал, что проект проходит, я снял тизер, чтобы был чётко понятен конфликт. Нас пригласили на мастер-класс по питчингам в Минкульт, а потом и на сам питчинг. Все прошло успешно, нам выделили средства и мы пошли в производство. Еще параллельно нас проспонсировал «Кинопрайм».

2. Как я выбрал тему?
Я изначально не хотел делать проходное кино. Не хотел раскрывать в нём простые вопросы, для дебюта это не очень правильно. Дебют должен быть выстрелом. Тема очень интересная, сложная, волнительная, и до меня её особо никто не поднимал. На кого оставить ребят с синдромом Дауна, когда их родители уходят? В фильме я обращаюсь к обществу, чтобы оно помогало им интегрироваться и пристальнее смотрело в их сторону. Они мечтают быть такими, как мы, а мы должны им помогать.

3. Как я нашёл актёра на главную роль?
Мой друг Дмитрий Чернэ – руководитель «Театра простодушных». Там служат ребята с синдромом Дауна. Однажды он пригласил меня прийти к ним на репетиции, пообщаться. Я поймал себя на мысли, что я их боюсь, как и все люди боятся. В какой-то момент я понял, что репетирую, что буду им говорить при встрече. Мы отсмотрели огромное количество ребят. Нам было очень важно выбрать такого актера, который не будет отталкивать, потому что это кино. Мне было нужно, чтобы зритель сразу полюбил героя, поэтому им и стал Гриша.

4. Как работать с особенным актёром?
Для меня самым важным было то, что он многие сцены не играл, а по-настоящему проживал. Это то, к чему стремятся все актёры. Он полностью включался и жил в смоделированной нами ситуации. В какие-то моменты он не понимал, что я от него хочу и что нужно делать. Мы шаг за шагом выстраивали сцены. Самая большая наша проблема была в том, что он постоянно смотрел в камеру. Казалось, вот он, удачный дубль, а Гриша смотрит в камеру. Он обожал это делать.

5. Каково быть дебютантом на фестивале?
Я вообще не хотел ехать, мне всё это очень тяжело даётся. Волнительно, потому что ты показываешь картину в первый раз. Я вижу все её огрехи, несостыковки. Работа режиссёра – коллективное творчество, поэтому многие решения могут быть навязаны обстоятельствами, продюсерами. От этого нелегко, но я держусь.

6. Совет начинающим режиссёрам
Избавьтесь от клишированных ситуаций. Нас мастер учил во ВГИКе, что если не знаешь о чём писать, найди пространство, которое тебя привлекает: рынок, кафешки. И отталкивайся от фактуры. Я думаю, что любой фильм нужно начинать с документальных материалов. Нужно исследовать и идти за своим сердцем, а камера тебя выведет. Сам я так и делал.