Богдан Л.

06.03.24 14:03

Вы никогда не увидите режиссёрскую версии «Дюны». И вот почему

Дени Вильнёв подтвердил в очередной беседе с журналистами, что ждать режиссёрскую версию второй «Дюны» не имеет смысла. Её попросту не существует, никаких вырезанных сцен на Blu-ray не будет. Режиссёр пояснил, что если он вырезает какую-то сцену, то она для него «мертва». И да, ему от этого больно не меньше, чем поклонникам, но сюжет и темп — в приоритете.

О монтаже своих фильмов

Дени Вильнёв
Режиссёр
Иногда я удаляю некоторые сцены и говорю себе: «Не могу поверить, что вырезаю это». Я чувствую себя самураем, вскрывающим себе живот. Это больно, но я не могу вернуться обратно, создать Франкенштейна и попытаться оживить то, что «я убил». Если оно мертво, то оно мертво — и на то есть свои причины. Это больно, но это моя работа. Прежде всего — сам фильм. Я крайне суров в монтажной, и вместо своего эго я думаю о картине.
В таких больших и масштабных фантастических фильмах, как «Дюна», как правило, многое остается «на полу в монтажной», то есть за кадром. Это обычно и приводит к появлению тех самых режиссёрских версий фильма, которые значительно длиннее театральных. В них появляются дополнительные сцены, меняется последовательность событий или даже возникают новые линии персонажей. Это как бы вариант фильма, который изначально видел в своей голове сам режиссёр, и синефилы его обычно особенно ценят. Якобы в таком случае виден весь замысел автора, а не выхолощенная его часть.

Наглядные примеры: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (и почти все его другие фильмы). «Сэр дед» вообще большой любитель такой темы как director’s cut. Недавно он заявил, что готовит для фанатов 4,5 часовую версию «Наполеона» и, если честно, её хочется увидеть! потому что в выпущенном варианте Наполеон действительно скачет «галопом по Европам». Или классический пример с трилогией Питера Джексона «Властелин колец», в которой каждый фильм обзавёлся более длинными версиями — и хоть они масштабнее, сам Джексон каноничными считает те, что показывались в кинотеатрах.

Однако фанатам «Дюны» сильно огорчаться не стоит — вторая часть длится 2 часа 45 минут, не то чтобы прямо мало.

О хронометраже фильма

Дени Вильнёв
Режиссёр
Для меня продолжительность фильма зависит от того, что нужно сюжету. Я снимал фильмы и по 75 минут, а этот — около 2 часов 45 минут. Прежде всего я хотел уловить импульс, энергию. Для меня неважно, сколько длится фильм, важнее — тот опыт, которые вы получаете по время его просмотра. Бывает, смотришь пятиминутный фильм — и тебе скучно, а иногда от четырёхчасовой картины оторваться не можешь, хочешь жить в ней вечно. Так что нужно просто находить идеальный хронометраж.
Сколько бы могла длиться режиссёрская версия второй «Дюны» сказать невозможно, но под нож у Вильнёва пошли не только сцены, но и целые персонажи. Например, изначально в касте фильма был заявлен Тим Блейк Нельсон, но в итоге Вильнёв полностью вырезал его линию. Также он поступил со Стивеном Хендерсоном, сыгравшим в первой части Суфира Хавата. В последнем случае свое решение режиссёр назвал крайне «болезненным».

Зато у Зака Снайдера «ничего не болит». Кажется, он специально выпускает коротенькие двухчасовые версии фильмов, чтобы потом обрушить на фанатов свой многочасовой кинематографический труд (иногда даже чёрно-белый). Пару дней назад он заявил, что шестичасовая версия «Мятежной луны» выйдет летом на Netflix.

Однако Вильнёв в лагере противников режиссёрских версий не одинок. С ним солидарен, например, Тайка Вайтити. В 2022 году после выхода ленты «Тор: Любовь и Гром» Вайтити высказал своё мнение по поводу хэштега #ReleaseTheWaititiCut, под которым фанаты просили его выпустить расширенную версию 118-минутного блокбастера. Но новозеландский постановщик оказался категорически против — по его мнению, в четырёхчасовом фильме нет смысла, если существует короткий и сжатый, без воды. Да и самому ему скучно смотреть такие картины: «они [режиссёрские версии] никуда не годятся, а режиссёров иногда надо контролировать. Если сцена удалена из фильма, значит, она недостаточно хороша».

Аналогичное мнение ещё в далёком 2012 году высказывал Дэвид Финчер. Он никогда не хотел расширить или дополнить свой собственный фильм после выхода. «Я в это не верю. Я думаю, это глупо. Выпусти свой лучший вариант», — риторически обратился к коллегам по цеху Финчер.

А вот российский режиссёр Алексей Нужный вообще постановку вопроса о режиссёрском (длинном и сложном) и продюсерском (зрительским и лакированным) кино считает в контексте нашей страны неуместной. Мы спросили его, что он думает об этом:

О режиссёрских версиях

Алексей Нужный
Режиссёр
Все фильмы, над которыми я трудился — это режиссёрские версии, они же и продюсерские, они же и версия сценариста. Передо мной никогда не возникало вопроса двух, трёх версий. Никогда. Две версии возникают в случае, когда у фильма два хозяина. И, вероятно, у них разные цели, взгляды, желания. Что это всё значит? Это значит, что у фильма отсутствует единый замысел. И режиссёр не подчинил, не втянул в этот замысел продюсера. Я делаю картины на студии ТриТэ, в партнерстве с «Россией 1» и ЦПШ. И все мы всегда находимся в рамках замысла. У меня ни разу не возникало вопроса сократить картину на 20-30 мин. Но я и просчитываю свой хрон ещё на стадии сценария. А также объясняю окружающим на какую идею мы все трудимся.
По словам постановщика «Бременских музыкантов» (фанаты фильма, предупреждаем, расширенных версий истории Трубадура не будет!), все эти «за» и «против» director’s cut «сугубо голливудская история, когда амбициозные коршуны кружат над трупом, а бедолага режиссёр пытается его воскресить». В российском кино главенствует режиссёр, в том числе над продюсерами, и никак иначе.

О режиссёрских версиях

Алексей Нужный
Режиссёр
Я вам открою тайну — любой продюсер жаждет этого, ему нужен замысел, чтобы и его труд воплощался с пользой для общества. И если режиссёр с этим не справился, то это пустое пространство занимает замысел продюсера. И начинается…

Мы живем в России. В стране великих режиссёров и великого культурного наследия. Это и Михалков, и Рязанов, и Данелия, и Захаров, и Меньшов, и Эйзенштейн, и Гайдай. Эти художники стали таковыми не в одиночку. У всех были продюсеры, директора картин. И только в связке с ними их картины становились великими.