Богдан Л.

29.01.24 16:01

«Коллекция «Мосфильма» тогда стала единственным источником инвестиций и дохода»: интервью с Кареном Шахназаровым

Фильм Про
Карен Георгиевич, поздравляем вас с началом нового века студии «Мосфильм». Недавний концерт в честь круглой даты назывался «Первые 100 лет». Думаю, многих зрителей, которые смотрели трансляцию концерта, удивила и поразила вот эта история про торговый центр, который будто бы собирались строить на месте студии. Что это за история такая?
Карен Шахназаров
В 90-е годы были разные предложения. Это, собственно, одна из основных причин, почему мы всегда так яростно отстаивали статус государственного предприятия, при том что государство никаких бюджетных средств никогда нам не выделяло и не выделяет. Мы работаем как рыночное предприятие, но этот статус государственного всегда давал нам какую-то защиту от подобных сумасшедших идей, которые в девяностые годы процветали. Сейчас, конечно, уже не так. Сейчас Мосфильм высокорентабельное предприятие, и уже никому не взбредёт в голову строить тут торговый центр или казино. Но такие предложения были, да.

«Мосфильм» отмечает столетие: фотогалерея

Фильм Про
В апреле будет 26 лет как вы возглавляете «Мосфильм». По вашему творческому пути многие молодые менеджеры могут учиться тому, как надо управлять крупным предприятием. В каком состоянии вы приняли студию в 98 году?
Карен Шахназаров
Это было тяжёлое состояние, студия была практически разрушена. Сегодня мои товарищи говорят, что надо было фотографировать и снимать, в каком состоянии она была. По сути, это были только стены, и то которые еле-еле стояли. Вся инфраструктура разрушена: дороги, коридоры, по которым бегали стаи озлобленных собак. По технологиям мы отставали тогда лет на двадцать. И было много странных компаний, которые и водку разливали, и осетрину коптили, и хлеб пекли, и мебель продавали. Апофеозом всего этого был автосервис, который, как выяснилось, перебивал номера у угнанных машин.

Я не буду бросать камень в адрес Владимира Николаевича Досталя, который был до меня директором. Он был пленником этой ситуации. Разрушение, как я понял позже, началось уже в советское время — «Мосфильмом» перестали заниматься уже в восьмидесятые годы, поэтому очень много проблем было заложено именно в тот период. Так что я считаю главной заслугой Владимира Николаевича в том, что он фильмофонд сохранил, ведь другие студии продали их, правда, каким образом — сейчас остаётся гадать. Эти картины улетели, и сейчас их пытаются собрать.

Коллекция «Мосфильма» тогда стала единственным источником инвестиций и дохода, мы не брали кредитов, не получали государственных дотаций. Доход от фильмов мы потихоньку начали вкладывать в технологии: покупали и ремонтировали оборудование. Постепенно студия заработала, ситуация в стране изменилась, появилось более стабильное финансирование кино, сериалы стали подниматься. И как-то так, шаг за шагом, нам удалось преодолеть это. Но ситуация была сложная. Я честно могу сказать, что это потрясающий и уникальный опыт. Я не знаю, к примеру, режиссёра, которому досталась студия в таком состоянии и который руководил ею в этот период. Был криминал, нам угрожали. Но я ценю этот опыт. Я пытался строить «Мосфильм», как снимать фильм. Для меня это что-то близкое. Но хочу ли я повторять этот опыт? Однозначно нет.
Фильм Про
В каком жанре этот фильм?
Карен Шахназаров
В нём очень много комического и детективного. Но, скорее, это драма. В моём понимании, драма — это жизнь, а в жизни есть место и смешному, и трагическому. Но здесь такие страсти бушевали, что это действительно может стать занимательным сериалом.

Карен Шахназаров о состоянии студии в 1998 году
Фильм Про
Вы обмолвились о криминале. Трудно представить себе в 90-е сферу, куда криминал не проник. Понятно, что в противодействии ему нужно все средства использовать, в том числе дипломатические… вы помните ваши разговоры с людьми из этого мира? Какими доводами вы их убеждали?
Карен Шахназаров
Я хорошо помню начальника автосервиса. Вообще этим делом заправляли кавказцы, и это была одна из самых крупных организаций подобного рода на студии. Мы с моим помощником встретились с ними и предложили им съехать. Он понял, что с нами никаких дел они иметь не смогут и никаких материальных возможностей ждать от нас тоже не имеет смысла, поэтому пообещал, что они съедут через полгода. И он выполнил своё слово, и никаких проблем не было, хотя это был очевидный криминал, и нас могли попросту застрелить. Но он как-то, видимо, по своим понятиям эту ситуацию решил.

В каком-то смысле мы произвели здесь национализацию, потому что «Мосфильм» был раздроблен на цеха, которые по сути были самостоятельными коммерческими компаниями. Они даже что-то зарабатывали, но стимула вкладываться у них не было. Они пользовались старым советским оборудованием. Я понимал, что если дальше так пойдёт, то студия в принципе перестанет существовать. И мы начали возвращать всё это в лоно, как-то централизировать по-разному: с кем-то просто договаривались, у кого-то даже официально выкупали. За нашими спинами никто не стоял, не было знакомых, кто мог бы повлиять на эту ситуацию. В какой-то степени выручал мой авторитет режиссёра, но в целом Бог помог, я считаю. Во многих моментах нам действительно повезло. Иногда тут такое кино творилось, как я уже говорил.
Фильм Про
А что вас в большей степени мотивировало: соображение экономической целесообразности или сентиментальная привязанность к этому месту силы?
Карен Шахназаров
С одной стороны, сентиментальная привязанность, а с другой, чисто практический подход. Я же всю жизнь работал на Мосфильме, и хорошо знал студию. Но когда стал директором, то осознал масштаб всех проблем. Например, я не знал состояние труб, крыш и всего подобного. И главное, постоянно чего-то не хватало для съёмок фильмов — звука, плёнки, камер и всего остального. Советский кинематограф как-то выкручивался постоянно, но технический уровень был низкий, мы уступали западным студиям. А в 90-е годы эта проблема стала носить катастрофический характер. И мне хотелось, как режиссёру, исправить это.

Кино ведь это две составляющие: технологическая и творческая. Строго говоря, на каком бы уровне не было творчество, если технологическая база не соответствует мировому уровню, то это кино никто смотреть не будет. Это был главный стимул для меня.
Я помню, как на Шанхайском кинофестивале в 1993 году познакомился с Оливером Стоуном. Мы вместе сидели в жюри. Очень помпезное такое мероприятие было. Мы нашли с ним общий язык, хотя он вообще не знал и не понимал, что такое российское или советское кино. И вот показали наш фильм, я уже не помню какой именно, он был неплохой с художественной точки зрения, но технически это был провал, он выглядел хуже, чем северокорейский фильм и любой другой фильм в конкурсе. И после просмотра Стоун подошёл ко мне и с иронией сказал: «вот это и есть ваше российское кино». Должен сказать, меня это очень сильно задело. Я и сейчас, спустя тридцать лет, помню этот момент.

Поэтому я хотел сделать первоклассную студию. Своим коллегам я постоянно говорил, что мы должны сделать лучшую студию в мире. Надо ставить высокие цели: не «давайте мы будем двенадцатыми или четвёртыми», а «мы будем первыми». Сейчас я нескромно могу заявить, что мы лучшая студия полного цикла в Восточной Европе и находимся на одном уровне с американскими киностудиями. Другое дело, что там таких пять, а мы одни.

Карен Шахназаров о Шанхайском кинофестивале и знакомстве с Оливером Стоуном
Фильм Про
Получается, Золотая коллекция сыграла ключевую роль в спасении отрасли?
Карен Шахназаров
Да, именно так. Коллекция сыграла принципиальную роль. Это была наша единственная инвестиция. Мы продавали фильмы на телеканалы и на эти деньги жили. Всё, что мы делали здесь, делалось по началу на деньги, полученные от фильмов из этой коллекции. Я говорю про зарплаты, технологии, модернизацию, реконструкцию, всё-всё-всё. Сегодня коллекция это примерно 30% нашего дохода, 70% — производственная деятельность. А по началу она приносила нам 90% дохода. В этом главная заслуга Владимира Николаевича Досталя, что он сохранил права на эти фильмы.
Фильм Про
Вы помните свой самый первый судьбоносный приказ по студии?
Карен Шахназаров
Нет, такого, пожалуй, не помню. Но помню, когда я стал директором, мы собрали какие-то средства, чтобы закупить свет. Тогда ещё дефолт случился, в 98-м году, труба полнейшая была, но я решил, что мы должны приобрести световое оборудование. Это был первый шаг модернизации такой. Меня отговаривали, говорили, что это пустая трата денег, ведь кино никто не снимает. Но я настоял на своём. Мы связались с немецкой компанией Arri, одной из крупнейших в мире, они прислали нам большой контракт. Я отправил к ним главного инженера и своего заместителя. Когда они туда приехали, в Arri никто не понял, кто они такие, и их три дня вообще не принимали… слава Богу, потом всё решилось, и мы следили за фурами, которые благополучно привезли нам это оборудование. Прибыль пошла сразу, причём 200%. Выяснилось, что желающие брать это оборудование в нашей стране есть. Кстати, потом с Arri у нас сложились хорошие отношения, они нам даже присылали камеры без предоплаты, мы их проверяли, и только потом заключали контракт.
Фильм Про
Кто сегодня смотрит «Золотую коллекцию», ведь те фильмы не молодеют?
Карен Шахназаров
Во-первых, продолжает активно работать телевидение, в том числе наш канал «Мосфильм. Золотая коллекция», который нам помогли запустить коллеги с «России 1», за что им я очень благодарен. Он пришёлся по душе людям. Во-вторых, у нас самый большой YouTube-канал среди российских киностудий. Сейчас на нём уже больше 6,5 млн подписчиков и от 60 до 80 млн просмотров в месяц! Мы выкладываем фильмы с субтитрами, поэтому у нас очень большая зарубежная аудитория, причём из дальнего зарубежья.

Например, из США 150 тысяч в месяц просмотров, даже во времена СССР столько американцев не смотрели наши фильмы. Понятно, что там есть эмигранты и русскоговорящие зрители, но много просмотров приходится именно на самих американцев. А ещё Латинская Америка, Индия… знаешь, какой наш главный иностранный зритель? Индонезия и Филиппины. Это парадокс, они вообще никогда не были знакомы с советским кино, но сейчас они дают колоссальные цифры по просмотрам. С Украины 17% просмотров, причём Киев на втором месте среди всех городов, первая идёт Москва. При этом сегодня мы не получаем никаких денег с YouTube, но мы продолжаем выкладывать фильмы. В некоторым смысле это такая благотворительная деятельность.
Фильм Про
А что именно смотрят за рубежом?
Карен Шахназаров
А вот это интересный момент. В СНГ, конечно, это наши популярные комедии: Гайдай, Рязанов… а зрителям из дальнего зарубежья эти фильмы вообще неинтересны, они в рейтинге на последних местах. В мире смотрят наши военные фильмы, по статистике это самые популярные картины на канале.

100 лучших постеров «Мосфильма»: большая фотогалерея

Фильм Про
Какую задачу Мосфильм ставит на новый век?
Карен Шахназаров
Мы продолжаем дальше работать и делать кино. Я проработал почти половину из этих ста лет Мосфильма, и помню золотой век студии – шестидесятые, семидесятые, начало восьмидесятых… тот период был вершиной Мосфильма и вообще нашего кинематографа. Поэтому если сравнивать сегодняшний Мосфильм с тогдашним, то в техническом плане мы безусловно опережаем его на порядок, сегодня это предприятие совершенно иного класса, мощности. Но вот с творческой стороны… тогда время было необыкновенное, витали такие мощные художественные идеи вокруг. Вспомнить хотя бы фамилии: Бондарчук, Шукшин, Тарковский, Гайдай, Рязанов, Климов, Шепитько, Кончаловский… было бы совсем неплохо, если бы нам удалось приблизиться хоть немного к той творческой атмосфере.
Фильм Про
А почему Мосфильм не берёт деньги у государства на создание фильмов и сериалов как продюсерский центр? Сегодня деньги выделяет Фонд кино, Министерство культуры, Институт развития интернета. Это ведь это миллиарды рублей.
Карен Шахназаров
А зачем брать деньги? Мы производим всё на свои средства, которые мы получаем из прибыли. Потом мы прекрасно работаем с теми, кто берёт деньги у государства. Они ведь зачастую приходят к нам.

При моих достаточно левых взглядах, я, как это ни парадоксально, остаюсь «рыночником». Я привык к тому, что мы зависим только от себя. «Город Зеро» — это моя последняя картина, сделанная на государственные деньги. Даже у «Цареубийцы», ещё советской картины, уже был британский продюсер. В двух моих картинах потом было небольшое участие государства, но не больше 30%. Чаще всего это средства студии и частных инвесторов. «Анну Каренину» нам помогал делать телеканал «Россия», который тоже немало зарабатывает самостоятельно.
Фильм Про
На ближайшие 100 лет Мосфильму хочется пожелать появления сильных конкурентов, потому что в статусе крупнейшей, самой сильной студии полного цикла на континенте, наверное, одиноко.
Карен Шахназаров
Да нет, не одиноко (смеётся). На самом деле я не против конкуренции. И мы многим помогаем. Недавно вот приезжали ребята из Якутии. Мы всегда готовы оказать максимальное содействие. Мы не боимся конкуренции, мы в ней выросли. Мы выросли «на рынке», хоть «Мосфильм» и носит государственный статус.

«Золотая коллекция» Мосфильма — это десятки тысяч людей, которые когда-то работали на Мосфильме. Всё, что мы имеем сейчас — это заслуга этих людей. Поэтому, когда я говорю, что «Золотая коллекция» — наша главная инвестиция, я имею ввиду все этих людей, которые снимали и создавали фильмы за столетнюю историю… это не только актёры и режиссёры, но звукорежиссёры, вторые операторы, водители, сантехники, электрики. Благодаря их труду, нам удалось построить сегодняшний «Мосфильм».