Богдан Л.
22.12.23 15:12Главные события в мире кино 2023 года
Российские «фильмы-миллиардеры»
Предположить, что фильм Дмитрия Дьяченко «Чебурашка» станет успешным, было можно, но рассчитывать на то, что он побьёт все рекорды и обойдёт не только «Холопа», но и «Аватар», мог разве что самый оптимистичный оптимист. И тем не менее! Кинематографический 2023 год начался для России с ежедневно обновляющихся кассовых сводок: взят миллиард! два!! три!!! В итоге – с учётом стран СНГ – было собрано семь.Между тем новый фильм Клима Шипенко «Вызов» – тот самый, ради которого режиссёр и актриса Юлия Пересильд летали в космос, – собирал далеко не так быстро, но показал поистине космическую выдержку. Выйдя на экраны в апреле, он и сейчас – до сих пор! – где-то идёт: уже восемь месяцев! Превысивший два миллиарда результат – не рекордный, но рекордов у этой картины и без того достаточно.
Другой кассовый лидер уходящего года – «По щучьему велению» Александра Войтинского – окончательно закрепляет давно уже начавший складываться тренд на кинематографическую сказку. Когда до этого в прокате царствовали «Богатыри» – анимационные «Три богатыря» и игровой «Последний…», всё равно казалось, что это единичные случаи, однако теперь сказки валят на зрителя попросту валом – и дальше будет только больше.
Голливуд ушёл, но индустрия выстояла
На второй год формальное отсутствие Голливуда в российском прокате становится всё более незаметным: мало того, что ещё по старым контрактам вполне легально пробираются на экраны отдельные мировые хиты, так ещё и пиратским образом желанные новинки нет-нет да и берут наши кинотеатры на абордаж. На высших уровнях власти порой возникают разговоры о «принудительной лицензии» и «параллельном импорте в кино», но пока что, кажется, всех и так всё устраивает (ну, не всех и разве что почти всё, но вы поняли).Схожим образом обстоят дела и в Сети. Подсчитано, что количество западных названий на легальных отечественных онлайн-платформах сократилось за год в полтора-два раза, что логичным образом привело к заметному росту пиратских ресурсов (более того, заговорили даже о «реабилитации» некогда запрещённых торрент-сайтов!). Но нет худа без добра: наконец-то российский киноман получил возможность вовремя знакомиться с теми европейскими и азиатскими картинами, что в былые годы попросту не имели шансов к нему пробиться.
«Барбигеймер»
Что мы действительно в этом году пропустили – вернее, не смогли оценить в моменте, – так это легендарный уже Барбигеймер, одновременный выход в прокат фильмов Греты Гервиг «Барби» и Кристофера Нолана «Оппенгеймер» (вот как раз эти ленты появились у нас с заметным опозданием). Как правило, студии стараются развести свои крупные новинки по датам, однако в данном случае пошли от обратного, сочтя (как показало время – справедливо!), что картины, изначально нацеленные на диаметрально разные аудитории, не только не помешают друг другу, но напротив – помогут. Остальное – уже история, причём (и в этом нет, наверное, ни у кого сомнения) – Главная история, по которой в первую очередь будут вспоминать 2023 киногод.Кинокомиксы в кризисе
Но кому успех, а кому провал: судя по всему, массовому зрителю перестали нравиться кинокомиксы (и шире – приключения как таковые). Жанр, правивший бал последние пятнадцать лет, ещё не приказал долго жить, но уже понёс более чем ощутимые потери: что Marvel, что DC один за другим преследуют сокрушительные кассовые провалы – или, говоря мягче, оглушительные «недоборы»: ведь ещё совсем недавно подобного рода картины собирали в разы больше!.. Дошло до того, что Warner Bros. отменила выход уже готовой «Бэтгёрл» – списание налогов принесёт компании больше, чем никем не гарантированная прибыль от проката. Надежды, конечно, никто не теряет, но перспективы тут пока что туманны.Российское кино пробивается на международные кинофестивали
С точки зрения успехов на мировом пространстве 2023 год начался для российского кино козырно: Максим и Евгения Арбугаевы, документалисты из Якутии, со своим короткометражным фильмом «Выход» оказались в числе номинантов на «Оскар»! В рамках Берлинского кинофестиваля состоялась премьера фильма Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу», в каннский «Двухнедельник режиссёров» попала «Блажь» Ильи Поволоцкого. Картину Алексея Германа – младшего «Воздух» показали на фестивале в Токио, «Нину» Оксаны Бычковой – в Шанхае. Отличная фестивальная судьба складывается у ленты Резо Гигинеишвили «Пациент №1». В конце года стало известно, что «Чувства Анны» Анны Меликян отобраны в программу американского фестиваля независимого кино Slamdance, а «Пепел и доломит» Томы Селивановой уже в 2024-м увидят в Роттердаме (приведённый список, конечно, неполный).Прощание с великими
2023 год запомнится ещё и как год ухода по-настоящему великих мастеров, выдающихся кинорежиссёров, внёсших значительный вклад в советское, российское, мировое кино: Вадима Абдрашитова, Глеба Панфилова, Отара Иоселиани, Николая Досталя…Обеднел и актёрский цех: не стало Инны Чуриковой, Ирины Мирошниченко, Юлии Борисовой, Веры Васильевой, Сергея Дрейдена, Игоря Ясуловича, Вахтанга Кикабидзе… Ушли от нас композитор Геннадий Гладков, кинодраматург Наталья Рязанцева, оператор Леван Пааташвили…
Мировой экран потерял Джину Лоллобриджиду, Гленду Джексон, Джейн Биркин, Хельмута Бергера, Алана Аркина, Майкла Гэмбона, Мэттью Перри, режиссёров Уильяма Фридкина, Карлоса Сауру, Хью Хадсона, композитора Рюити Сакамото…
Запреты, «чёрные списки», иноагенты и не только
Но российский кинематограф теперь преследуют потери и совершенно иного рода: «чёрные списки», начавшие своё неспешное хождение в последние годы, обрели наконец подлинную силу. Уехавшие за границу Яна Троянова, Артур Смольянинов, Анатолий Белый (список не полный) признаны иноагентами, оставшиеся Данила Козловский и Иван Ургант (и они не одни такие) – в затянувшемся вынужденном отпуске. Один из самых популярных писателей страны Борис Акунин, книги которого неоднократно экранизировались (сериал «Фандорин. Азазель» вышел как раз в начале 2023-го), – в списке террористов и экстремистов, Дмитрий Глуховский (чей «Текст» вроде бы совсем недавно получал «Золотого орла») – заочно осуждён.Соответственно, запрет – по старой «доброй» традиции – касается не только людей, но и фильмов. Тон всему году задало почти моментальное исчезновение из легального доступа рассчитанного на детскую аудиторию телеспектакля «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (режиссёр Глеб Орлов, постановка Михаила Миронова), в октябре же дошло до того, что Минкульт отказал в выдаче прокатного удостоверения фильму «Сказка» Александра Сокурова – классика не только российского, но и мирового кино. Не вышел и «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой – ограничились редкими фестивальными показами.
Случай с «Айтой» Степана Бурнашёва по-своему уникальный: фильм запретили через полгода после премьеры, когда казалось, что все желающие его уже посмотрели (формально собрав не так уж и много, 26 млн рублей, картина тем не менее поставила кассовый рекорд для лент из Якутии)… С другой стороны, запрет всегда привлекает внимание: все признают, что у того же Сокурова, при всём его величии, никогда ранее не было одномоментно миллионной аудитории, тогда как «Сказка», выложенная на YouTube, получила феноменальную для авторского кино цифру просмотров.
История запретов явно будет продолжена: недавнее признание «международного общественного движения ЛГБТ» экстремистской организацией несомненно повлечёт за собой кардинальные чистки в каталогах онлайн-кинотеатров и поставит крест на потенциальном прокате множества иностранных картин.
Забастовки сценаристов и актёров США
Важнейшими событиями киноиндустрии стали отчасти совместные забастовки американских профсоюзов – Гильдии сценаристов (WGA) и Гильдии актёров (SAG-AFTRA). Первая продлилась 148 дней, вторая – 118, вместе они привели к тому, что на несколько месяцев шоу-бизнес США впал в состояние спячки. Для широкого зрителя её самым очевидным последствием стал кардинальный сдвиг репертуарного графика: отмена уже назначенных премьер, перенос съёмок и т. п. В итоге профессионалы победили, добившись от Альянса продюсеров кино и телевидения (AMPTP) удовлетворения своих требований: повышения зарплат и премиальных выплат, улучшений условий труда и т. д.Одним из важнейших пунктов в списке требований Гильдий стал вопрос урегулирования роли искусственного интеллекта в творческом процессе. Одни опасаются, что ИИ начнёт писать за них сценарии (а он уже пишет), другие – что при помощи ИИ будет решена, например, постоянная «проблема» многолюдной массовки (и уже множество есть тому примеров). Опасения небеспочвенны, и пусть сейчас стороны конфликта пришли к некоему соглашению, Искусственный интеллект, безусловно, можно назвать в числе главных героев (или антигероев?) 2023 года: про него говорят, им пользуются, про него снимают кино.