Богдан Л.

27.11.23 18:11

«Абсолютный рейтинг» фильмов Кристофера Нолана

Великобритания 1999Короткометражный фильм

Юный и талантливый писатель ищет материал для своего творчества. Вместо этого он находит вора, который берёт его под свою опеку.

Кристофер Нолан дебютировал в кинорежиссуре в 1998 году со своим неонуарным криминальным триллером «Преследование». В центре истории — талантливый писатель, который в поисках вдохновения блуждает по лондонским улочкам, выслеживая незнакомцев. Вскоре он попадает под крыло опасного грабителя и впутывается в череду запутанных и трагических событий. Нолан снял кино всего лишь за $6 тыс. в чёрно-белом формате. История развивается нелинейно — приём, который режиссёр будет оттачивать в своих будущих фильмах. В этой работе молодого постановщика уже отчётливо прослеживаются эстетические, художественные и драматургические фишки режиссёра-новатора.

США, Великобритания 2020Драма, Триллер, Боевик

Действие фильма происходит в семи разных странах. События разворачиваются после того, как мужчина, занимающийся международным шпионажем, сталкивается с техникой управления временем.

«Довод» не так зауряден и плох, как многие могут подумать, хоть и занимает весьма спорное и противоречивое место в фильмографии Нолана. Оценки картины крайне разнятся: от восторженных отзывов до категорического неприятия. История Протагониста, перемещающегося обратно во времени, для самого Нолана точно не стала шагом назад, но и не продвинула постановщика вперёд. Однако мы (зрители) в очередной раз убедились, что феномен времени для Нолана играет первостепенное значение, и он будет с ним играться (изучать), сколько его британской душе будет угодно. Не стоит забывать, что фильм взял «Оскар» за визуальные эффекты, и это действительно одна из самых любопытных и зрелищных картин, поражающая и захватывающая ум своим подходом к построению экшен-сцен.

Канада 2002Драма, Триллер, Мистика

Детектив Уилл Дормер вместе с напарником прибыл на Аляску для расследования убийства молодой девушки. Работа идёт своим чередом, и у полиции появляется подозреваемый. Этим человеком оказался Уолтер Финч. Однако вскоре всё меняется, так как погибает напарник Уилла. Эта смерть лишает детектива сна, а вместе с ним Домер рискует погибнуть в сетях махинаций Финча.

Ремейк одноименного норвежского фильма 1997 года рассказывает о коррумпированном и страдающем бессонницей детективе. Он пытается раскрыть убийство, пока сам находится под следствием за неоднократную фальсификацию улик. «Бессонница», будучи единственным фильмом Нолана, к написанию которого он не приложил руку, имеет сходство по стилю, но значительно отличается по сюжету от других фильмов автора. Игра актёров фантастична, сюжет многослоен, но ему не хватает фирменной виртуозности, которой славится режиссёр. При этом «Бессонница» может похвастаться великолепным актёрским составом, включая Аль Пачино, Хилари Суонк, а Робин Уильямс выступил в злодейском амплуа, что вообще случалось крайне редко.

США 2017Драма, Боевик, Исторический фильм

История событий знаменитой эвакуации Дюнкерка, когда в начале Второй мировой войны десятки тысяч британских и союзных войск оказались в окружении противника. Прикованные к пляжу и морю солдаты сталкиваются лицом к лицу с неразрешимой ситуацией в то время, как тиски противника сжимаются всё сильнее.

Один из самых недооценённых нолановских фильмов широкой аудиторией. Это кино про войну. И это один из лучших фильмов о Второй мировой войне, скрупулезно и точечно передающий напряжение, царившее весной 1940 года на берегу Дюнкерка. Тогда в песчаной ловушке оказались 400 тыс. солдат союзников, которых необходимо было как можно скорее эвакуировать. Война только начиналась, нацистские войска казались непобедимыми, и Гитлер наступал на Францию, использую все мощь Третьего Рейха. Режиссёр берёт, казалось бы, самый негероический эпизод войны, чтобы напомнить всем, что война это не столько подвиги и победы, сколько тяжёлые потери и испытания. Битвы в фильме как таковой нет, если не брать в расчёт непрекращающиеся внутренние сражения каждого безымянного солдата. Не дожидаясь кораблей союзников, простые британцы жертвуют своими лодками и сами спасают солдат. Блестящая музыка Ханса Циммера, которая буквально вдавливает зрителей в кресла звуком тикающих часов, не менее эффектно обработана звукорежиссёром Ричардом Кингом. Как итог — «Оскары» за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.

США, Великобритания 2005Приключения, Боевик

В детстве Брюс Уэйн теряет родителей и становится наследником огромного состояния. Повзрослев, он отправляется на Восток, где проходит обучение у мудрого наставника и обретает душевное равновесие. Спустя много лет Брюс возвращается домой. В Готэм-сити правит организованная преступность и держит в страхе весь город. Обнаружив в подвале своего особняка образец защитного костюма, Брюс решает самостоятельно бороться с преступностью. Так на свет появился Бэтмен - защитник, герой и борец за справедливость.

Первая проба пера Нолана в масштабном голливудском блокбастере о супергерое. Фильм включает ключевые факты биографии Бэтмена: его родители, не последние люди в Готэме, убиты, а их ребёнок становится летучей мышью. Как и в других фильмах Нолана о Бэтмене, в ленте два злодея: Пугало (Киллиан Мерфи) и Раса аль Гула (Лиам Нисон), которые не дают Уэйну (Кристиан Бэйл) покоя. Фильм «Бэтмен: Начало», возможно, является одним из самых значимых фильмов XXI века, поскольку он не только вознёс Нолана в ранг режиссера категории «А», но и стал шаблоном для современных блокбастеров. Многие кинематографисты пытались копировать его, стараясь быть такими же реалистичными и приземлёнными, но никогда не достигали той совершенства формы. А ещё Нолан популяризировал концепцию перезагрузки, в нуарном ключе переосмыслив Бэтмена для нового поколения.

США, Великобритания 2012Триллер, Боевик

Прошло восемь лет с тех пор, как Бэтмен исчез в ночи, став беглецом. Взяв на себя вину за смерть прокурора Харви Дента, Тёмный рыцарь пожертвовал всем ради того, во что он и комиссар Гордон свято верили. Преступность в Готэме временно утихла под действием антикриминального акта Дента. Всё меняется, когда в городе начинает орудовать загадочная ловкая воровка. Но куда опаснее появление террориста Бэйна, чей преступный план по уничтожению Готэма вынуждает Брюса закончить своё самовольное изгнание. Но, даже облачившись в свой костюм, Бэтмен может проиграть эту битву.

Третий фильм новаторской трилогии Нолана о Бэтмене — это триумфальное завершение одной из величайших саг о «Крестоносце в плаще». В начале фильма Брюс Уэйн уже более восьми лет не является Бэтменом — опустошённый травмами, потерей Рейчел Доус в предыдущей ленте и виной за смерть Харви Дента, он, по сути, стал затворником. Бэтмен вынужден вернуться, чтобы сразиться с Бэйном (Том Харди), террористом, который, как и Уэйн, прошел обучение в Лиге Теней и теперь держит в заложниках Готэм-сити. Позже мы знакомимся со знойной и корыстной Селиной Кайл (Энн Хэтэуэй), известной как Женщина-кошка, и Талией (Марион Котийяр), коварной дочерью покойного заклятого врага Бэтмена — Раса аль Гула. Триквелу сразу пришлось столкнуться с трудностями: после невероятного перфоманса Хита Леджера в роли Джокера во второй части, новых злодеев писать (а затем и играть) было невообразимо сложно. Но у создателей все получилось! Кристиан Бэйл стабильно крут, Том Харди брутален и по-настоящему грозен, а Энн Хэтэуэй и вправду знойна и корыстна. Хотя в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды» есть сюжетные дыры и необъяснимые повороты, они компенсируются блистательным актёрским составом, величественной партитурой Ханса Циммера и мастерской режиссурой Нолана.

США 2014Драма, Приключения

Физик Кип Торн изучает теорию гравитационных полей, туннелей в пространстве и времени, а также гипотезы, которые так и не смог доказать Альберт Эйнштейн.

Этот фильм Нолана разделил фанатов на два лагеря: с одной стороны, тотальное непринятие картины (зачастую из-за якобы слабой и спорной научно-доказательной базы демонстрации далёкого космоса), с другой — внепространственная и вневременная любовь к космической драме Нолана. Некоторые аспекты концовки ленты действительно заходят далеко за горизонт, но если не акцентировать на этом внимание, а просто осознать масштаб поднятых создателями вопросов, то «Интерстеллар» — это стопроцентный нокаут. В недалеком будущем, когда Земля умирает, пилот, ставший фермером, вынужден вернуться в космос по заданию НАСА, чтобы обнаружить три потенциально гостеприимных мира в других солнечных системах. Да, эта история вас одновременно эмоционально опустошит и возвысит так, как не делал ни один фильм Нолана. А ещё — это вершина творчества композитора Ханса Циммера, актёрский мастер-класс Мэттью Макконахи и наглядный пример, каким отцом лучше не быть (или быть?), и, вероятно, самые сложные визуальные эффекты в кино, которые превосходят всё, что было показано в кинематографе до этого. Демонстрация в фильме Чёрных дыр в буквальном смысле породила несколько серьёзных научных статей.

США, Великобритания 2006Драма, Мистика

Действие происходит в конец XIX века в Лондоне. Роберт и Альфред – иллюзионисты и друзья. Однажды их дружбе приходит конец: любимая жена Роберта погибает на выступлении, и разгневанный муж винит во всем своего друга. С этого момента их пути расходятся. Позже Альфред придумывает необычный трюк и становится самым популярным иллюзионистом. С этого момента Робертом начинает управлять одержимость, он хочет во что бы то ни стало разгадать тайну бывшего друга.

В фильмах Нолана в конце обязательно есть какой-нибудь крутой неожиданный поворот, но в «Престиже» их целая россыпь. Всё кино — это сюжетный аттракцион. Два фокусника 1890-х годов (Кристиан Бэйл и Хью Джекман) вступают в жесточайшую войну друг с другом и пытаются достигнуть секрета величайшей иллюзии — телепортации. На пути к своему главному фокусу каждый из них жертвует всем, в том числе человечностью и порядочностью, ведь настоящая магия требует кровавых жертв. Помимо того, что «Престиж» — это великолепно собранный воедино шедевр Нолана, он еще и очень нежный, чего не скажешь о большинстве других фильмах постановщика.

США 2000Триллер, Мистика

Леонард Шелби - обеспеченный и шикарно одетый мужчина. Однако у каждого есть свои тайны. В жизни Леонарда произошло событие, которое изменило всю его жизнь. Его жену убили, и теперь Леонард страдает редкой формой амнезии. Он помнит всю свою жизнь до ужасного момента, но потом одни провалы - потеря короткой памяти. Его цель - найти убийцу горячо любимой супруги. В этом ему помогают фотоаппарат, татуировки и друзья, которых он не всегда помнит.

Второй фильм Нолана и первая полнометражная работа. Картина-головоломка для самого режиссёра фундаментальная и основополагающая. По сюжету Леонард (Гай Пирс) страдает редкой формой кратковременной потери памяти, но при этом помнит, что его жена была жестоко изнасилована и убита. И хоть Леонард не помнит, что произошло 15 минут назад, он всеми силами пытается найти убийцу своей жены, руководствуясь подсказками и записками, которые он оставляет сам для себя, в том числе в виде тату на своём теле. Ах да, и самое главное — одна сюжетная линия начинается в начале истории и движется вперёд, другая — с конца и движется назад, а в последние минуты эти линии пересекаются в середине. Наглядные схемы можно найти в интернете. «Помни» — это первый фильм Нолана, который действительно поражает воображение, он не похож ни на что другое. По сути, «Помни» — это «Довод» за двадцать лет до «Довода», только решённый более экономичными, но оттого не менее изощрёнными, витиеватыми и виртуозными способами.

США, Великобритания 2010Приключения, Боевик

Дом Кобб — талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения: он крадёт ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Редкие способности Кобба сделали его ценным игроком в привычном к предательству мире промышленного шпионажа, но они же превратили его в извечного беглеца и лишили всего, что он когда-либо любил. И вот у Кобба появляется шанс исправить ошибки. Его последнее дело может вернуть все назад, но для этого ему нужно совершить невозможное — инициацию. Теперь задача его команды — не украсть идею, а внедрить её. Если у них получится, это и станет идеальным преступлением.

Второй (а для кого-то и первый) по влиянию на поп-культуру фильм Нолана «Начало» в 2010 году произвёл фурор во всём мире. Кобб (Леонардо Ди Каприо) — «извлекатель», который с помощью экспериментальных военных технологий за определённую плату проникает в подсознание человека и достаёт информацию через его сновидения. «Начало» — это концептуальные американские горки. Нолан берёт сложные идеи осознанных снов, подсознания человека и концепцию «реальности в реальности», и превращает всё это в осязаемые и общедоступные формы, за что расплачивается порой сюжетными недомолвками. Тем не менее, в фильме гораздо больше достоинств — это одни из самых оригинальных экшен-сцен, трогательная история потери и горя и, конечно же, великолепный актёрский состав, руководит которым Леонардо ди Каприо. «Начало», наверное, самый любимый у критиков фильм Нолана. В нём он достигает филигранного баланса между авторским и мейнстримным.

США, Великобритания 2023Драма, Исторический фильм, Биографический фильм

История жизни американского физика Роберта Оппенгеймера, который стоял во главе первых разработок ядерного оружия.

Последний на данный момент фильм Нолана — в некотором смысле самый простой из всех, которые он когда-либо снимал, но и самый мрачный и болезненно-актуальный. В нём, конечно, есть несколько временных линий, бешеный монтаж, но в его основе лежит история одного человека — Роберта Оппенгеймера, которого многие называют отцом атомной бомбы. Несмотря на относительно обычную фабулу, Нолан напитал её всем, чему научился в своих предыдущих фильмах. Он сумел сделать фильм, который как будто постоянно взрывается изнутри. Основная загадка ленты в том, во что на самом деле верил Оппенгеймер, так и не распутана до конца. Но в этом и есть смысл. Благодаря блестящим визуальным эффектам и леденящей душу партитуре Людвига Йоранссона, «Оппенгеймер» — это фильм, который заставляет зрителя задуматься (и это не звучит как моветон), а претенциозные и пафосные реплики персонажей кажутся вполне уместными. «Оппенгеймер» — это Нолан на максималках. Во всяком случае, много ли режиссёров способны снять трёхчасовую разговорную историческую драму с чёрно-белыми вставками, которую интересно смотреть именно на большом экране? Пожалуй, нет.

США, Великобритания 2008Драма, Криминал, Боевик

Второй фильм Кристофера Нолана о всемирно известном герое. В борьбе с преступностью Бэтмен объединяется с лейтенантом Джимом Гордоном и прокурором Харви Дентом. Их сотрудничество оказывается крайне плодотворным, однако вскоре они сталкиваются с очень сильным соперником. Гений криминала - Джокер - наводит ужас на весь город и превращает жизнь мирных граждан в хаос.

И хоть «Тёмного рыцаря» прославляют уже больше десяти лет, в первую очередь, за то, что он подарил поп-культуре Джокера в исполнении Хита Леджера (посмертный «Оскар»). Но великим злодеем Джокера делает не его отвратительная философия, непомерный аппетит или потрясающее актёрское исполнение, а то, что эта сущность гармонично конфликтует со своей противоположностью: Бэтменом. Можно долго разбирать величие этого фильма, его новаторский для жанра сценарий и рассказывать, какую культурную ценность он имеет, но отметить лишь то, что это супергеройский фильм, породивший все современные супергеройские фильмы, по своей сути фильм вовсе не о супергероях. Это политический триллер, философская драма, гангстерский эпик и всё, что угодно, но при любом раскладе — это лучший фильм Кристофера Нолана.