Богдан Л.
26.09.23 10:09В «Персоне» Ингмара Бергмана искусственный интеллект заменит одну из главных героинь
Гётеборгский кинофестиваль решил создать и представить обновлённую версию фильма Ингмара Бергмана «Персона», над которым будет трудиться искусственный интеллект. Чёрно-белая экзистенциальная драма 1966 года шведского режиссёра и без того считается сложной и во-многом экспериментальной работой. Картина признана шедевром и одной из вершин европейского авторского кино ХХ века, постоянно попадая в самые разные списки главных фильмов в истории кинематографа.
Творческие изыскания ИИ будут проводиться под чутким контролем Гётеборгского кинофестиваля, фонда Ингмара Бергмана и кинокомпаний SF Studios и Gothenburg Film Studios. В рамках «кинематографического эксперимента», как это характеризуют организаторы смотра, при помощи нейросетей лицо актрисы из оригинальной ленты Лив Ульман будет заменено на лицо финской актрисы Альмы Певсти («Опавшие листья»).
«Персона» Ингамара Бергмана вышла в 1966 году, картина рассказывает историю медсестры Альмы (Биби Андерссон), которая в отдалённом летнем домике на берегу моря ухаживает за внезапно замолчавшей после спектакля актрисой Элизабет Воглер (Лив Ульман). По ходу фильма психологическое и эмоциональное состояние двух девушек подвергается существенным трансформациям, порой неотличимое от помешательства или безумия. Картина и по сей день является предметов критических споров, интерпретаций и дискуссий.
Творческие изыскания ИИ будут проводиться под чутким контролем Гётеборгского кинофестиваля, фонда Ингмара Бергмана и кинокомпаний SF Studios и Gothenburg Film Studios. В рамках «кинематографического эксперимента», как это характеризуют организаторы смотра, при помощи нейросетей лицо актрисы из оригинальной ленты Лив Ульман будет заменено на лицо финской актрисы Альмы Певсти («Опавшие листья»).
«Другая персона» — это блестящий проект, — отмечает глава Фонда Ингмара Бергмана Ян Хольмберг. — Как говорилось в оригинальном фильме 1966 года: «Каждое слово — ложь, каждый жест — подделка, каждая улыбка — гримаса». Это становится ещё более актуальным сейчас, когда люди делегируют часть забот технологиям, одновременно пытаясь найти себя»
Художественные опыты с применением ИИ в кино уже не в новинку, но с фильмами такого статуса происходят крайне редко. Инновационное решение фестиваля в Гётеборге обусловлено нарастающими страхами работников киноиндустрии по всему миру относительно этических сторон применения современных технологий. Организаторы надеются привлечь внимание к проблеме и стать площадкой для её обсуждения. «Дискуссия об актёрском мастерстве, масках и подлинности, сделавшая «Персону» классикой, стала сегодня ещё острее и актуальнее. Проблема технологического прогресса особенно проявилась в контексте забастовки актёров в Голливуде, игнорирование дискуссии о возможностях производства и угрозах рынку труда творческих профессий более невозможна», — сказал Йонас Хольмберг, программный директор Гётеборгского кинофестиваля
Покажут «Другую персону» эксклюзивно на кинофестивале в Гётеборге в 2024 году в рамках панели «Другой интеллект», после чего в обсуждении примут участие сами Ульман и Певсти. По словам организаторов фестиваля, дальнейшего распространения фильм не получит. «Персона» Ингамара Бергмана вышла в 1966 году, картина рассказывает историю медсестры Альмы (Биби Андерссон), которая в отдалённом летнем домике на берегу моря ухаживает за внезапно замолчавшей после спектакля актрисой Элизабет Воглер (Лив Ульман). По ходу фильма психологическое и эмоциональное состояние двух девушек подвергается существенным трансформациям, порой неотличимое от помешательства или безумия. Картина и по сей день является предметов критических споров, интерпретаций и дискуссий.