Георгий Х.
24.08.20 18:08Российские фантастические фильмы, за которые не стыдно
Ночной дозор
На ночных улицах опасно. Но речь не о преступниках и маньяках. Там действуют те, кто называет себя «Иными». Те, чья сила велика, с кем не справиться обычным оружием. Они берум свою силу у людей. Тёмные — тёмную, Светлые — светлую. Многие века между теми, кто готов на все ради этой силы, идет война. И никто не может победить. Мир стоит на грани... И поэтому был заключён Великий Договор между Светлыми и Тёмными. Но Иные не безгрешны. И они нарушили Договор. И тогда Светлыми был создан Ночной Дозор, следящий за преступлениями Тёмных, а Тёмными, наоборот, следящий за Светлыми.
Первый настоящий отечественный блокбастер. Режиссёр Тимур Бекмамбетов в начале двухтысячных смог сделать невозможное – он начал снимать коммерческое кино для зрителей раньше, чем кто-либо ещё в новой России. И пусть сейчас оба «Дозора» выглядят сильно устаревшими, они своё дело сделали. В основу и первого, и второго фильма, получившего подзаголовок «Дневной Дозор», легли книги популярного российского фантаста Сергея Лукьяненко. Вот только, как это часто бывает с фантастикой, экранизировать их близко к тексту было просто невозможно, поэтому специально для киноверсий придумали отдельные сюжетные линии.
Притяжение
Что-то непонятное происходит в небе над Москвой. Становится известно, что аварийно приземлившийся в Чертаново неопознанный объект имеет внеземное происхождение. Место крушения начинают оцеплять представители силовых структур, жителей начинают эвакуировать, а специальная комиссия пытается установить контакт с пришельцами, чтобы узнать их намерения.
Почему вдруг все инопланетные космические корабли падают на Америку? Нужно и на Россию что-нибудь уронить! И ведь уронили – прямо на московский район Чертаново. Этот фильм Фёдора Бондарчука показал, что в нашей стране работают профессионалы своего дела, в силах которых делать визуальные эффекты на уровне голливудских профессионалов. Да, возможно, у зрителей есть претензии к сюжету, но он здесь отнюдь не главное. «Аватар» Кэмерона тоже разыгрывал карты на уже вытоптанной территории. Важно, что и «Притяжение», и его сиквел – «Вторжение» – на большом экране выглядят зрелищно. Картинка радует глаз, а звук – ухо. А если ещё и в IMAX…
Черновик
Кирилл живёт в Москве и занимается дизайном компьютерных игр. Однажды он сам и вся его жизнь оказываются стёртыми из памяти всех его близких, друзей и знакомых. Через некоторое время становится известно, что герой выбран для того, чтобы стать таможенником между множеством параллельных миров. Разгадает ли Кирилл загадку о значении этих миров, и узнает ли кто ими управляет? Возможно ли то, что наш привычный мир является лишь чьим-то черновиком, которого в настоящей Реальности нет и никогда не существовало?
Когда люди, снявшие отличную военную драму «Битва за Севастополь», взялись за работу над дилогией «Работа над ошибками» Сергея Лукьяненко, в которую входят романы «Черновик» и «Чистовик», я обрадовался. Однако странно было ожидать, что столь масштабное произведение, требующее бюджета, такого как, например, у кинокомикса «Мстители: Финал», можно снять за 200 млн рублей. Сценаристы сделали всё возможное, чтобы упростить историю из книжных оригиналов – нужно отметить, что в целом это им удалось. Если не учитывать первоисточник, то фильм, действительно, смотрится на одном дыхании.
Спутник
СССР, 1983 год. Советский космонавт-герой Константин Вешняков привозит на землю инопланетное существо… в собственном теле. В секретной лаборатории закрытого режимного города нейрофизиолог Татьяна Климова пытается спасти космонавта от чудовища, обнаруживая, что испытывает к своему пациенту куда больше, чем профессиональный интерес.
Качественный российский триллер, сюжет которого хорошо знаком всем поклонникам кино. Ничего нового в этой истории нет, разве что события тут разворачиваются на территории Советского Союза, а не США. Да, российские зрители посчитали «Спутник» вторичным, потому что нечто похожее они видели несколько лет назад в голливудском триллере «Живое». Однако «Спутник» здесь и сейчас нужно считать революционным для отечественного кинематографа – российские сценаристы и режиссёры боятся браться за подобный материал, потому что опасаются последующей реакции аудитории, вскормленной голливудскими хитами. Но если не пробовать, то прогресса можно не ждать. Так что как попытка выйти в незнакомый нам жанр, «Спутник» удался.
Чёрная молния
Двадцатилетнему Диме Майкову отец дарит старый автомобиль «Волга-21». С своему огромному удивлению Дима обнаруживает, что машина прекрасно умеет летать! Полёты для него стали самым большим развлечением. Однако однажды случившаяся беда заставляет Диму использовать свою невероятную машину для защиты своих близких. И вскоре ему предстоит вступить в воздушную битву с самим Злом.
Снятый по лекалам Человека-паука отечественный блокбастер «Чёрная молния» продемонстрировал, что и наше кино может быть супергеройским. Пускай даже и речь в нём идёт не о парне в трико, а о парне в летающей тачке. Авторы красиво перенесли классический американский кинокомикс в российские реалии. Очень прозрачно показали противостояние Добра и Зла. Да, опять же, ничего нового – весь фильм работает по проверенной схеме. Но я что-то не вижу, чтобы американцев наши зрители так же ругали за то, что они через фильм повторяются.
Хардкор
В будущем учёные работают над созданием неуязвимого военного робота, который обладает сверхчеловеческим разумом и высокотехнологичной неуязвимостью. Кроме прочих достоинств, этот уникальный продукт имеет внешний вид обычного представителя человеческой расы. Аспирантка научной лаборатории Эстель проводит доработку опытного образца под кодовым именем Генри, считающего её своей супругой. Однако талантливую девушку похищает всемогущий экстрасенс. Генри бросается на поиски, ему помогает таинственный незнакомец Джимми, который становится для киборга наставником и другом.
Экспериментальный экшен-фильм, снятый российским режиссёром Ильёй Найшуллером (лидером музыкальной группы Biting Elbows) и спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым. Картина основана на видеоклипе группы Biting Elbows, снятом от первого лица. Собственно, новаторство фильма тоже состояло в том, что он был полностью снят от первого лица – столь необычный подход к повествованию позволил ему успешно прокататься в США и заработать в сумме почти $17 млн при производственном бюджете $2 млн. В России (да и в мире) ничего похоже до этого момента не снимали.
Кома
Попав в серьёзную аварию, молодой архитектор через некоторое время приходит в себя, но не может узнать то, что его окружает. Мир вокруг него представляет собой коллекцию отрывочных и хаотичных воспоминаний тех, кто находится в пограничном между жизнью и смертью состоянии — коме. Чтобы вернуться к своей прежней жизни, герою предстоит изучить закономерности новой реальности, а затем испытать себя.
Фильм продюсера и режиссёра Никиты Аргунова, возглавляющего одну из российских студий визуальных эффектов, уместили в довольно тесные рамки российский бюджетов – на съёмки «Комы» было выделено 305 млн рублей. Учитывая, что упор в фильме изначально был сделан на визуальный ряд, 305 млн – очень маленькая сумма. Несмотря на это, из проекта выжали максимум – на большом экране «Кома» смотрится впечатляюще. Особенно учитывая тот факт, что это отечественное кино. Был бы бюджет побольше, могли бы картинку довести до близкого к идеальному состоянию.
Команда бывших спецназовцев снова собралась вместе для опасной миссии. Они давно привыкли называть друг друга по оперативным псевдонимам и беспрекословно подчиняться Параграфу. Однако на секретной ракетной базе кроме непосредственной внешней опасности, им придётся столкнуться с внутрикомандными разногласиями и старыми обидами.
Отечественная фантазия на тему смертельно опасного вируса, превращающего человека в подобие живого ходячего мертвеца. Когда на экраны вышла дилогия «Параграф 78», в мире уже все посмотрели «Обитель зла», поэтому для многих российских зрителей эти два фильма оказались вторичными по определению. На деле Михаил Хлебородов снял то, что в нашем кино до этого не снимали. И пусть из фантастической составляющей там лишь вирус, «Параграф» оказался на голову выше многих схожих по жанру проектов отечественного производства.
Аванпост
Недалёкое будущее. Происходит что-то непонятное, из-за чего обрывается связь между населёнными пунктами земного шара. Космонавты с орбиты передают, что наблюдают некий круг вна территории Восточной Европы. За границей этого круга военные находят следы жестоких столкновений. Что может уничтожать всё живое, и как долго может продержаться человечество?
Тоже дилогия, правда, зрителям пока что представили только первую часть. Когда выйдет вторая – неизвестно. События разворачиваются в Москве и области – на нашу планету готовятся напасть таинственные пришельцы. Сто видели то же самое, но только в иностранных фильмах – сами ничего похожего просто не снимали. А когда рискнули – получилось. Интересно, что разницу в бюджетах с некоторыми голливудскими фильмами в данном случае разглядеть практически невозможно. Не «Мстители», не «Аватар», но есть куда стремиться.
Фантом
Все они приехали в столицу России по разным причинам, а вместе их свёл обычный ночной клуб. Однако вскоре их жизни будут зависеть друг от друга. Пятерым иностранцам в Москве придётся пережить нападение инопланетян.
Учитывая, что в работе над этим фантастическим фильмом были задействованы в том числе и российские специалисты (не считая Тимура Бекмамбетова в продюсерах), «Фантома» смело можно назвать отечественным проектом. Режиссёром выступил Крис Горак, а главные роли сыграли Оливия Тирлби, Эмиль Хирш, Макс Мингелла, Рэйчел Тейлор, Юэль Киннаман, Гоша Куценко, Артур Смольянинов и Пётр Фёдоров. Снимали в Москве, причём, летом 2011 года, когда российскую столицу на протяжении месяца окутывал смог от лесных пожаров.