Кино после «короны»: как быстро восстановится индустрия?

Все последние годы российское кино искало своего героя. Находило в советском прошлом: военном, спортивном. В современной истории с этим были проблемы. Но COVID-19, кажется, снял вопрос в ближайшей перспективе. Это будут врачи!

Режиссёр Джаник Файзиев:
«Я вот, например, знаком с несколькими врачами и с удивлением узнал, что врачи крупных московских клиник ездят в Коммунарку в качестве добровольцев. Меня это потрясло до глубины души».

Авторское кино заострит проблему простых людей в условиях самоизоляции. Так считает Юрий Быков, снявший «Майора» и «Завод». По иронии последний на сегодня фильм режиссёра — «Сторож» — как раз о людях, которые спрятались от опасностей внешнего мира, но это всё-равно привело к драматическим последствиям.

Режиссёр Юрий Быков:
«Все сюжеты, все темы, которые были запланированы, сериалы, которые были основаны на той реальности, с моей точки зрения, в новой реальности не сработают вообще. А если и сработают, то как ретро».

Тизер-трейлер фильма «Сторож»

Ряд кинематографистов уже осмысливает происходящее. И спасительным средством для них оказался скринлайф. Фильмы и сериалы по технологии захвата видео с экрана взялись снимать сразу несколько видных деятелей кино от Константина Богомолова с «Безопасными связями» до Тимура Бекмамбетова — с «Историями карантина». Подхватили тренд и создатели многосерийного проекта «Все вместе». Сериал рассказывает о друзьях, которых пандемия вынудила сидеть дома, но не лишила возможности общаться. Потерю работы, страх перед будущим и свои отношения герои обсуждают посредством видеосвязи.

Актёр Даниил Вахрушев:
«Наш проект «Все вместе» немножко даже уникальный. Я видел проекты конкурентов. Они прям совсем просто: вот как мы с вами сидим сейчас разговариваем, вижу «рекординг» написано, вот типа того. А потом бах — на монтаж и всё. У нас всё-таки есть графенчик, закадровый голос».


Трейлер скринлайф-сериала «Все Вместе»

Создатели скринлайф-проектов — счастливчики, продолжили работать даже в режиме самоизоляции. Остальные замерли в тревожном ожидании. Впрочем, на днях Роспотребнадзор выпустил рекомендации, при которых можно продолжить съёмки в условиях карантинных мер. Для многих это возможность вернуться на площадку.

Режиссёр Алексей Герман-младший:
«В любом случае, ближайшие полгода-год должна быть более четкая информация о состоянии членов съёмочной группы. Потому что очень многие не говорят. Делают вид, что всё в порядке, а они могут быть больны».

Актёр Виктор Добронравов:
«Я думаю, что всё равно мы все начнём работать. Все начнут работать. Это такая мировая истерика, когда планета крутится-крутится и вдруг (изображает слоумо) и все: "Давайте запускайте обратно!"».

Программа «Индустрия кино», сюжет о кино после «короны»

Нет единого мнения по поводу возобновления проката. То, что рано или поздно это случится, понимают все. Как и то, что менее всех пострадают сетевые кинотеатры, но когда и в каком объеме зрители вернутся в залы, пока ясности нет.

Продюсер Александр Роднянский:
«Вы же обратили внимание, когда в Ухане объявили о конце пандемии, кинотеатры открылись, но в них никто не пошёл. То есть, первой проблемой будет чувство безопасности, которое должны испытывать зрители».

Актёр Виктор Добронравов:
«Я надеюсь, что всё нормализуется. Но опять же, люди довольно долго сидят без работы и для того, чтобы ходить в кино и ходить в театры, им нужно эти деньги заработать».


И в этой связи актуализировалась онлайн-смотрение. Единственная альтернатива в условиях пандемии в будущем может нанести урон кинопрокату. Премьера второй части «Троллей» в США — в онлайне, минуя прокат — обернулась скандалом и крупнейшая в мире киносеть теперь бойкотирует фильмы компании Universal. В России из мейнстрима, не дождавшись открытия залов, пока вышел только «Спутник».

Трейлер фильма «Спутник»

Режиссёр Егор Абраменко:
«Есть какое-то внутреннее ощущение, что текущая ситуация не рассосётся так быстро, как бы хотелось и мы будем далеко не последними, кто пойдёт по такому пути».

Впрочем, все без исключения эксперты верят в большой прокат, без которого не быть главному движку индустрии — большому событийному кино.

Режиссёр Сарик Андреасян:
«Вот мой фильм «Гудбай, Америка!» — в нём нет ни государственных денег, ни денег от холдинга или корпорации. Поэтому в моём случае, если я просто продам его в онлайн-кинотеатр, я просто не смогу окупиться. Соответственно, мне нужен прокат. Девяноста процентам фильмов нужен прокат».

Трейлер фильма «Гудбай, Америка»

Продюсер Сергей Сельянов:
«Вот кинотеатры мы называем первичным рынком, а телевидение и онлайн-платформы вторичным. Сама классификация говорит о том, что для кинематографа на первом месте по значимости. Да кино мы снимаем для кинотеатров. Изображение для большого экрана, звук для большого зала. Это всего не разглядишь на айпаде и не услышишь в телефоне».

В одном насчёт будущего после коронавируса можно быть уверенным — и в этом сходятся все эксперты «Индустрии кино»: без кинотеатров развития ни отрасли, ни искусства, не будет. Технологии, как видим, легко позволяют попробовать, но это будет, как говорится, совсем другое кино.

#кинотеатры

#коронавирус

#кино после короны