Лучшие короткометражки, снятые известными режиссёрами, которые можно посмотреть на YouTube

Жора Крыжовников, «Проклятие» (2012)

Остроумное высказывание Жоры Крыжовникова о положении отечественного кино и тяжёлой актёрской доле. Эту короткометражку он снял ещё до своего первого громкого фильма «Горько!», за которым последовали комедии «Самый лучший день», «Ёлки новые» и драма «Лёд 2». На несколько секунд в ней появляется его жена-актриса Юлия Александрова. Остальные же 5 минут фильма буквально вывозит на себе невероятно талантливый российский актёр – Тимофей Трибунцев.


София Коппола, «Превзойти звезду» (1998)

Если вы хотите понять истоки творчества единственной дочери знаменитого Френсиса Форда Копполы, то эта короткометражка для вас. Чёрно-белое и томное повествование, героини – школьницы-подружки, придумавшие себе секрет под эффектным названием Lick the Star, многообещающие взгляды, недомолвки и недосказанность. Эта работа была первой пробой пера Софии Копполы в области режиссуры. И стала провозвестником таких её талантливых, отмеченных на крупных фестивалях фильмов, как «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Где-то», «Элитное общество» и «Роковое искушение».


Уэс Андерсон, «Отель «Шевалье» (2005)

Короткометражка жизнерадостного и лиричного Уэса Андерсона, созданная как пролог к его полнометражному фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники». Мужчину, сбежавшего от своей жены в отель, играет один из любимых актёров режиссёра - Джейсон Шварцман. Жену, которая неожиданно приезжает к нему, – Натали Портман. В отельном номере под великолепную песню Питера Сарстедта Where Do You Go To My Lovely эти двое переживут миллион оттенков разных чувств, говорящих о том, что они всё ещё не безразличны друг другу. Даже не верится, что Андерсон снял это кино за два с половиной дня, а потом просто смонтировал его у себя на компьютере.


Тайка Вайтити, «Две машины, одна ночь» (2004)

До того, как снять фестивальный фильм «Мальчик», марвеловский блокбастер «Тор: Рагнарёк» и оскароносный «Кролик ДжоДжо», Тайка Вайтити создал чёрно-белую короткую историю о мимолётной любви. Она была третьей короткометражной работой его как режиссёра и даже была номинирована на «Оскар». Сюжет у неё очень простой: дети из неблагополучных семей ждут каждый в своей машине, когда из бара вернутся их родители. Впереди у них целая ночь, чтобы познакомиться.


Мартин Скорсезе, «Бритьё по-крупному» (1967)

Только такой мастер, как Мартин Скорсезе может превратить 5-минутный эпизод о том, как молодой мужчина бреется в ванной, в политический памфлет. Хотя, если не знать тогдашнего исторического контекста, можно принять его короткометражку за парадоксальный слеш-хоррор. На самом деле таким образом режиссёр высказал своё отношение к Вьетнамской войне, показав её как бессмысленное кровопролитие, которое наносит вред, прежде всего, американцам. В этой работе Скорсезе уже чувствуется его пристальное внимание к деталям, но главная её прелесть – в многообразии трактовок.


Дэвид Ф. Сандберг, «Shadowed» (2020)

Многие режиссёры не теряют время и на карантине. Автор фильмов «Шазам!» и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла», например, создал 3-минутный фильм в жанре хоррор. В главной роли играет его жена - Лотта Лостен. Когда ты один дома, каждый звук и шорох иногда может напугать. А здесь в квартире выключается свет, а на стенах появляются зловещие тени… Более ранняя короткометражка Сандберга «И гаснет свет…» в своё время переросла в полноценный ужастик. Как знать, может, вскоре мы увидим полный метр на основе и этой истории.


Нил Бломкамп, «Выжить в Йобурге» (2005)

Нил Бломкамп создал около десяти короткометражек, но именно эта послужила основой для его дебютного полнометражного фильма. «Выжить в Йобурге» снят в стиле горячего репортажа с места событий (этот приём помогает Бломкампу оправдать понятную бедность спецэффектов). Пришельцам здесь отведена роль беженцев, и мы увидим не один гневный комментарий о том, как из-за них на нашей Земле всё пошло не так. Это прелюдия к его фантастическому блокбастеру «Район №9», где за сюжетом о вторжении инопланетян скрывается неординарное высказывание о ксенофобии и расовой нетерпимости.


Сэм Рэйми, «В лесах» (1978)

Ранняя короткометражка Сэма Рэйми – на самом деле дешевая демо-версия его будущей франшизы «Зловещие мертвецы». Здесь уже есть всё: и Брюс Кэмпбелл, и несущаяся между деревьями камера, и превращение в зомби гостей лесной избушки, и даже эпизод, в котором Нэш теряет руку. В общем, это генеральная репетиция Сэма Рэйми перед созданием одного из самых страшных хорроров ХХ века.


Стивен Долдри, «Восемь» (1998)

«Меня зовут Джонатан, и мне восемь», - с этой фразы (она звучит в короткометражке трижды) театральный режиссёр Стивен Долдри начал свою карьеру в кино. Потом он подарит миру великолепные картины «Билли Эллиот» и «Часы». Но уже в его маленьком фильме «Восемь» видно, насколько хорошо он чувствует язык кино и как тонко способен передавать эмоции ребёнка. Его герой – мальчик-сирота, мечтающий стать звездой футбола – или просто найти своё место в жизни. К теме детства Долдри возвращался не раз, и Оскар из его же фильма «Жутко громко, запредельно близко» наверняка поладил бы с Джонатаном.


Бен Зайтлин, «Величие в море» (2008)

Маленький шедевр Бена Зайтлина, снятый за несколько лет до выхода его триумфальной дебютной работы «Звери дикого Юга». Несколько уцелевших (после потопа? наводнения? цунами?) собирают то ли плот, то ли ковчег. Они хотят отправиться на нём на поиски своих пропавших родственников и уверены, что их ждёт успех. Каждый из них норовит притащить в плот какой-нибудь талисман, обещающий надежду на победу, но от этого плот всё больше разрастается.