Георгий Х.
27.04.20 13:04Названы 30 лучших хорроров за всю историю кино
Впусти меня
Мальчик по имени Оскар постоянно подвергается издевательствам со стороны сверстников. Однажды в соседний дом переезжают новые жители, и он знакомится с девочкой Эли. С тех пор в его жизни начинают происходить странные события. Со временем он узнаёт, что девочка, с которой он подружился на самом деле - вампир...
«Впусти меня» — одна из самых известных историй о дружбе человека и вампира. Фильм имел огромный успех на кинофестивалях и собрал по всему миру более $10 млн, что для шведского кино большая удача. Режиссёру Томасу Альфредсону удалось привнести в классический сюжет новые краски – показать вампиризм как одно из будничных бытовых преступлений.
Невеста Франкенштейна
Отвергнутый всеми монстр ищет себе пару. Доктор Франкенштейн приходит на помощь и создает заветную подругу.
Классический фильм ужасов с элементами комедии – прямое продолжение картины «Франкенштейн». В этом хорроре Борис Карлофф в полной мере проявил себя как актёр, так как в первой части у него не было ни одной реплики. Кроме того, «Невеста» привнесла в фильм ужасов романтический и даже мелодраматический элемент.
Глаза без лица
Неизвестные похищают и убивают дочь профессора Женессье. Полиция приглашает доктора на опознание. Убитый горем отец организует похороны Кристиан. На самом деле, девушка жива, а Женессье вот уже несколько месяцев подряд пытается восстановить ее лицо, изуродованное в автокатастрофе. Его помощница Луиза заманивает в поместье девушек, которым предстоит стать жертвами пластических операций безумного доктора…
Французский режиссёр Жорж Франжю одним из первых в истории жанра хоррор сделал основной упор на кровавые спецэффекты. Фильм о враче, который заманивает в свою клинику юных девушек, становился причиной обмороков – зрителей шокировали натуралистичные сцены хирургических операций. Ничего подобного прежде не снимали.
Кинг Конг
Научная экспедиция на необитаемый остров заканчивается встречей с гигантским ужасающим монстром, которого местные жители прозвали Кинг Конг. Одно его имя вселяет страх. Человеческая алчность безгранична - короля джунглей везут в Нью Йорк, чтобы развлечь публику и заработать денег. Но никто и не думал, что у этого чудовища есть такое же огромное сердце. В поисках юной девушки, заставившей Кинг Конга встать на колени, он снесёт всё на своем пути.
«Кинг Конг» почти сразу обрёл статус культового, а спустя много лет вошёл в реестр Национальных фильмов США, представляющих культурную и историческую ценность. Картина про гигантскую гориллу стала самым технически сложным проектом своего времени. Купер впервые применил новые визуальные приёмы. Например, «техника блуждающей маски» позволяла методом наложения эффектов снимать в одном кадре и живых актёров, и кукол, изображающих монстров. Впервые в кино мелодия накладывалась на диалоги, меняя эмоциональную окраску в соответствии с сюжетом.
Кошмар зомби, начавшийся в фильме «Ночь живых мертвецов», продолжился в «Рассвете мертвецов». Успех второго фильма был ошеломляющим: при бюджете $650 тыс., сборы достигли $60 млн. Благодаря Джорджу Ромеро – режиссёру, научившему мировое кино обращаться с живыми мертвецами, — зомби прочно закрепились на больших экранах, что в итоге позволило франшизе «Обитель зла» собрать под миллиард долларов в мировом прокате, а «Войне миров Z» — более полумиллиарда.
Плетеный человек
На небольшой остров Саммерайленд, расположенный недалеко от Шотландии, для расследования исчезновения местной девочки прилетает сержант Хоуи, полицейский инспектор с «большой земли» и убежденный христианин. На острове, однако, он моментально сталкивается с холодной враждебностью местных жителей по отношению к его расследованию и к нему самому.Сначала все утверждают, что никогда не видели девочки, фотографию которой полицейский показывает жителям острова, что ничего о ней не знают, но через некоторое время Хоуи удается выяснить, что девочка такая на острове все-таки была. С этого момента те же самые люди, что вначале утверждали, будто никогда ее не видели, внезапно «вспомнили».Что действительно, была такая девочка в их рядах, но, к сожалению, полгода назад скончалась. Вскрыв ее могилу, полицейский находит в гробу вместо трупа кроличью тушку…
«Плетёный человек» считается лучшим британским хоррором и имеет огромное число поклонников. Для своего времени эта картина была революционной, она поднимала вопросы религиозного и морального характера. Героями фильма стали самые обыкновенные люди, которые оказались страшней любых кровожадных монстров. Жуткие сцены из «Плетёного человека» попали в 2003 году в Список 100 самых страшных моментов в истории кино по версии британского телеканала Channel 4. Вокруг фильма вырос самый настоящий культ: в Шотландии, в местах, где проходили съёмки, проводится музыкальный фестиваль «Плетёный человек».
Врач из маленького калифорнийского городка обеспокоен растущим количеством пациентов, утверждающих, что перестали узнавать своих близких: люди становятся равнодушными, бесчувственными.Начав расследование, он обнаруживает, что речь идет о двойниках, создаваемых загадочными космическими пришельцами, планирующими завоевание Земли. Спасётся ли врач, помешает ли методичной поступи невидимых и неуязвимых захватчиков — зрители не узнают до самой последней минуты.
Фильм, снятый по одноименному роману Джека Финнея о тайном вторжении мимикрирующих космических захватчиков, приобрел культовый статус и в 1994 году был помещён в Национальный реестр Библиотеки Конгресса США как один из мрачных памятников эпохи Маккартизма: вышедший за семь лет до пика «Холодной войны» — «Карибского кризиса», — фильм обыгрывал базовые психозы американского общества времён «охоты на ведьм»: страхи перед скрытой угрозой со стороны «врагов» американского общества и образа жизни. Режиссёр Дон Сигел продемонстрировал как через фантастику и жанр ужаса можно говорить о самых острых проблемах социума.
Кроваво-красное
Во время лекции на конгрессе парапсихологии женщина, читавшая лекцию и угадывавшая имена присутствующих в зале и что у них в кармане, забилась в припадке, утверждая, что в зале смерть, что она видит ужасное убийство на вилле, что она слышит детскую песенку. И в ту же ночь ее зверски зарезал огромным тесаком человек в плаще, которого видел джазовый пианист. Невольно пианист втягивается в эту историю и начинает свое собственное расследование.
Одна из самых знаменитых работ Дарио Ардженто, яркого представителя сугубо итальянского жанра «джалло» (от итал. giallo «жёлтый») — криминально-эротического триллера-детектива с мистической атмосферой. В фильме расследование преступлений маньяка сопровождается пугающими сновидениями. «Кроваво-красное» удачно эксплуатирует мотив детских травм, которые тяжёлым грузом лежат на сознании человека.
Кошмар на улице Вязов
Фредди Крюгер - серийный маньяк, который известен своими жестокими убийствами детей, за что их родители сами расправляются с убийцей. Спустя несколько лет, маньяк является в кошмарах разным подросткам, но оказывается это не просто сон, потому что люди, убитые во все, умирают и на яву...
Первый «Кошмар на улице Вязов» стал образцом «слэшера». Фильм моментально нарекли хитом на все времена: он послужил основой для одного из самых популярных киноциклов. Картина стала дебютом для Джонни Деппа, но главной находкой стал сам Фредди Крюгер в исполнении Роберта Инглунда – один из самых страшных киноманьяков в истории. Согласно исследованию телеканала НСТ, проведённому осенью 2019 года, Крюгер является самым узнаваемым кинозлодеем среди россиян в возрасте от 18 до 24 лет – его узнали 95% респондентов.
Кэрри
Школьница обнаруживает, что после первой менструации у неё появилась способность двигать предметы усилием воли.
«Кэрри» – первая экранизация Стивена Кинга. Картина режиссера Брайана де Пальмы о девушке-подростке, которая обладает способностями телекинеза, вошла в золотой фонд хорроров, став одной из самых удачных киноадаптаций в головокружительной литературной карьере «короля ужасов» Кинга.
Бабадук
В день когда Амелия рожает сына, её муж погибает в автокатастрофе. Это событие оставляет глубокий отпечаток. И спустя шесть лет мальчика преследуют кошмары и зловещие существа. Однажды вместо книжки со сказками Амелия читает на ночь детскую страшилку про Бабадука. После этой книги их страхи из воображаемого мира начинают проявляться и в реальном. И чем больше мать с сыном пытаются их прогнать и побороть, тем сильнее это таинственная сила становится.
Мрачный австралийский хоррор с элементами социально-психологической драмы режиссёра и сценариста Дженнифер Кент (ученицы и бывшей ассистентки Ларса фон Триера), покорил публику на фестивале «Санденс» и, по мнению критиков, стал лучшим фильмом ужасов 2014 года. А автор ленты «Изгоняющий дьявола» Уильям Фридкин после просмотра «Бабадука» написал на своей странице в социальной сети, что это самый жуткий хоррор, который он когда-либо видел. Страх здесь живет в каждом кадре.
Муха
Талантливый и немного эксцентричный ученый Сет Брандл изучает проблемы телепортации. Начав с перемещения в пространстве неодушевленных предметов, гений от науки решает поэкспериментировать с живыми существами. Воодушевленный удачным результатом опыта по телепортации обезьяны, он сам хочет стать объектом эксперимента. Но по воле случая в стерильную камеру залетает муха. Это маленькое насекомое навсегда меняет жизнь Сета — он становится другим. Другим существом…
Экранизация рассказа французского писателя Жоржа Ланжелана об изобретателе, который совершает фатальную ошибку во время эксперимента по телепортации, имела феноменальный успех. Хоррор получил премию «Оскар» за лучший грим, а кассовые сборы «Мухи» превысили $40 млн. Отлично показавшая себя в прокате картина сделала знаменитым актёра Джеффа Голдблюма, который затем стал звездой «Парка Юрского периода» и «Дня независимости».
Птицы
Богатая светская львица Мелани Дэниэлс приезжает в пригород Сан-Франциско, чтобы вернуть должок адвокату Митчу Бреннеру. Он проводит здесь выходные со своей матерью Лидией и младшей сестрой Кэти. И тут начинают происходить странные вещи. На Мелани нападает чайка, затем Лидия находит своего соседа мертвым, скорее всего его заклевали птицы. Вскоре птицы начинают нападать на любого, кто появляется на улице.
Замыкает «Тридцатку НСТ» самый дорогостоящий фильм в карьере Альфреда Хичкока «Птицы» (бюджет $3,3 млн в ценах 1962 года, с учётом инфляции, был бы равен $28 млн сегодня). В картине про обезумевших пернатых, которые нападают на людей, «мастер ужасов» довёл саспенс до совершенства: весь фильм – филигранная игра на нервах зрителя. Одной из особенностей картины стало полное отсутствие музыкального сопровождения. Хичкок использует настоящие голоса и хлопанье крыльев птиц, что только усиливает пугающий эффект.
Обеспокоенная новыми сообщениями о том, что вандалы и хулиганы испоганили далекое кладбище в Техасе, где похоронен ее дедушка, Салли и ее прикованный к инвалидной коляске брат Франклин Хардести собирают своих друзей и на семейном автофургончике отправляются проверить, не повреждена ли дедушкина могила.Оказавшись в районе кладбища, они заодно решают навестить старую ферму, где жил их дед. По соседству расположена еще одна ферма. Она разукрашена жуткими предметами, сделанными из кожи и костей людей и животных, а живет там семейка рабочих со скотобойни.Самый страшный из них «Кожаное Лицо». Он носит маску из человеческой плоти и умело управляется с бензопилой.
Фильм считается шедевром кинематографа. Его копии хранятся в Нью-Йоркском музее современного искусства. «Техасская резня бензопилой» – одна из первых лент, в которой маньяк скрывает своё лицо под маской. А в основе сюжета фильма лежал не миф или легенда, а история маньяка Эда Гейна – одного из самых печально известных убийц в истории США. Картина положила начало целой хоррор-франшизе.
Чужой
Возвращаясь из дальнего космоса на Землю, космический корабль получает странный сигнал от близлежащей планеты. Они решают отправиться на планету, однако там их ждёт совсем нетёплый приём.
Фильм режиссёра Ридли Скотта об инопланетных существах, которые охотятся на людей, сделал актрису Сигурни Уивер самой узнаваемой женщиной-астронавтом в кино и получил ряд престижных наград, в том числе премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. «Чужой» подарил миру новое ужасное чудовище — ксеноморфа — и породил одну из самых долгоиграющих хоррор-франшиз.
Ребёнок Розмари
Розмари и Гай Вудхаус переезжают в квартиру в доме с плохой репутацией. Их новые соседи Минни и Роман слишком стараются подружится с ними, а всё чаще Гай начинает проводить времени с новоиспечёнными друзьями. Через некоторое время Розмари начинает замечать, что происходит что-то странное. Потом ей снится кошмар, в котором её любимый превращается в демона. После этого сна Розмари чувствует, что она беременна, однако эта догадка скорее пугает её, чем радует, так как у её соседей явно есть свои планы на этого ребёнка.
Фильм Романа Полански «Ребёнок Розмари», снятый по одноимённому бестселлеру Айры Левина, традиционно занимает верхние строчки в списках лучших хорроров в истории кино. Жуткая история про девушку, оказавшуюся в центре сатанинского заговора, открыла целое направление фильмов об оккультизме, вдохновила кинематографистов на создание «Омена», «Экзорциста», «Изгоняющего дьявола» и других мистических картин.
Нечто
Действие происходит в Антарктике. Американские и норвежские исследователи сталкиваются со странным существом - инопланетной формой жизни. Теперь вся команда находится в опасности...
«Нечто» – один из самых мрачных фильмов в истории кино. Картину об инопланетном существе, обнаруженном во льдах Антарктиды, называют эталоном «докомпьютерной эры». Режиссёр Джон Карпентер установил новую планку качества спецэффектов. Работая над фильмом, он использовал новые для тех времён технологии и приёмы - гидравлику, пневматику, радиоуправляемые модели, обратную съёмку. В одной из сцен для натуралистичности создателям пришлось задействовать настоящие органы животных.
Психо
История девушки Мэрион Крейн, которая разочаровалась в отношениях с разведённым мужчиной. Возлюбленный Мэрион не может жениться на ней, так как должен платить алименты своей бывшей семье. Однажды героиня принимает решение кардинально изменить свою жизнь: она крадёт у своих работодателей 40 тысяч долларов и пытается бежать…
Возглавляет топ-топов хорроров фильм Альфреда Хичкока, ставший его «визитной карточкой» и подаривший режиссёру звание «короля саспенса». Эту картину называют первым психологическим хоррором в истории кинематографа. Хичкок использовал съёмку от первого лица, позволяя зрителю увидеть события глазами убийцы, что создавало невероятно мощный эмоциональный эффект. В «Психо» нагнетание ужаса строится не на действиях героя, а на саспенсе – тревожном ожидании развязки.
Сияние
Писатель Джек Торренс приезжает зимой вместе с женой и сыном в опустевший отель в горах, где он устроился сторожем. Джек постепенно начинает сходить сума, после того, как встречается с призраками отеля.
Фильм Стенли Кубрика «Сияние», снятый по роману Стивена Кинга, попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый пугающий психологический триллер. А в 2003 году персонаж Джек Торренс, которого сыграл Джек Николсон, занял 25-е место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев», опубликованном Американским институтом киноискусства (AFI). По результатам проведённого ресурсом Play.com в 2013 году опроса, самым страшным моментом в истории кинематографа была признана сцена, когда главный герой выламывает топором дверь в ванную.
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Нина, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Появившись в 20-х годах прошлого века, вампиры не покидают экраны вот уже почти сто лет. На шестом месте в списке лучших хорроров всех времен и народов – немое кино немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, который считается прародителем фильмов про вампиров. В «Симфонии ужаса» он передал атмосферу кошмара и безысходности. Мурнау первым в Германии использовал «движущуюся камеру». Впервые все «натурные» сцены снимались на природе, а не имитировались в павильоне.
Изгоняющий дьявола
Известная актриса однажды замечает странные перемены в поведении своей 12-летней дочери. Врачи считают, что причина кроется в психологических проблемах. Однако мать решает пригласить священника, который подозревает, что девочка одержима дьяволом…
Фильм мастера жанра хоррор Уильяма Фридкина об одержимой девочке, в которую вселился дьявол, считается одной из самых страшных картин за всю историю кинематографа. «Изгоняющий дьявола» был удостоен десяти номинаций на премию «Оскар», в том числе — первым в истории ужасов — номинации «Лучший фильм года».
Ночь живых мертвецов
Приехавшие на уединённое кладбище брат с сестрой подвергаются нападению непонятных существ. Они напоминали оживших мертвецов. Барбре удалось спастись и укрыться в расположенном неподалёку доме. Здесь она встречает ещё несколько человек, которые тоже спасаются от мертвецов. Через некоторое время они узнают, что по всей планете появляются такие существа, а причиной тому - радиоактивное излучение с Венеры.
В 1968-м году американский режиссёр Джордж А. Ромеро снял свою первую ленту про ходячих мертвецов и стал основоположником жанра. Именно в этой картине впервые возник образ зомби, ставший классикой: это оживший мертвец, поедающий человеческую плоть. Зрители испытали совершенно новый вид ужаса. Режиссёр доказал, что качественно напугать зрителей можно без огромного бюджета. При затратах в $114 тыс. картина заработала $30 млн.
Хэллоуин
Душевнобольной маньяк Майк Майерс сбегает из лечебницы и начинает совершать убийства в маленьком городке.
«Хэллоуин» режиссёра Джона Карпентера стал одним из самых кассовых американских фильмов ужасов: при бюджете всего в $325 тыс., в прокате он заработал более $60 млн. Картина о психопате Майкле Майерсе, который держит в страхе целый город, оказала огромное влияние на весь жанр хоррора: вызвала всплеск фильмов о серийных убийцах и полумистических монстрах, преследующих подростков. Карпентер, по сути, изобрёл слэшер – одно из самых популярных направлений жанра ужасов.
Челюсти
Ясный летний день на острове Э́мити оборачивается трагедией: на молодую девушку нападает кровожадная акула. Позже отдыхающие курортного острова и его жители становятся свидетелями всё более жестоких убийств. Опытный рыбак Квинт, в прошлом участник Второй мировой войны, начинает охоту на акулу-убийцу.
Лента о большой белой акуле, терроризирующей отдыхающих и обитателей небольшого курортного городка, принесла Стивену Спилбергу мировую известность и признание. Фильм «Челюсти» имел невероятный успех – это первая картина в истории проката, которой покорилась отметка в $100 млн., а итоговые мировые сборы составили $471 млн. Считается, что как раз «Челюсти» и ознаменовали начало «эры блокбастеров»: именно после этой кассовой сенсации студии начали вкладывать гигантские бюджеты в производство и маркетинг фильмов-событий, планируя релиз самых крупных на лето, — к длинному уикенду Дня независимости (4 июля).
Франкенштейн
Учёный по имени Франкенштейн нашёл способ оживлять мертвецов. В ходе эксперимента чудовище, созданное им из разных частей тела умерших, оживает.
Это первая картина, где появился культовый персонаж ужастиков – доктор Виктор Франкенштейн. Классическая экранизация романа Мэри Шелли, которую снял один из основателей жанра ужасов в звуковом кино Джеймс Уэйл, долго считалась непокорённой вершиной хоррора. Образ монстра, воплощённый актёром Борисом Карлоффым, стал каноническим.
Кабинет доктора Калигари
Фрэнсис, его товарищ и девушка, в которую они оба влюблены, становятся жертвами ужасающего эксперимента доктора Калигари.
Первый в истории кинематографа полнометражный фильм ужасов. Картина про доктора Калигари, использующего гипнотические способности, чтобы вводить людей в транс и совершать их руками жестокие убийства, вызвала ажиотаж и положила начало немецкому киноэкспрессионизму. Роберт Вине совершил настоящий прорыв в киноязыке: он сделал так, что экранное действие передавало внутренний мир героев, отражая их изменённое психологическое состояние.
Прочь
Главный герой едет в гости к своей кавказкой подруге. Но её родной дом оказывается проклятым местом, где творится что-то неладное.
Режиссёрский дебют американского актёра, комика, сценариста и продюсера Джордана Пила вошёл в историю кинематографа, сотворив мини-сенсацию в мировом бокс-офисе. Фильм с бюджетом $4,5 млн собрал в кинотеатрах около $214 млн. Кроме того, картина о фотографе, который едет знакомиться с родителями девушки и попадает в дикий замес, получила не только множество восторженных отзывов критиков и зрителей, но и премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Отвращение
Красавица-маникюрша Кэрол из-за своей психической неуравновешенности опасная для социума. Однако самый кошмар начинается, когда героиня на несколько дней остаётся одна дома. Все её ужасы начинают материализоваться, стены пытаются её схватить, а окружающее пространство то сжимается, то растягиваются.
Первый фильм Романа Полански и первая часть его «квартирной трилогии», состоящей из фильмов «Отвращение», «Ребёнок Розмари» и «Жилец». Картина о девушке, которая страдает психическим расстройством, завоевала две премии на Берлинском международном кинофестивале и Премию ФИПРЕССИ. Критики назвали ленту новаторской, отметив, что режиссёр мастерски передал состояние безумия: кошмары главной героини материализуются на экране.
Вторая часть одноимённой трилогии – «Зловещие мертвецы 2», стала классикой жанра и культом целого поколения. Главный герой фильма Эш Уильямс, противостоящий демонам, и по сей день остается одним из самых известных персонажей хорроров наравне с Пинхедом из «Восставшего из ада», Фредди Крюгером и Джейсоном Вурхизом из «Пятницы, 13-го».
Есть в старушке Англии лихие, жуткие места, путешествовать по которым чрезвычайно опасно… И наших героев, двух беззаботных американских туристов, об этом предупредили. Но веселые заокеанские парни не вняли предостережениям местных жителей и в глухой ночи, освещаемой мертвым светом луны, сошли с дороги. Здесь, во мраке, их ждал неописуемый кошмар, после которого одному из американцев было суждено стать ужасным призраком, а другому — кровожадным оборотнем!
Хоррор известного комедийного режиссёра Джона Лэндиса пользовался успехом в прокате и заслуженно пополнил ряды культовой классики ужасов — во многом благодаря великолепному гриму и спецэффектам. Превращение человека в жуткого оборотня даже по нынешним меркам выглядит крайне реалистично, а в 80-е — и вовсе пугало зрителей до визга. «Американский оборотень в Лондоне» стал первым в истории фильмом, который получил премию «Оскар» за лучший грим.