Георгий Х.
29.01.20 16:01«1917»: как они это сделали
Как и специалисты по подбору локаций, которые несколько месяцев не спали спокойно, художник по декорациям Ли Сандалес и его команда добыли почти весь реквизит, который вы увидите в фильме. А это, нужно заметить, очень серьёзная работа, потому что режиссёром Сэмом Мендесом была поставлена задача по созданию максимально реалистичной атмосферы.
Ли Сандалес, художник по декорациям:
Трейлер фильма «1917»
Чтобы вырыть и укрепить окопы на передовой, цех декоративно-технических сооружений изучил немало материалов и обнаружил упоминания множества окопов союзных войск, при сооружении которых применялись различные приёмы. Вырытые на передовой окопы по ширине были почти идентичны тем, в которых сражались солдаты во время Первой мировой войны. Так что с соблюдением деталей проблем не возникло.
Элен Кузьмишко, арт-директор:
Сэм Мендес, режиссёр:
Трейлер фильма «1917»
Чтобы создать ощущение присутствия, когда зрители будто находятся с главными героями бок о бок, пришлось создать облегчённую и более мобильную камеру. Просто представьте себе: за героями следуют оператор и двое его помощников, которые держат камеру. Затем устройство помещают на специальный кран, расположенный неподалёку или закреплённый на автомобиле. Если бы камера была тяжелее, то таскать её на руках, а уж тем более быстро-быстро перемещать её в пространстве, укладывать на кран – было бы просто невозможно. Тем более что всё должно быть выполнено с точностью до секунды.
Сэм Мендес, режиссёр:
Ролик о создании фильма «1917»
Ещё до того, как были созданы все декорации, подготовка к съёмкам потребовала долгого времени репетиций. По признанию исполнителей главных ролей, Джорджа Маккэя и Дина-Чарльза Чепмена, репетировать приходилось много на протяжении четырёх месяцев. В чём помогали репетиции? Прежде всего, в том, чтобы отточить до мелочей все действия, которые предстояло выполнить актёрам. В итоге, когда на площадке звучала команда «Мотор!», происходящее легко можно было сравнить с танцем, в котором, помимо актёров, кружилась и вся съёмочная группа. Работу камеры и остальной техники требовалось синхронизировать с тем, что в данный конкретный момент делал актёр.
Дин-Чарльз Чепмен, исполнитель роли младшего капрала Блейка:
Роджер Дикинс, оператор:
Роджер Дикинс, оператор:
Фильм о фильме «1917»
Ли Сандалес, художник по декорациям:
«Многое из вещей было изготовлено специально для фильма, например, немецкие пулемёты, которые были установлены в карьере. Мы также должны были изготовить 6000 гильз для реквизита и все оборонительные заграждения, которые затем обмотали колючей проволокой. Нам также пришлось разыскивать и покупать множество элементов декораций для оставшейся части съёмок. Мы перерыли все рынки на территории Соединенного Королевства, в южной Франции и в Париже, чтобы набрать нужных нам вещей».
Трейлер фильма «1917»
Чтобы вырыть и укрепить окопы на передовой, цех декоративно-технических сооружений изучил немало материалов и обнаружил упоминания множества окопов союзных войск, при сооружении которых применялись различные приёмы. Вырытые на передовой окопы по ширине были почти идентичны тем, в которых сражались солдаты во время Первой мировой войны. Так что с соблюдением деталей проблем не возникло.
Элен Кузьмишко, арт-директор:
«У нас были вырыты окопы вдоль линии фронта, непосредственно за которой лежит нейтральная полоса, и мы должны были показать всё это на экране как единую декорацию. Требовалась довольно-таки большая площадь, особенно равнинная часть».
Режиссёр Сэм Мендес, снявший шпионский экшен «007: Скайфолл», на этот раз предлагает зрителям эксперимент: из-за минимального количества монтажных склеек, они будут наблюдать за событиями практически в режиме реального времени.
Сэм Мендес, режиссёр:
«Причина, по которой я решил снимать материал, используя приём непрерывной съёмки, заключается в том, что с самого начала я чувствовал, что историю, лежащую в основе нашего сюжета, нужно рассказывать на экране именно в режиме реального времени. Чувство пройденного расстояния очень важно. Но при этом просто громадное значение также имеет эмоциональное решение, которое, я надеюсь, ещё теснее свяжет вас с жизненной историей двух главных героев. Я хотел, чтобы кинозрители проходили весь путь вместе с ними шаг за шагом, следили за каждым их вздохом. Это не было решением, которое было как бы навязано отснятому материалу позже. Мысль о необходимости использовать приём непрерывной съёмки пришла мне в голову вместе с основной идеей построения его сюжета. Одним словом, идеи, определяющие стиль, форму и содержание фильма, появились у меня одновременно. Вы начинаете строить повествование таким образом, что каждая его секунда работает как часть одного непрерывного потока».
Трейлер фильма «1917»
Чтобы создать ощущение присутствия, когда зрители будто находятся с главными героями бок о бок, пришлось создать облегчённую и более мобильную камеру. Просто представьте себе: за героями следуют оператор и двое его помощников, которые держат камеру. Затем устройство помещают на специальный кран, расположенный неподалёку или закреплённый на автомобиле. Если бы камера была тяжелее, то таскать её на руках, а уж тем более быстро-быстро перемещать её в пространстве, укладывать на кран – было бы просто невозможно. Тем более что всё должно быть выполнено с точностью до секунды.
Сэм Мендес, режиссёр:
«Иногда камеру, которую нёс оператор, мы подвешивали на проволоку. Это давало ей возможность перемещаться на довольно большие расстояния. Затем камеру снова снимали, оператор бежал с ней в свой маленький джип, машина отъезжала от места съемок ещё метров на 360, и он снова выскакивал из джипа и мчался за угол».
Если кто-то замешкается в процессе, приходится снимать ещё раз, а затем ещё и ещё, но в случае с «1917» такой возможности просто не было. Например, в эпизоде, где главный герой бежит по полю среди атакующих солдат, а позади него и впереди взрывается земля, запасов пиротехники хватило бы лишь на три-четыре попытки. И так во всём.
Ролик о создании фильма «1917»
Ещё до того, как были созданы все декорации, подготовка к съёмкам потребовала долгого времени репетиций. По признанию исполнителей главных ролей, Джорджа Маккэя и Дина-Чарльза Чепмена, репетировать приходилось много на протяжении четырёх месяцев. В чём помогали репетиции? Прежде всего, в том, чтобы отточить до мелочей все действия, которые предстояло выполнить актёрам. В итоге, когда на площадке звучала команда «Мотор!», происходящее легко можно было сравнить с танцем, в котором, помимо актёров, кружилась и вся съёмочная группа. Работу камеры и остальной техники требовалось синхронизировать с тем, что в данный конкретный момент делал актёр.
Дин-Чарльз Чепмен, исполнитель роли младшего капрала Блейка:
«Мы работали в огромном репетиционном помещении Shepperton Studios, где вокруг нас были нагромождены все эти картонные коробки, которые служили как бы ориентирами настоящей площадки. Сэм уже точно знал, какова будет расстановка актёров, но иногда мы сталкивались с чем-то, что не стыковалось или выглядело не совсем правильно. Когда это происходило, Сэм просто стоял на месте, закрыв глаза, старался всё представить так, как должно быть, а затем просто находил решение. Я никогда не видел ничего подобного. Его способность справляться с такими вещами совершенно потрясала».
Роджер Дикинс, оператор:
«Иногда вам нужно быть рядом с персонажами, а иногда вам хочется отойти от них как можно дальше, чтобы можно было показать их на фоне открытого пространства, определённого пейзажа. В общем, речь шла о необходимости обеспечить нужный баланс между снятыми сценами. Мы придумали множество разнообразных способов объединения сцен, потом Сэм репетировал эти сцены, затем мы рисовали схемы и показывали их нашему художнику-раскадровщику, который предлагал нам различные варианты раскадровки с учётом наших основных идей. Эта работа постепенно продвигалась вперёд, а когда мы начали работать с нашими актёрами на месте съёмок, всё пошло намного быстрее».
Снимали при естественном освещении – это ограничение сразу наложило ряд ограничений на производство. Например, если сцену начинали снимать в пасмурную погоду, то и продолжать её снимать требовалось в такую же погоду. Если над площадкой начинало сиять солнце, съёмки прерывались, а вместо этого команда «1917» во главе с Сэмом Мендесом снова начинала репетировать.
Роджер Дикинс, оператор:
«Фильм снимался под открытым небом, и мы сильно зависели от света и погоды. И мы поняли, что на самом деле очень хорошо, что у нас нет возможности в полной мере использовать свет. Если, например, в снимаемой сцене вы бежите по окопу, а затем внезапно повернули на 360 градусов, это значит, что в такой сцене источник света просто негде было бы разместить. Поскольку мы снимали, строго придерживаясь сюжетной линии, нам приходилось снимать только в облачную погоду, чтобы обеспечить непрерывность сменяющих друг друга сцен. Иногда по утрам появлялось солнце, и мы не могли продолжать съёмки. Поэтому в такие дни мы занимались репетициями».
Когда герой бежит среди руин, укрываясь от немцев, выпускающих в небо сигнальные ракеты, свет то и дело меняет местоположение, соответственно, меняются и тени. Группе пришлось заранее просчитать, сколько секунд будет гореть ракета, как руины будут преломлять тени, как тени будут проходить сквозь окна разрушенных зданий. Для этого был создан специальный макет, который позволил математически просчитать все необходимые параметры. Так режиссёр и оператор узнали, что им предстоит делать на съёмочной площадке.
Для создания фильма использовалась и компьютерная графика, правда, отличить её от реальных съёмок крайне непросто. Например, когда герой прыгает с ограждения в воду, актёр на самом деле прыгал на специальный мат, а когда в руинах вы видите гигантское, охваченное пламенем здание церкви, на самом деле это огромная осветительная конструкция, которую на постпродакшене перерисовали в горящий объект.
Чтобы персонажи незаметно переходили из одного эпизода в другой, Мендес пользовался разнообразными незаметными приёмами. Этого можно добиться по-разному: когда персонаж проходит через дверной проём или вдруг появляется из-за штор, когда он входит в бункер, когда отражается его силуэт, иногда помогают движения тела, перемещение какого-либо элемента или реквизита на передний план... или даже при помощи панорамной съёмки. Благодаря всему перечисленному вы верите в происходящее, будто бы за главными героями и взаправду повсюду бегал фронтовой оператор.
Фильм о фильме «1917»