Арманд Ассанте: «Америка увидела себя в лицо»

Иван Кудрявцев
Прежде всего, скажу: большая честь видеть вас в этом кинотеатре. Расскажите, пожалуйста, о вашем мастер-классе!
Арманд Ассанте
А для меня большая честь быть здесь. Я польщён, что меня пригласили пообщаться с этими замечательными людьми. Это мероприятие организовало «Роскино», и очень важно, что это произошло. Большинство не знает, но когда я ещё был младенцем, буквально только появился на свет, моя мать оказалась полностью парализована, реабилитация заняла у неё много времени, я наблюдал всё это, пока рос. Она так и не восстановилась полностью. В общем, всё моё детство прошло под знаком этого недуга. На меня это очень повлияло, я побывал в реабилитационных центрах, знаю, через что проходят люди. Пожалуй, если назвать качества, которые я точно приобрёл ещё ребёнком, то это эмпатия, преодоление и сострадание. Все члены нашей семьи вынуждены были постоянно заботиться друг о друге.
Мне кажется, всё это связано с программой «Кинообразование без границ». Это про заботу о тех, кому она нужна, про воспитание тех, кто одарен и хотел бы добиться чего-то большего. По иронии судьбы, моя мама была первой учительницей в штате Нью- Йорк, кто специально занялся публичным преподаванием для инвалидов.
Словом, то, что вы делаете, - по-настоящему важно. Если бы я привез вас в Манхэттен, то за двадцать минут прогулки по нему вы бы столкнулись со страданием, которое вы даже представить себе не могли. Но то же есть в Париже, Лондоне или здесь, где бы вы ни были. Смысл в том, что человеческое страдание – существует. Многие люди несут свой крест, даже не подозревая об этом. В этом – дилемма человечества. Кризис может случиться с кем угодно, в любой момент жизни. Так что идея собрать людей, чтобы работать с другими людьми, воодушевлять их, - это замечательно.

Сюжет программы «Индустрия кино»

Иван Кудрявцев
Когда было объявлено о мастер-классе, там анонсировалось, что вы расскажете, как преодолевать препятствия в карьере. Вы верите, что любое препятствие может стать союзником?

Арманд Ассанте
Да, я считаю, что если вы осознаете препятствие, работаете с ним, то до тех пор, пока вы будете фундаментально преданы правде, оно будет вашим союзником. Но если вы не преданы правде, то оно превращается во врага. Но если вы с правдой, вы победите.

Иван Кудрявцев
Что вы имеете в виду, говоря «правда»?
Арманд Ассанте
Имею в виду осознание недуга, который вас поразил. Для того, чтобы каким-то образом описать этот недуг, вам нужна вера, убеждение. Но убеждение должно быть основано на чем-то реальном, не на фантазиях, которые вы сами себе на этот счет выдумали. Нет, для этого есть основополагающие права и законы.

Иван Кудрявцев
И любовь?
Арманд Ассанте
Да, и любовь. Она помогает. Но это большое сражение, вернее, сражения.

Арманд Ассанте снялся в более сотне фильмов и сериалов. Среди них - «Одиссея», «Рядовой Бенджамин»,«Хоффа», «Короли Мамбо», «Судья Дредд», «Гангстер», «Готти» и многие другие.


Иван Кудрявцев
Какие важнейшие уроки вы извлекли из фильмов, над которыми успели поработать за время своей карьеры? Может, какие-то примеры вы привели на мастер-классе?

Арманд Ассанте
Человеческие отношения – вот основа моей жизни. Мне кажется, весь баланс мира основан на человеческих отношениях. Вы думаете, что все это звучит чересчур упрощенно? Нет! Человеческие отношения включают толерантность, терпимость, готовность учиться друг у друга, жить вместе. Дом, в котором я родился, находился в районе, где жили все возможные вероисповедания мира, и все гармонично сосуществовали! Никто не дрался, никто никого не трогал, не было драм. Просто гармония. Я бы сказал, что мой родной Нью-Йорк научил весь мир тому, что мы все можем жить в мире! Но только, если пестовать отношения, если каждый будет частью сообщества. Если бы все приняли это, как было бы хорошо!

Кадр из фильма «Короли Мамбо» с Армандом Ассанте


Иван Кудрявцев
У ваших родителей итальянские и ирландские корни. Когда мы видим итальянцев и ирландцев в кино, в том числе великом, они чаще всего играют плохих парней. Симпатичных плохих парней! Зато когда показывают русских плохих парней, они уже по-настоящему плохие. Как думаете, в чем причина?

Арманд Ассанте
Понятия не имею. Может, они сами решили быть плохими? (смеется) Это их выбор! Все зависит от выбора, который мы делаем.

Иван Кудрявцев
Нет, они же персонажи, выбирают не они, а те, кто их показывает там в голливудских фильмах!

Арманд Ассанте
Думаете? А что, в российских фильмах по-другому показывают? Они там очаровашки?

Иван Кудрявцев
По-разному бывает. Есть и очаровашки. Но все равно без однородности.

Арманд Ассанте
Слушайте, ну это еще одна мировая дилемма. Смешной вопрос. Хотите знать, почему? Да изучите свою историю! (хохочет)

Кадр из сериала «Готти», где Арманд Ассанте сыграл «крёстного отца»


Иван Кудрявцев
Хорошо, попробую там ответ поискать. Но у меня другой вопрос: первым фильмом с вашим участием, который я посмотрел, была «Одиссея» Андрея Кончаловского. Он недавно новый фильм выпустил, «Грех». Каково было работать с русским режиссёром в Голливуде в то время?

Арманд Ассанте
На самом деле, мы работали довольно далеко от Голливуда – в Англии, Турции, на Мальте. На этот проект позвал его я, потому что был знаком с творчеством Кончаловского. Я очень хотел, чтобы режиссёром был именно он, и, слава Богу, так и случилось. Он невероятно талантливый человек, очень разносторонний. Он понимал, что производство такой картины – дело практически невозможное, «Одиссея» – это пять тысяч страниц текста. Это народное сказание, которому тысячи лет. Если начнёшь читать её по-настоящему, она тебя проглотит. Мне кажется, что важнейшим достижением Кончаловского стало вычленение основного сюжета для фильма. Он сформулировал, что это путешествие одного человека через мимическую хореографию других историй. И он смог это упаковать в систему кинематографических образов, чтобы люди могли увидеть и сказать: «А, вот что всё это значило в поэме! Вот что значит “Посейдон”, “циклопы”, “сирены”!» Он сделал эти образы тактильными, реальными для зрителя. Это было феноменально!

Трейлер фильма «Одиссея»

Иван Кудрявцев
Это история не только про путешествие, но и про верность Пенелопы, которая ждала мужа много лет. Путешествие и героизм проверяют эту верность на прочность. Насколько долгим может быть странствие человека? Сколько можно проверять на прочность верность тех, кто ждёт тебя?

Арманд Ассанте
Думаю, в этом и идея «Одиссеи». Улисс не только любознателен в своём постижении мира. Его воля и привычки формируют эту любознательность. И его падения, как он понимает, связаны с его привычками. Они относятся к войне, к тому, чтобы быть героем, чтобы противостоять сиренам. Это путь не одного человека, а всего человечества. Семь смертных грехов – это такой же путь, потому что он связан с противостоянием им. Вы же видите цену, которую вам приходится платить, если вы поддадитесь. Улисс заплатил двадцатью годами за это. А потом узнал о трогательной верности Пенелопы. Многие люди упускают, что, предав свои принципы, свою моральную основу, ты теряешь годы собственной жизни. И годы тех, кого ты любишь. Вот основа персонажа Улисса. А он справился со всеми своими испытаниями, даже не поняв этого толком. Это очень по-человечески. Всё хорошо, только 20 лет уже не вернёшь. Но такой уж у него путь.

Иван Кудрявцев
Вы уже «Ирландца» посмотрели?

Арманд Ассанте
Нет, пока не видел.

Трейлер фильма «Ирландец» Мартина Скорсезе

Иван Кудрявцев
Зато вы играли в фильме Денни ДеВито «Хоффа». Русскому зрителю трудно понять, почему история Хоффы – ключ для понимания Америки.

Арманд Ассанте
Я не знаю, насколько в новом фильме правдиво рассказана история Хоффы, но его биография точно намного уродливее, чем показанная в «Хоффе». Написавший его сценарий Дэвид Мэмет – прекрасный профессионал, там отличный сюжет, но он далек от действительности. А почему ключ? Потому что история Хоффы окружена многими важными обстоятельствами, теми же, что и у Джона Ф. Кеннеди. К ним относится крупномасштабная коррупция, вершина которой находилась в американском правительстве, была монополизирована им. Слишком много людей было связано с одними и теми же лицами. Не физически связано, но они «проворачивали делишки» вместе. История Хоффы – это метафора грандиозного соблазна одного политического лидера. Он использовал профсоюзные деньги и казино, чтобы заработать больше для своего профсоюза. Это очень новаторская идея заработка, но это незаконно. В каком-то смысле, впервые Америка увидела себя в лицо и признала: «Мы стали коррумпированными». Лучшая книга, которая об этом была написана, принадлежит автору, которого я хорошо знаю. Его зовут Дэн Молди, а книга - «Войны Хоффа». И это действительно лучшая метафора Америки ХХ века. В книге говорится о том, сколько жизней было затянуто в паутину этой коррупции. Как они все были взаимосвязаны. Люди, которые читали его, были поражены, потому что они думали, что знают свою историю. И они не подозревали, что мир стал настолько мал. А последствия той войны до сих пор актуальны.

Трейлер фильма «Хоффа»

Иван Кудрявцев
Учитывая происходящее в американской и мировой политике, как вы думаете, случайно ли Мартин Скорсезе решил вновь вернуться к истории Хоффы?

Арманд Ассанте
Может, да, может, нет. Как бы то ни было, «Ирландец» - развлекательный продукт. Да и без него очень много фильмов, который можно считать метафорой политического ландшафта. Если подумать, то все фильмы - так или иначе метафоры нашей действительности. Более того, искусство в любой форме – метафора. Пикассо, когда рисовал «Гернику», изобразил то, что происходило в Испании: хаос, кровопролитие, революцию, насилие. И всегда искусство ищет возможность создать метафору на материале нашей жизни. Это хороший вопрос, вы знаете. Но я все это осознал, когда я еще был совсем мальчишкой. То, что происходило с Америкой, поменяло мое мировоззрение. Полностью. После смерти Кеннеди я поймал себя на том, что больше никому не верю. И ничему. Я чувствовал себя полностью преданным. Полностью. Я уже не понимал, что значит – быть американцем. И меня это очень сильно уязвляло. И до сих пор это ощущение не прошло. Мы все живем в состоянии амнезии, весь мир. И особенно это ощущается в последние лет двадцать. Мы забыли, что случилось в Ираке и Афганистане. Во Вьетнаме, Камбодже. То, что произошло там, сегодня не принято вспоминать и обсуждать.

Иван Кудрявцев
Буду откровенен. Трамп – первый президент, за жизнь которого я всерьез боялся. Когда я увидел, что происходило после выборов, когда понял, кто стал президентом, я просто испугался за его жизнь. Не знаю, связывает ли это его с Кеннеди, потому что они совсем разные люди. Но – что вы думаете?

Арманд Ассанте
Не думаю, что между ними есть что-то общее, да и мир сейчас совсем другой. Мне вообще не кажется, что современный политический ландшафт имеет аналоги в прошлом. Я просто наблюдаю за тем, что происходит в последние двадцать лет во всем мире. У нас амнезия, мы полностью потеряли коммуникацию. Новые медиа и технологии нас совершенно разъединили.

Кадр из фильма «Судья Дредд» с Армандом Ассанте


Иван Кудрявцев
Последний вопрос. Мои коллеги с канала «Синема», который посвящен европейскому и американскому кино, хорошему кино, зрительскому, просили задать вам его. Что бы вы посоветовали своим российским коллегам, актерам, режиссерам и продюсерам, сделать, чтобы найти свежую кровь для мирового рынка? Что им сделать, чтобы его завоевать? Как это сделали французы, японцы или немцы? Как продвигать свой национальный кинематограф?

Арманд Ассанте
Мне кажется, думать о рынке – слишком опасно. Если вы подлинный художник, вы не можете думать о рынке. Надо думать об истории, которую вы рассказываете. О ее значимости. О том, как вы ее любите. Как сильно хотите, чтобы люди ее поняли. Если вы с этого начинаете, тогда появляется язык, сметаются все барьеры. Мне кажется, так думали ваши, российские режиссеры, которых сегодня знают во всем мире. Они верили в историю. Они создали нечто большое. Вы хотите быть частью мирового рынка, а я даже не понимаю, что это значит, какой в этом смысл. В чем история, в чем хотите убедить зрителя? Если ваш опыт таков, то получится нечто значимое. То же когда ты актер. Вокруг тебя много всякой ерунды всегда крутится, ты часто чувствуешь себя идиотом, но ты начинаешь думать о фильме, и все приобретает смысл. Я был на многих больших фестивалях мира, меня поражало, что молодые авторы просто взрывали мое сознание 10-минутными фильмами, 20-минутными. Потому что значимость их «послания» была настолько срочной, важной, мощной, красивой, что эти они ломали все границы. Вот ради этого работает индустрия. К сожалению, это бывает не всегда, мы отвлекаемся на технологию. Конечно, фантастика – это увлекательно, но всегда вопрос – ради чего, что в ней есть того, что связано с нами. Если в ней есть стержень такого типа, то такое кино посмотрят все.

Иван Кудрявцев
То есть, хотите покорить рынок – забудьте о рынке?

Арманд Ассанте
Да, так и есть.

Дмитрий Лузган