Литвинов М.
27.09.19 14:09Гуру сценарного мастерства провёл мастер-класс в Москве
На встрече спикера представил продюсер киношколы Александра Митты Геннадий Иванов. Кристофер поприветствовал присутствующих на русском языке и сказал, что ещё с детства мечтал попасть в Россию. Вкратце Кристофер рассказал о своей биографии, особо выделив своё обучение в частной киношколе USC School of Cinematic Arts (SCA), где учился и Джордж Лукас.
Два курса, по словам Воглера, открыли ему глаза на кино. Первый ‒ анализ истории для кино и ТВ. Второй ‒ изучение старых фильмов в стиле нуар. Именно на втором курсе он узнал о Джозефе Кэмпбелле. Кристофер прочёл его книгу «Герой с тысячью лиц» и это было «то, что он искал всю жизнь». После обучения Кристофер работал в студии, где его задачей было читать сценарии, рекомендовать их, а также рекомендовать способы их улучшения.
Сначала Кристофер написал очень короткую книгу, всего 7 страниц, и передал её в студии. Книга распространилась повсюду, как вирус. Тогда он создал более развёрнутую книгу, которая, по его словам, как ковёр-самолёт теперь помогает ему путешествовать по разным странам и общаться с тысячами кинематографистов.
Говоря о своём влиянии на голливудские фильмы, автор подчеркнул, что самый большой вклад он внёс в создание картины «Король Лев», и когда он с женой смотрел её на экране, он то и дело восклицал: «Это мое! Это я придумал!». В целом, Кристофер работал на разных студиях, в том числе, над такими фильмами, как «Бойцовский клуб», «Тонкая красная линия».
У Кэмпбелла история ‒ метафора путешествия. Кристофер разделяет такой подход. Он отмечает, что в жизни каждого человека присутствует ощущение путешествия. Даже если герой остаётся дома, присутствует изменение: эмоциональное, мир вокруг него меняется. Даже если герой стоит на месте, мир путешествует.
1. Обычный мир. Мир, который герой знает (дом, страна, семья, окружение). Чаще всего герою неуютно в этом мире, либо есть чувство, что не все просто. Может, жизнь слишком хороша, чтобы быть правдой. В первой части появляется «зов к приключениям». Будто кто-то приходит и стучится в дверь, зовёт героя. Часто герой боится открыть эту дверь из-за предыдущего опыта или неизвестности. Но потом происходит что‒то, что заставляет его выйти из дома. Он движется, а ему помогают, появляется персонаж ментора, который даёт герою что-то, что придаёт ему уверенность и герой готов к путешествиям.
2. Во второй части случается то, что называют «падением». Герой идёт в неизвестное и доходит до черты. Здесь происходят интересные вещи. Второй акт очень сложен для сценаристов. Именно здесь нужно сделать героя глубже. В этой части у вас есть время узнать героя получше, подружиться с ним, показать его друзей и единомышленников. Каждый раз в этой части герой проходит через страшные испытания. На секунду аудитория даже может подумать, что герой умер ‒ он ненадолго исчезает и аудитория думает, где он. Затем герой появляется и заявляет, что он живой. Возможность почувствовать на мгновение смерть окрашивает в яркие краски жизнь. В этот момент часть зрителя находится на экране. Герой почти умирает и воскресает. Мы переходим в третью часть.
3. Третья часть называется «инициация». Герой начинает экспериментировать с новой идентичностью, новым способом существования. В конце третьей части все становится быстрее и быстрее. Герой должен что-то быстро получить. Он в опасности и теряет всё.
4. Четвёртая часть ‒ возвращение. Это возвращение домой другим, своеобразное завершение круга истории. Герой либо побеждает, либо теряет все: жизнь или смерть. Все сдвигается и переходит в одну сцену. Здесь для сценариста существует два пути: стандартный хэппи-энд или путь трагедии, где герой теряет все. В современных фильмах, правда, все смешивается.
Кристофер Воглер:
О Кристофере Воглере
Кристофер Воглер – автор популярной книги «The Writer’s Journey: Mythic Structure for writers» / «Путь писателя: мифологическая структура для авторов». «Путь писателя» Кристофера Воглера — одна из самых популярных и важных книг по сценарному мастерству в мире. Она была переведена на восемь языков и оказала большое влияние на многих успешных писателей и сценаристов. В своей работе ею руководствуются такие авторитеты, как Даун Стил (Парамаунт Пикчерз Корпорейшн) и продюсер Джеффри Катценберг. Эта книга является обязательной для чтения на всех голливудских студиях.
Мастер-класс проводился в преддверии трехдневного семинара Кристофера Воглера в Москве, который состоится 28-30 сентября. Подробнее о программе семинара.
Два курса, по словам Воглера, открыли ему глаза на кино. Первый ‒ анализ истории для кино и ТВ. Второй ‒ изучение старых фильмов в стиле нуар. Именно на втором курсе он узнал о Джозефе Кэмпбелле. Кристофер прочёл его книгу «Герой с тысячью лиц» и это было «то, что он искал всю жизнь». После обучения Кристофер работал в студии, где его задачей было читать сценарии, рекомендовать их, а также рекомендовать способы их улучшения.
Кристофер Воглер:
Я прочёл 10000 сценариев. Если вы делаете что-то 10000 раз, вы становитесь мастером, что-то происходит внутри. И когда это произошло, я понял, что пора писать книгу.
Сначала Кристофер написал очень короткую книгу, всего 7 страниц, и передал её в студии. Книга распространилась повсюду, как вирус. Тогда он создал более развёрнутую книгу, которая, по его словам, как ковёр-самолёт теперь помогает ему путешествовать по разным странам и общаться с тысячами кинематографистов.
Говоря о своём влиянии на голливудские фильмы, автор подчеркнул, что самый большой вклад он внёс в создание картины «Король Лев», и когда он с женой смотрел её на экране, он то и дело восклицал: «Это мое! Это я придумал!». В целом, Кристофер работал на разных студиях, в том числе, над такими фильмами, как «Бойцовский клуб», «Тонкая красная линия».
Говоря о своей теории, Кристофер Воглер вновь вернулся к Джозефу Кэмпбеллу. Идея Джозефа Кэмпбелла: каждая история ‒ это метафора. Люди жаждут увидеть себя в этих историях, и думают, что каждая история ‒ про них. Если они чувствуют, что история не про них ‒ она скучная. Когда Кристофер работает со сценарием, он старается создать особую связь с аудиторией, для которой это должна быть универсальная история, содержащая проблему, которую все поймут.
У Кэмпбелла история ‒ метафора путешествия. Кристофер разделяет такой подход. Он отмечает, что в жизни каждого человека присутствует ощущение путешествия. Даже если герой остаётся дома, присутствует изменение: эмоциональное, мир вокруг него меняется. Даже если герой стоит на месте, мир путешествует.
Кристофер рассказал о четырёх основных частях истории, которые он выделяет и о четырёх главных изменениях, которые должны произойти в каждой истории.
1. Обычный мир. Мир, который герой знает (дом, страна, семья, окружение). Чаще всего герою неуютно в этом мире, либо есть чувство, что не все просто. Может, жизнь слишком хороша, чтобы быть правдой. В первой части появляется «зов к приключениям». Будто кто-то приходит и стучится в дверь, зовёт героя. Часто герой боится открыть эту дверь из-за предыдущего опыта или неизвестности. Но потом происходит что‒то, что заставляет его выйти из дома. Он движется, а ему помогают, появляется персонаж ментора, который даёт герою что-то, что придаёт ему уверенность и герой готов к путешествиям.
2. Во второй части случается то, что называют «падением». Герой идёт в неизвестное и доходит до черты. Здесь происходят интересные вещи. Второй акт очень сложен для сценаристов. Именно здесь нужно сделать героя глубже. В этой части у вас есть время узнать героя получше, подружиться с ним, показать его друзей и единомышленников. Каждый раз в этой части герой проходит через страшные испытания. На секунду аудитория даже может подумать, что герой умер ‒ он ненадолго исчезает и аудитория думает, где он. Затем герой появляется и заявляет, что он живой. Возможность почувствовать на мгновение смерть окрашивает в яркие краски жизнь. В этот момент часть зрителя находится на экране. Герой почти умирает и воскресает. Мы переходим в третью часть.
3. Третья часть называется «инициация». Герой начинает экспериментировать с новой идентичностью, новым способом существования. В конце третьей части все становится быстрее и быстрее. Герой должен что-то быстро получить. Он в опасности и теряет всё.
4. Четвёртая часть ‒ возвращение. Это возвращение домой другим, своеобразное завершение круга истории. Герой либо побеждает, либо теряет все: жизнь или смерть. Все сдвигается и переходит в одну сцену. Здесь для сценариста существует два пути: стандартный хэппи-энд или путь трагедии, где герой теряет все. В современных фильмах, правда, все смешивается.
Кристофер подчеркнул, насколько важно создать репетицию смерти и воскрешения, подарить зрителю грандиозную кульминацию и отпустить его с большим чувством: надежды, разочарования, безнадежности.
Кристофер Воглер:
Вы должны выбрать, какое это будет чувство. Все зависит от вашего взгляда на Мир. Если вы проделаете свой трюк верно, аудитория тоже почувствует это, они поменяются чуть‒чуть. Иногда кино может изменить всю жизнь, но достаточно и небольших изменений. Зритель должен почувствовать кино своим телом до мурашек. Если нет физиологической реакции восторга, страха, любви, вы провалились, как художник.
Отвечая на вопрос возможной предсказуемости фильмов, созданных по его схеме, Кристофер Воглер заметил:
Многие говорят: «Сейчас есть только один путь написания сценариев и это скучно». Но я думаю, это очень узкий взгляд на мир. Для меня это ‒ универсальная карта, которая помогает тебе передавать свой жизненный опыт. Я говорю об этом 10 тысяч раз, но до сих пор у меня от этого бегут мурашки. Карта работает. Важно, какой путь на ней вы выберете.
О Кристофере Воглере
Кристофер Воглер – автор популярной книги «The Writer’s Journey: Mythic Structure for writers» / «Путь писателя: мифологическая структура для авторов». «Путь писателя» Кристофера Воглера — одна из самых популярных и важных книг по сценарному мастерству в мире. Она была переведена на восемь языков и оказала большое влияние на многих успешных писателей и сценаристов. В своей работе ею руководствуются такие авторитеты, как Даун Стил (Парамаунт Пикчерз Корпорейшн) и продюсер Джеффри Катценберг. Эта книга является обязательной для чтения на всех голливудских студиях.
Кристофер Воглер работает с крупнейшими студиями Голливуда и мира и за время своей работы прочитал тысячи сценариев. Он принимал участие в работе над сценариями таких фильмов, как «Рестлер» и «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски, анимационной истории «Король Лев», знаменитого «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера, «Тонкой красной линии» Терренса Малика. Его теорией пользовались сценаристы «Безумного Макса», «Данди по прозвищу “Крокодил”», «Тельмы и Луизы», «Властелина колец», «Звёздных войн» и «Гарри Поттера».
Мастер-класс проводился в преддверии трехдневного семинара Кристофера Воглера в Москве, который состоится 28-30 сентября. Подробнее о программе семинара.