Диана К.

15.02.19 14:02

«Индустрия кино»: Сергей Дворцевой — про «Айку» 

Холодная, серая, неприветливая Москва. Такой видит столицу Айка, киргизская девушка, которая приехала на заработки. Она дарит жизнь ребёнку, но оставляет в роддоме. Она и себя-то не может толком прокормить. Ещё она должна крупную сумму очень опасным людям.

Айка словно маленький зверь: она борется за жизнь. Но… постепенно она как будто смягчается.


Сергей Дворцевой, режиссёр, продюсер, автор сценария:
Я хотел, чтобы было ощущение от фильма такое: как бы ты ни планировал свою жизнь, как бы ты ни думал, что ты перехитришь жизнь и судьбу, всё равно природа заставит тебя делать то, что ты должен делать. Ты мать, ты должна кормить ребёнка, значит, ты будешь его кормить, как бы ты ни пыталась уйти от этого».

«Индустрия кино»: Сергей Дворцевой — про «Айку»

Первую половину фильма снимали в течение шести лет. Смонтированный материал посмотрел директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо и сказал режиссёру, что возьмёт картину в конкурс с условием, если она будет закончена к сроку. На то, чтобы доснять фильм, был всего месяц.

В картину, которую показали в Каннах, вошли репетиционные эпизоды. Но всё равно работа оказалась такой силы, что исполнительнице роли Айки, Самал Еслямовой, присудили награду. Но режиссёр понимал, что картину нужно доделать.

К каждой сцене актриса готовилась заранее — и физически, и психологически. Так не каждый может. Дело здесь не только в актёрском мастерстве.


Сергей Дворцевой, режиссёр, продюсер, автор сценария:
У неё есть какие-то особенные черты характера и психофизика уникальная. Она буквально для этой роли. Конечно, мы и делали для неё сценарий, но представить другого человека в этой роли очень сложно».

В зависимости от того, какой Айка должна была быть в кадре, за час до команды «мотор» актриса бегала или танцевала. Мало просто иметь усталый вид. Нужно, чтобы по неровному ритму дыхания можно было почувствовать общее психофизическое состояние героини.

Самал Еслямова, исполнительница роли Айки:
После того, как ты пришёл в это состояние, тебе поправляют грим, добавляют капли глицерином, волосы, пряди, накладывают снег. Это было всегда не так-то просто, потому что ты держишь это состояние, все эти нюансы, ты думаешь, давайте-давайте быстрее».

Можно подумать, что место, куда приходить ночевать Айка, — настоящая квартира. На самом же деле, она была построена командой фильма. Но это не такая декорация, где чашка с чаем должна всегда стоять на одном месте. Это — жилая декорация. Актриса перед съёмками там ночевала, например. Любой из съёмочной группы мог провести там несколько дней.

Самал Еслямова, исполнительница роли Айки:
Даже Сергей… Там столовая у нас была, и он попросил, чтобы сделали большой такой стол на всю комнату. Мы сидели по периметру. Ему было важно, чтобы мы все сидели за одним столом. Нас было всего 15 человек, это не так уж много для художественного фильма».

Сергей Дворцевой говорит, если бы потребовалось снова снять эту картину, то вряд ли бы это удалось. Все участники съёмочного процесса шли в ногу, и ту «химию», что возникла между ними в той точке времени и пространства — не повторить.

Сергей Дворцевой, режиссёр, продюсер, автор сценария:
Такие съёмки — это очень тесная работа, это не делается на одном просто чистом профессионализме. Это делается тогда, когда тебе интересно. Просто, знаете, человек, когда любит, он же не калькулирует сильно, не высчитывает. И здесь так: это нравится очень».