Сычёв С.
19.10.17 15:10Лучшие фильмы про подростков
Майор Пэйн
Майор Пэйн был отправлен в отставку, так и не дождавшись звания полковника. Вся его жизнь состояла только из военной службы, исключая проявления любых чувств. Теперь же ему приходится вновь искать своё место в жизни. И вот ему приходит предложение стать инструктором в военном учебном заведении. Однако сможет ли жестокий майор найти общий язык с детьми, или он их просто запугает?
Американцы считают, что не обязательно вооружать и ссылать подростков ради их укрощения. Достаточно просто поставить преподавателем военного офицера-садиста, который начнёт привычными казарменными методами выбивать из маленьких головок всю дурь. Пока сам не превратится в нормального человека.
Четыреста ударов
Антуан Дуанель — непослушный трудный подросток. Окружающие считают его источником проблем и обузой, а собственная мать совершенно не занимается сыном, уделяя внимание лишь своей внешности. Единственное проявление её «заботы» - наказание Антуана. Из-за этого мальчик совершенно не ладит с учителями и постоянно сбегает из школы, пытаясь бороться с тем, что его постоянно заставляют делать то, что он не хочет.
Главный фильм о подростках, который когда-либо был снят. Франсуа Трюффо угадал что-то очень важное, касающееся этого особого чувства неприкаянности, когда мир вдруг стал враждебным, и как бы ты ни пытался уцелеть, тебя всё равно перемелет. Путь Антуана Дуанеля из родительского дома в приют, а потом за его пределы показан настолько проникновенно, что с тех пор все фильмы о подростках сравниваются с дебютным полным метром Трюффо.
Отрочество
Уникальный в своём роде проект. Главный герой - реальный мальчик, взросление которого запечатлено на кинопленку. Фильм начали снимать в 2002 году, когда ему было 6 лет. К концу съёмок наш герой достигнет совершеннолетия.
Зато XXI век дал нам самый трудновообразимый фильм о подростках. Ричард Линклейтер снимал его много лет, чтобы актёры взрослели вместе со своими персонажами, хотя в кино так обычно не делается. В итоге впечатление от этой трёхчасовой картины невозможно сравнить ни с чем, мы действительно ощущаем, что проживаем значительный отрезок жизни с детьми в распавшейся семье. И живём мы с ними до тех пор, пока они не достигнут важного жизненного рубежа - юношеской поры.
Встретившись со Мстителями, Питер Паркер возвращается домой под крыло своей тётушки Мэй, однако за ним начинают приглядывать и другие. Так, Железный Человек Тони Старк становится настоящим наставником для молодого героя. В момент, когда злокозненный Стервятник решает уничтожить всё самое дорогое, Питер понимает, что приходит время показать своё альтер-эго в качестве настоящего самостоятельного супергероя.
Подросткам очень сложно справляться с обрушившимся на них валом трудностей. Поэтому их так привлекает эстетика супергероев. А создатели супергеройских историй, чтобы как-то соответствовать запросам аудитории, стали переписывать свои сюжеты, что супергероями в них были не взрослые 30-летние дяди, а школьники. Спайдермен в этом смысле - хороший пример для демонстрации тренда. Ждём на экране гениального школьника Тони Старка и двоечника Капитана Америку.
Пипец
Дейв - незаметный школьник и фанат комиксов. У него все несколько друзей, а живёт он один с отцом. Его жизнь тихая и скучная резко меняется, когда однажды он решает стать супергероем. Он мастерит себе необходимый костюм и выходит на улицы Нью-Йорка бороться с преступностью, несмотря на то, что у него нет абсолютно никаких суперспособностей.
Впрочем, кто сказал, что супергерои должны быть только мутантами или полуроботами? Герои этого фильма, школьники, стали супергероями лишь потому, что сами этого захотели. А дальше всё просто: надел нелепый яркий костюм и - вперёд, спасать мир от суперзлодеев.
Не обязательно быть супергероем, можно, пока ты ещё только учишься в средних классах, стать для начала супершпионом. И всё равно спасти мир от проделок взрослых плохишей. Одна из главных задач коммерческого кино - создать у человека уверенность в своих силах, а этого подросткам как раз очень не хватает.
А вот это уже подвиг, который приходится совершать каждому первому подростку, потому что мальчики обнаруживают, что у предметов их любви до них кто-то уже был. Супербывшие... Скотту нужно победить их всех, чтобы полностью освободить от воспоминаний голову девушки с красными волосами.
Игра Эндера
2135 год. Спустя 70 лет после ужасных межгалактических войн с инопланетянами на Земле появляется необыкновенно одарённый ребёнок. Его отправляют в специальную военную школу для талантливых детей, чтобы подготовить его к бою, который должен развернутся в результате инопланетного вторжения. И, возможно, именно этот мальчик станет единственным шансом на спасение землян...
На крайний случай можно стать супервоином, который поведёт человечество в решающий бой против инопланетной угрозы. Создатели фильма сделали героя более взрослым, чем в книге, потому что актёру-подростку проще было справиться с таким заданием, но фильм всё равно получился слишком глубоким и мрачным, чтобы стать хитом. Франшиза не состоялась.
Наш Плюмбум - тот же супергерой, потому что, как мы помним, он не чувствует боли. Это помогает ему справляться с преступниками и вообще выходить победителем из всех схваток со взрослыми. Но, как помним, всё заканчивается падающей с крыши девочкой, потому что бесчувственность - ещё не панацея.
Повелитель мух
Океан без конца и без края. Необитаемый островок. Жара, пальмы, бананы, кабаны, родник чистой пресной воды — и таинственная пещера… Именно на этот островок попадает отряд мальчишек, оставшихся в живых после авиакатастрофы. Неожиданный поворот судьбы подталкивает многих из них забыть обо всем: сначала — о дисциплине и порядке, затем — о дружбе и порядочности, а в конце концов — и о самой природе человеческой.
Правда состоит в том, что в подростковом возрасте бывает не так уж много подвигов, потому что это большей частью просто война за выживание. Такая, в которой ребята часто теряет человеческий облик и оказываются способны на самые жестокие преступления, и далеко не все из них находят в себе силы противостоять этому соблазну. Без этой экранизации Голдинга не было ни «Если...», ни «Кеса», ни многих других знаменитых британских картин о невозможности подросткового существования.
Королевская битва
Чтобы справится с агрессивными и неуправляемыми подростками, правительство организовывают жестокую игру «Королевская битва». 42 подростка проведут на необитаемом острове три дня. Им выдадут оружие, и в итоге выиграть и остаться в живых может только один человек. Три дня безжалостных убийств под руководством школьного учителя Китано.
Японцы придумал на основе «Повелителя мух» ещё более безумную историю. О том как взрослые свозят подростков на необитаемый остров и заставляют убивать друг друга, потому что это единственный способ как-то справиться с подростковой неуправляемостью. Вооружённые до зубов мальчишки и девчонки с удовольствием купаются в крови, а когда вышли «Голодные игры», они казались бледным и неярким подобием японской притчи.
У нас в СССР тоже была своя «Королевская битва». Элем Климов снял по сценарию Семёна Лунгина притчу о пороках советского общества, воплощённых в обитателях пионерлагеря, и эту жёсткую социальную сатиру только каким-то чудом пропустили на экраны. Даже сегодня от неё становится не по себе.
Класс
У учителя Франсуа Марин неординарные способы воспитания учеников, что вызывает непонимание как коллег, так и детей...
Французы такие методы воспитания не приемлют. Но фильм не просто так получил главный приз в Каннах: учителю приходится разбираться в проблемах своего многонационального класса, учитывая особенности культурного слоя, к которому принадлежит каждый конкретный ученик. Это путь проб и ошибок, где правильного ответа вовсе не существует. «Доживём до понедельника» после этого кажется наивным и лишённым конфликта фильмом.
Уроки гармонии
Однажды, подвергшись унижению со стороны одноклассников, мальчик по имени Аслан, имеющих психические отклонения, начинает фанатично стремится к физическому совершенству. Он живёт с бабушкой в казахской деревне и просто помешан на чистоте. Ещё Аслан хочет контролировать всё, что происходит вокруг. Куда приведут его подобные стремления?
Казахский фильм о буллинге в средней школе не просто так стал международным хитом: он говорит о явлении, которое существует в любом детском микросообществе, просто здесь это показано наиболее аскетично и точно, чтобы уже не было никаких разночтений. В России, правда, фильм выпускать не стали, посчитав, что у нас и своих картин на эту тему достаточно.
Класс коррекции
Лена Чехова - новенькая в особом классе московской школы. Здесь собраны «проблемные» дети из неблагополучных семей, дети-инвалиды и трудные подростки. Школа предоставляет им последний шанс получить необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни знания. Здесь нет дружбы, нет доверия, но именно в этом месте возможно встретить первую любовь.
Действительно, вот уж где буллинг: учащиеся класса коррекции устраивают травлю девочке, которая во всех отношениях лучше них, но, во-первых, она не может ходить, а во-вторых, она искренне хочет быть человеком, в то время как одноклассники давно ожесточились и утратили желание быть частью цивилизации. Андерсоновский финал фильма не всех убедил, но многих тронул.
Все умрут, а я останусь
Жизнь никогда не бывает легкой, особенно когда тебе четырнадцать лет. Но некоторым подросткам приходится иметь дело не только со своими внутренними переживаниями и комплексами и юношеским максимализмом, но и с жестокой окружающей действительностью. Три девятиклассницы — Катя, Вика и Жанна — самые обыкновенные девчонки из спального района Москвы. В понедельник они узнают, что в субботу в школе будет дискотека, первая в новом учебном году. Всю неделю они проживают, готовясь к этому главному в их жизни событию. Но Катя нагрубила учительнице — и дискотеку могут отменить… Всю неделю девочки пытаются найти общий язык со своими родителями, учителями, одноклассниками и в конечном счете друг с другом. Катя остается дома, а Вика и Жанна решают пойти, ведь они так долго мечтали об этом дне. Неожиданно для всех на дискотеке появляется и Катя. И этот вечер, которого они так ждали, принесет много неожиданностей, и каждую из героинь ждет еще один удар судьбы — тот самый, после которого заканчивается детство и начинается взрослая жизнь.
Германика сделала самый честный фильм о школе за всю историю отечественного кино. Фильм образует своеобразную дилогию с картиной «Девочки», и это те самые школьники и та самая школа, которую миллионы россиян стараются изо всех сил забыть и вспоминают только в ночных кошмарах. Германика воскресила эти воспоминания на экране, и вдруг все поняли: ничто никуда не делось.
Ученик
Мир находится во власти зла, лжи и лицемерия. Молодой человек по имени Вениамин считает, что знает всё о моральных стандартах, как их надо соблюдать, от кого их стоит защищать. Он понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Для окружающих его поведение становится настоящим испытанием. Но где находится граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?
А здесь буллинг наоборот. Старшеклассник терроризирует школу, используя для этого проверенные цитаты из Библии, жонглируя ими как угодно и заставляя менее уверенных в себе людей подчиняться этому якобы древнему авторитету. Кирилл Серебренников создал подлинный манифест, предупреждающий об опасности фанатизма в обществе, но, кажется, не был услышан.
Хороший мальчик
Школьник по имени Николай Смирнов живёт обычной жизнью подростка. Очередная неделя школьных будней, казалось бы, ничего нового не несёт. Но всё меняется, когда он влюбляется в учительницу английского языка, а неизвестный поджигает пристройку с новыми компьютерами рядом со школой. В то же время отец Николая объявляет семье о необходимости отказа от сна ночью, вследствие чего никто в доме не может выспаться и собраться с мыслями. Ко всему происходящему в Николая влюбляется дочь директора, старшеклассница, которая решила, что это он совершил, поджёг школы. До субботнего праздника школы остаётся совсем ничего, именно там встретятся все участники этих событий, и теперь хороший мальчик Николай должен разобраться со своей личной жизнью, провести расследование поджога, а также наладить взаимоотношения с родителями.
Современный Плюмбумуже не так нечувствителен к своей боли, но по-прежнему плохо понимает чужую. Семён Трескунов сыграл мальчика, которому его взятые с потолка принципы мешают постигать жизнь и который в результате причиняет зло даже тем, кому менее всего хотел бы навредить. Авторам фильма пришлось немало потрудиться для того, чтобы суметь закончить эту картину на позитивной ноте.
Детки
День из жизни тинэйджеров, болтающихся на задворках Манхэттена. Секс и наркотики, грязная брань и трогательная незащищенность… Все комплексы и амбиции подростков, вся красота и трагедия неприкаянной юности, все безумие 90-х.
Ларри Кларк этого делать как раз не стал. Его подростки занимаются, в основном, тем, что лишают друг друга невинности. Они циничные, озлобленные и одинокие дети, которым секс вовсе не помогает справиться с их проблемами. И наказание за свои проступки они получают вполне в духе американского моралистического кинематографа.
Ромео и Джульетта
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Однажды дети двух враждующих кланов встретились на балу и полюбили друг друга. Однако унять вражду между семьями им было не под силу, поэтому они решили венчаться тайно и сбежать, чтобы сохранить свою любовь.
Но теперь пора поговорить о любви, которая для подростков очень важна. Многие ведь забывают, что самый известный шекспировский сюжет говорит о подростках, Джульетте ведь было всего 13 лет, когда она стала женой Ромео. Франко Дзеффирелли точно заметил, что со взрослыми актёрами эта история многое теряет, и постарался подобрать артистов, которые хотя бы приближались по возрасту к юным шекспировским героям. И сделал лучший фильм о Ромео и Джульетте в истории кино.
Королевство полной луны
Новая Англия 1960-е годы. Юные девочка и мальчик, влюбившись друг в друга, решают сбежать. Сьюзи - жительница местного городка, Сэм - бойскаут из близлежащего лагеря. Пионер-вожатый решает сам разыскать мальчика, но тут к поискам подключается местный шериф. Возможно, папе Сьюзи как будто всё равно, что пропала дочь. Или же он знает то, что неизвестно всем остальным?
Уэс Андерсон последовал его примеру. У него действительно подростки влюбились друг в друга, причём подростки современные, их любовь трогательна и чиста, как у Дафниса и Хлои. Но жестокий мир, разумеется, делает всё, чтобы помешать их безоблачному детскому счастью.
Шведская история любви
Два подростка влюбляются друг в друга на фоне безразличных взрослых, погрязших в своих будничных заботах.
Похожая история у Роя Андерссона, который в тот момент ещё не был великим шведским режиссёром, но уже понимал, как надо снимать любовь в нежном возрасте, чтобы передать её чистоту и эротизм как диалектическое единство. Многие до сих пор считают этот фильм лучшим в его творчестве.
14+
Двух молодых людей, Лёшу и Вику, охватывают нежные чувства. Им по 14, и они стремятся быть вместе. История, схожая с трагедией про Ромео и Джульетту, где всё препятствует их любви: ребята из их школ враждующих между собой, а родители считают, что их детям рано переживать подобные чувства. Но даже их собственные страхи и опасения не смогут стать реальной преградой для всепоглощающей чистой любви.
Андрей Зайцев ориентировался как раз на Роя Андерссона, когда снимал свою историю любви в спальном районе. Мальчик добивается внимания девочки, используя социальные сети и селфи на мобильном телефоне, но в глубине их отношение всё те же архаические правила. Потому история этой любви так глубока и трогательна.
Твоё имя
В центре сюжета — ученик средней школы, проживающий в Токио, и дочь мэра из небольшой провинции. В один прекрасный день главные герои обнаруживают, что между ними есть необъяснимая связь. Они могут «чувствовать» друг друга через сны. Возникшая дружба, вскоре, превращается в нечто более романтичное.
Любовь этих школьников загадочна. Они учатся в разных школах, живут в разных городах (и даже в разном времени), но почему-то иногда они как будто переселяются в тела друг друга и живут чужой жизнью целый день, чтобы потом вспоминать об этом, как о чудном сне. Аниме полно прекрасных историй о подростках, и это тема для отдельного разговора, но пусть здесь останется именно этот фильм, необычайно красивый и мудрый.
Ты и я
Четырнадцатилетний интроверт Лоренцо сторонится сверстников, не находит общего языка с родителями. Когда весь класс отправляется на экскурсию в горы, парень сбегает и запирается в подвале собственного дома, чтобы побыть в одиночестве. Неожиданно для Лоренцо в доме появляется очень необычная девушка, которая загадочным образом оказывается связанной с мальчиком и его семьей.
Бернардо Бертолуччи убрал из истории любви всё лишнее. Оставил подвал и двух подростков, которые по каким-то причинам там оказались. Больше ничего не надо, сердца сами найдут друг друга в темноте. В качестве помощи будет только музыка гениального Дэвида Боуи, хотя слова будут всё равно другими, итальянскими. И о другом.
Пятый год учебы в Хогвартсе преподносит Гарри неприятный сюрприз: его рассказам о возвращении Волан-де-Морта никто не верит, а защищавшего Поттера профессора Дамблдора отстранило от управления школой Министерство Магии. Его место заняла люто ненавидящая Гарри Долорес Амбридж, и слышать не желающая о том, что Тёмный Лорд вновь собирает армию.
В сказке о Гарри Поттере есть всё, о чём выше шла речь. Тут и любовь, и буллинг, и школа: ведь Хогвартс - самая известная школа на свете. И Гарри Поттер с друзьями проходит через все искушения юности, и антураж в виде волшебства и всевозможных волдемортов - это лишь возможность показать взросление более красочно.