Сычёв С.

18.08.17 18:08

Андрей Кончаловский: лучшие фильмы

СССР 1965Драма

Действие фильма происходит в 1923 году. Главный герой Дюйшен пережил Гражданскую войну и теперь решает снова заняться своим любимым делом – преподавать. Он уезжает в отдалённый киргизский аул, где в заброшенном здании открывает школу.

Дебютный фильм Андрея Кончаловского относится к его лучшим картинам, это подлинный шедевр кинематографа, где всё идеально, включая операторскую работу Георгия Рерберга, литературную основу Айтматова и великолепную игру Натальи Аринбасаровой, за которую она, кстати, получила приз в Венеции. Глубокий, трагичный, этот фильм во многом предопределил содержание будущих работ Кончаловского.

СССР 1967Драма, Мелодрама

Рассказ о деревенской хромой женщине Асе Кляченой, которая трудится в колхозе и любит безответственного шофёра Степана. Хотя она беременна от него, о женитьбе не идёт и речи. Несмотря на это, Ася, игнорируя ухаживания другого мужчины из города, решается родить от Степана ребёнка.

Документальное кино в 60-е годы переживало необычайный подъём, но экспериментировать, совмещая документальную и игровую формы, осмеливались не многие. К ним принадлежал Кончаловский. Вместе с Рербергом они создали особую среду, совершенно достоверную, свежую, узнаваемую и поэтичную. Наполнили эту среду живыми людьми. Впустили туда всего нескольких профессиональных актёров и использовали метод «слегка намеченного сюжета» Флаэрти. В результате получился фильм, который и сегодня наиболее известен у Кончаловского.

СССР 1978Драма, Военный фильм

История вражды двух семей, охватывающая несколько поколений от начала ХХ века до 1970-х годов. В то время как Соломины все свои усилия направляют на укрепление своего собственного хозяйства, не менее трудолюбивые работяги Устюжанины занимаются вещами, весьма оторванными от земли. За три четверти века эти семьи пройдут через всё - любовь, ненависть, предательство, месть, зависть, чтобы в итоге объединиться ради общего дела.

Монументальный эпос о России ХХ века, созданный по правилам маркесовской прозы. Магический реализм гиблого места, где поколение за поколением сталкиваются в мучительной битве друг с другом и с природой, похож на антропософское высказывание. Русская жизнь представляется здесь дремучим языческим болотом, которое засасывает в себя всё живое, не щадя ни красоты, ни молодости. Загубленная любовь, разрушенные мечты, подавленные страсти спрессованы на маленьком клочке земли и словно бы взрываются однажды загоревшимся нефтяным фонтаном. Его для фильма специально снимал гениальный Артур Пелешян: Кончаловский всегда стремился сотрудничать с гениями.

США 1984Драма, Мелодрама

Драма по мотивам рассказа Андрея Платонова «Река Потудань». Первый фильм Андрея Кончаловского, сделанный в Голливуде. Солдат возвращается с японской войны к своей любимой. В плену и на фронте он мечтал только о ней, но рядом с Марией он понимает, что утратил мужскую силу и не способен к любви.

И снова Кончаловский всё рассчитал очень точно: ошибаться было нельзя, потому что это был первый его американский фильм и от его успеха многое зависело. В основе сценария «Река Потудань» Платонова, а в главной роли восходящая звезда и красавица Настасья Кински. И хотя фильм не имел серьёзного прокатного или фестивального успеха, стало понятно, что русский режиссёр владеет способами рассказа универсальных историй и может работать с международной съёмочной группой. Скажем, оператором был испанец Хуан Руис Анчия, а в работе над сценарием принимал участие француз Жерар Браш, постоянный соавтор Романа Поланского.

США 1985Драма, Приключения, Боевик

В снежную бурю, посреди Аляски, на сумасшедшей скорости без остановок несется поезд в неизвестном направлении.Машинист мертв, и некому остановить стальную громадину. В поезде находятся двое сбежавших из колонии уголовников и молодая женщина, и каждый новый километр приближает их то ли к смерти, то ли к спасению…

Работать в Голливуде и снимать только драмы было бы скучно, с таким же успехом можно было бы делать это и в России. Кончаловскому хотелось попробовать себя в жанровом кинематографе, который Голливуд умеет делать лучше, чем весь остальной мир. И он создал полноценный триллер, пусть и интеллектуальный, нестандартный, в чём-то даже вызывающий. Но по динамике и по саспенсу это почти боевик. А в главных ролях снялись Эрик Робертс и Джон Войт – последний известен, в основном, как актёр из фильма «Полуночный ковбой» и как отец Анджелины Джоли.

США 1987Драма

Журналистка из Нью-Йорка вместе со своей избалованной дочерью летит по заданию редакции в заброшенную местность, окружённую труднопроходимыми болотами, где на островке живёт её двоюродная сестра вместе со своими тремя сыновьями. Четвёртого в семье вспоминать не принято, для них он изгой — он живёт в городе. Для семьи отшельников город — зло. Добровольное заточение началось в незапамятные времена, когда ещё был жив глава семьи, жестокий и своевольный, чей культ в семье продолжается до сих пор. Один из сыновей — физический и психический урод, живущий в заточении в клетке (когда его мать была беременна, отец ударил её в живот). Между журналисткой и семьёй отшельников с самого начала возникает отчуждение, и постепенно напряжённость нарастает. Попытки журналистки и её дочери «перевоспитать» семью отшельников приводят к тому, что дочь подвергается насилию со стороны урода. С другой стороны, благодаря конфликту оказывается, что семья отшельников далеко не так довольна своим образом жизни, как казалось поначалу — просто они не видят выхода, боятся города и в то же время презирают городских бездельников, неумеющих выжить в экстремальных условиях. В конце концов, когда журналистка с дочерью собираются отплывать, один из сыновей решает покинуть остров и отправиться в город.

Эта драма сделана так, как будто это американский ремейк «Сибириады», и действительно, сюжет возник именно тогда, на съёмках знаменитого советского фильма. Между лесами Сибири и болотами Луизианы разница оказалась не так уж велика, и Кончаловский здесь рассказал историю всё в том же духе, продемонстрировав, что проклятие человека может быть связано не только с национальными особенностями, но и с его собственной природой. Экзистенциальное проклятие. Барбара Хёрши за роль в этой картине получила награду в Каннах.

США 1989Комедия, Криминал, Боевик

Герои фильма — Танго и Кэш. Эти соперничающие друг с другом копы обладают одной общей чертой: каждый думает, что он самый лучший, и каждый имеет бесспорные доказательства этого.

Самый внятный в коммерческом отношении опыт Кончаловского – buddy-movie с Куртом Расселлом и Сильвестром Сталлоне. Оба были в зените славы, и Кончаловскому нужно было только следовать нормальным правилам голливудского производства. Нужно сказать, что он не справился: Кончаловского наняли на проект не на самой ранней стадии, работать не давали, потому что боялись финансовых рисков, и в итоге Кончаловский ушёл с проекта до его завершения. Но хотя фильм заканчивал не он, имя в титрах – только Кончаловский. В итоге фильм имел коммерческий успех и стал хитом на видео.

Продолжение «Аси Клячиной» резко отличается от оригинального фильма во всём, кроме главной героини. Впрочем, её и играет другая актриса, Инна Чурикова. Эта картина тесно связана с разочарованием от Перестройки и нового уклада жизни, в которой, кажется, ничего не осталось, кроме грязи, нищеты и общей озлобленности. У Кончаловского, поклонника Чехова, никаких особенных иллюзий насчёт русской жизни и не было, но всё же его ранние картины были пропитаны романтикой, пусть временами и жестокой. Здесь она исчезла, и на её место ничего не пришло. От этой пустоты зрителю становится страшно, поэтому «Курочку Рябу» у нас не очень любят.

Россия 2014Драма

На огромной территории России есть множество деревень, практически отрезанных от остального мира бездорожьем или просто большой удалённостью от городов. В таких селениях жизнь течёт своим чередом, здесь царят свои порядки, и часто единственным связующим звеном с далекой от глубинки цивилизацией является почтальон. Главным героем фильма становится один из таких почтальонов.

После многих лет неудачных экспериментов в разных областях кино никто уже не верил в то, что Андрей Кончаловский вновь заставит серьёзно говорить о своём творчестве. И вдруг произошло чудо: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» оказались в конкурсе Венеции, причём это был один из лучших фильмов программы, он получил заслуженный приз за лучшую режиссуру. Кончаловский вернулся к эстетике «Аси Клячиной», и хотя романтики у него больше не стало, натурщики в его картине живут на экране абсолютно естественно. Кончаловский демонстрирует, что хотя жизнь в России остаётся первобытной, а человек всё так же лишён и прав, и средств к существованию, он всё же прекрасен в силу того, что он – не лжёт. Сам Кончаловский однажды сравнил своих героев с животными в дикой природе, и это было гораздо более точно, чем он сам предполагал.

8.2/10

Рай

Россия, Германия, Франция 2016Драма, Военный фильм

Ольга — русская аристократка и участница французского Сопротивления, которую во время неожиданной проверки фашистами арестовывают за сокрытие еврейских детей. В тюрьме девушкой заинтересовывается Жюль, ведущий её дело, который предлагает героине смягчение её участи в обмен на интимную связь. Ольга уже готова на всё, чтобы избежать нацистских пыток, однако желанная свобода ускользает от неё из-за неожиданных событий. Героиня оказывается в концлагере, и её жизнь превращается в сущий ад, но в этом месте она встречает высокопоставленного офицера СС Хельмута, ранее в неё безнадёжно влюблённого. Выясняется, что чувства офицера ещё не остыли, и между стражем и пленницей завязывается роман. Влюблённые решают бежать вместе, но представление о Рае, которое строила Ольга,неотвратимо меняется.

Тема Холокоста в кино уже много лет регулярно вдохновляет авторов на создание шедевров, которые ещё и чрезвычайно изобретательны по форме. Не успела публика обсудить хиты «Ида» и «Сын Саула», как Кончаловский представил «Рай», фильм, стилизованный под телевизионный документальный фильм с интервью и реконструкциями, который заставлял взглянуть на Холокост глазами трёх людей по разные стороны баррикад. Это было необычно, но ещё важнее то, что фильм является высказыванием о настоящем, его главная мысль заключается в том, что самые страшные трагедии начинаются с момента, когда группы людей начинают совместно строить рай, и в этом раю есть место не для всех. Кончаловский в своём фильме доказал это беспощадно, профессионально и точно, «Рай» стал лучшим российским фильмом 2016 года по версии многих экспертов.

#андрей кончаловский лучшие фильмы