Сычёв С.

04.08.17 19:08

«Оскар»: лучшие фильмы 80-х

США 1979Драма, Военный фильм

В разгар войны во Вьетнаме капитан американской армии Уиллард посылает спецагента Лукаса выполнить неофициальную миссию: убить обезумевшего полковника, который посылает армию совершать несанкционированные и необоснованные убийства.

Некоторые вещи нельзя объяснить, настолько они абсурдны. Как только Коппола снял свой фильм, стало очевидно, что у мирового кинематографа есть новый шедевр, который уже никуда не денется. На этом фоне не присудить ему «Оскар» кажется настолько же абсурдным, насколько и логичным, потому что «Оскар» редко поспевает за временем. Но почему-то мы уверены, что ни один другой фильм того сезона члены Академии не пересматривали впоследствии с такой жадностью, как этот.

США 1979Комедия, Драма, Мелодрама

Исаак - 42-летний резведённый мужчина. Его жена пишет роман, в котором описывает интимные моменты их отношений. Тогда Исаак решает изменить свою жизнь и заводит роман с любовницей своего лучшего друга...

Шедевр Вуди Аллена тоже не удостоился главного приза, хотя великому режиссёру грех жаловаться: «Оскаров» у него в разных номинациях имеется несколько штук, а вспоминать, в каких категориях они присуждены, никто уже не станет. Зато можно вообразить, как пожилой классик ставит их перед собой на стол, берёт кларнет и начинает неторопливо репетировать очередное выступление, а стёкла его очков блестят в полутьме грустно и иронично.

США, Великобритания 1979Ужасы

Возвращаясь из дальнего космоса на Землю, космический корабль получает странный сигнал от близлежащей планеты. Они решают отправиться на планету, однако там их ждёт совсем нетёплый приём.

Понятно, что научно-фантастический фильм ужасов вряд ли мог рассчитывать на особое внимание Академии, хотя если бы её члены могли предположить, каким культурным феноменом станет «вселенная» «Чужого», они бы наверняка отметили этот фильм более достойно. А так у него скромный «Оскар» за спецэффекты.

1980Драма, Спортивный фильм, Биографический фильм

Эмоциональная история саморазрушения боксёра Джейка ЛаМотта. Его крутой нрав, порой приводящий к насилию, помогает завоёвывать главные титулы в боксе, но разрушает его жизнь вне границ ринга.

Один из лучших фильмов Мартина Скорсезе, одна из лучших ролей Роберта де Ниро. Невероятно стильный и жёсткий фильм о боксе, положивший начало целой волне подобных картин, и в то же время драма о мужских страстях, которые так тонко чувствует и умеет показывать Скорсезе. Он мог рассчитывать на самую высокую награду, а так он просто существует в разряде культовых картин. Награды за монтаж и за лучшую мужскую роль.

СССР 1979Комедия, Драма, Мелодрама

В Москву приезжают три провинциалки, чтобы добиться в жизни успеха. Но их судьбы складываются совершенно по-разному. Антонина создаёт счастливую семью. Людмила мечтала найти богатого мужа, но расчёт оказался не верным. Катерина родила дочку, отец которой не захотел брать на себя ответственность, но именно боль помогает ей достичь успеха...

Картина Владимира Меньшова получила приз как лучший фильм на иностранном языке, но вполне тянула бы и на главный приз, потому что полностью соответствует классическим требованиям к фильмам, претендующим на самую высокую оценку. Эпический рассказ охватывает несколько десятилетий, каждый герой переживает личную драму, конфликты здесь и личные, и социальные, и даже в чём-то политические. Всё как нужно. а ведь на фоне остального советского кинематографа это была далеко не самая сильная картина.

Польша 1981Драма

Лидер забастовщиков Томчик страдает от преследований и угроз правительства и журналиста Мариана Опаньи. Последний ведет грязную кампанию против молодого рабочего активиста, но и его собственная лояльность подвергается проверке во время забастовки…

Снимать такое кино в социалистической Польше было непросто, но Вайда здесь показал, что стремление к свободе нельзя подавить ничем, включая политические провокации, подлоги и внешнюю благопристойного общественного устройства. Даже для США кино такого сильного накала социального беспокойства по тем временам было очень неожиданным, резким, ярким. И этот фильм заслуживал быть отмеченным.

США 1982Семейный фильм

В составе научно-исследовательской группы на Землю прибыл очаровательный инопланетянин. Приближение летающей тарелки заметили учёные из НАСА, поэтому за гостями тут же начинается слежка. Инопланетяне вынуждены были срочно покинуть негостеприимную планету, однако забыли одного из «своих». Помощь пришла откуда её совсем не ждал маленький пришелец: два брата и их сестрёнка нашли инопланетянина и приютили у себя.

Голливуд очень любит зрительское кино, но при этом брезгливо открещивается от кино как бы коммерческого, блокбастеров. Фильм Стивена Спилберга и вправду был успешен в прокате. Если быть точнее, то он был самым успешным в истории кино, если не учитывать инфляцию. Но это и авторское произведение в полном смысле этого слова, это доказывают многие профессиональные работы, которые посвящены этой картине. И уж точно этот фильм заслуживал главного приза не меньше, чем старомодная драма «Ганди», тоже, кстати, обладающая рядом признаков блокбастера.

США, Гонконг, Великобритания 1982Триллер

Детектив Рик Декард получает задание найти группу киборгов, которые сбежали на Землю из космической колонии, выяснить их намерения и уничтожить их.

Киберпанковский хит о репликантах, похожих на людей, имел трудную прокатную судьбу в США, да и реакция на него у публики, как профессиональной, так и обычной, была так себе. Казалось, что фильм сразу забудется, исчезнет, и уж точно никто не думал, что в 2017 году, когда выйдет его продолжение, он будет считаться одним из самых значимых феноменов поп-культуры ХХ века.

1982Драма, Фэнтези, Детектив

Александр и Фанни - брат и сестра, которые в детстве потеряли отца. Пока семья была полная, мир детей был светлый и добрый. Однако после смерти отца, мать детей вышла замуж за пастора. После этого Фанни и Александр попадают в религиозный мир с постоянными ограничениями и догмами. Это сильно меняет самих детей: Фанни пытается сохранить своё восприятие мира, несмотря на окружающих, но Александр закрывается ото всех в своём тёмном внутреннем мире.

Грандиозная картина Бергмана, один из его поздних шедевров, фильм на все времена был удостоен четырёх наград Киноакадемии: призы получили оператор, художник-постановщик и художник по костюмам, плюс картине достался приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Даже приз за режиссуру отдали не Бергману, хотя он был среди номинантов. Его получил Джеймс Л. Брукс за фильм «Язык нежности».

США 1983Комедия

История о необыкновенном человеке по имени Зелиг, который мог перевоплощаться в любого человека. Благодаря этой способности он приобретает мировую известность...

Значение этой картины Вуди Аллена огромно. Вмонтировав своего героя в хронику, он задал не только целый вектор движению мысли режиссёров, фотографов и художников, но и заставил всерьёз задуматься социальных философов, на него до сих пор ссылаются в серьёзных дискуссиях. Это особый, очень важный фильм. Он номинировался за операторскую работу и костюмы, но ничего не получил.

СССР 1983Драма, Мелодрама

Красавица — медсестра любила комдива, но он погиб, оставив ее с ребенком на руках. После войны ее случайно встречает бывший солдат, который на фронте был в нее влюблен — тайно и безответно. Теперь его жизнь кажется вполне благополучной, ее же — несчастной. Его прежнее чувство вспыхивает с новой силой. И эта любовь спасает ее, возвращает к жизни. Только замуж она выходит все равно за другого…

Когда американцы смотрели этот фильм, они, конечно, не могли знать, что вот эта усталая женщина на экране - секс-символ СССР и будущая жена Максимилиана Шелла. Но оценить филигранность этой картины, высочайший драматический уровень и трагикомизм конфликта они вполне могли бы, если бы были чуть внимательнее. Но серьёзной советской драме предпочли более политически выверенную картину «Диагональ слона», где главные герои тоже имеют непосредственное отношение к СССР.

0.0/10

Дюна

США 1984Приключения, Боевик

Действие фильма происходит на планете Арракис. Жители планеты страдают от жестокой династии Харконненов. Нынешний император старается полностью завладеть меланжевой пряностью, которая позволяет перемещаться сквозь Пространство и Время. Владеешь этой магической пряностью – владеешь всем миром. Народ планеты, не в силах больше терпеть гнёт коварных правителей, вступает с ними в войну под предводительством Пола Атрейдеса, отца которого предательски убили Харконнены.

Экранизация Фрэнка Херберта считается провальной. Её не любит режиссёр Дэвид Линч, её не слишком упоминают его поклонники. Но это вкусовые суждения, можно ведь и ответить на это, более мрачной и стильной научно-фантастической картины до этого просто не было, если не брать «Чужого», сделанного всё-таки о другом и по-другому. Это был очень амбициозный проект, пусть и куда более скромный, чем у Алехандро Ходоровского, который изначально и должен был делать эту картину.

США 1984Документальный фильм, Исторический фильм, Биографический фильм

Член наблюдательного совета Сан-Франциско Харви Милк и мэр Сан-Франциско Джордж Москоне были убиты Дэном Уайтом 27 ноября 1978 года. Жизнь Милка, его избрание, деятельность по защите прав гомосексуалистов, реакция города на его смерть подробно описаны в этом фильме на основе хроник и личных воспоминаний.

Один из важнейших (и из лучших) неигровых фильмов ХХ века, которые способен перевернуть сознание и заставить посмотреть на многие вещи в мире совершенно иначе. Фильм начинается со смерти главного героя, как «Гражданин Кейн», а потом мы начинаем узнавать о деятельности удивительного человека, активиста и политика, который сделал так много для того, чтобы человечество стало чуть более человечным. И ему это удалось.

0.0/10

Ран

Япония, Франция 1985Драма, Боевик

Япония, XVI век. Стареющий правитель Хидетора объявляет о разделе своих владений между тремя сыновьями.Обманутый фальшивыми уверениями в верности двух старших сыновей, Хидетора прогоняет младшего, осмелившегося утверждать, что решение отца навлечет гибель на весь их род. Став жертвой коварного предательства, Хидетора лишается рассудка, а между его наследниками начинается беспощадная братоубийственная война…

Акира Куросава, не в пример многим другим закоеанским авторам, оскаровским «академикам» знаком, поэтому его фильмы регулярно оказывались среди номинантов и лауреатов. Впрочем, наград у него всего две, причём одна из них - за вклад. Зато этот фильм был не в гетто фильмов на иностранном языке, а соревновался за приз за режиссуру. Проиграл его Сидни Поллаку, фильм «Из Африки».

США 1985Комедия, Мелодрама, Фэнтези

Действие происходит в 60-е годы - во времена Великой депрессии в США. Официантка, работающая в дешёвой закусочной, чтобы отвлечься от своего неудачного брака и экономического упадка в стране, решает погрузиться в мир кино. Она постоянно пересматривает один и тот же фильм. Но однажды её кумир Том Бакстер сходит с экрана и признаётся ей в любви...

Трогательный, тонкий, лиричный фильм Вуди Аллена - признание в любви классическому кинематографу и в то же время реалистическая драма, заставляющая всерьёз задуматься о границах между реальным и вымышленным. Без всяких компьютерных ухищрений здесь люди выходят из киноэкрана и заходят обратно, а оставшиеся на экране герои начинают ругаться и общаться с залом. В Каннах ФИПРЕССИ вручила Вуди Аллену свою награду, а Киноакадемия не сочла нужным отметить даже сценарий.

Югославия 1985Драма

Семья Малика живёт в Югославии начала 1950-х годов. Его отец Меша - любитель сходить налево, и одна из любовниц доносит на него, устав слушать обещания развестись. Меша арестовывают и несколько лет Малик считает, что его отец в долгой командировке. За это время в жизни 10-летнего мальчишки происходит много событий, в том числе первая любовь и трагическая потеря.

Эмир Кустурица ворвался в кинематограф с маленьким югославским шедевром и мгновенно превратился на много лет в важнейшего трендсеттера кинематографа, наследника Феллини, гениального и непредсказуемого. В Каннах Кустурицу ждали триумф, приз ФИПРЕССИ и «Золотая пальмовая ветвь», а «Оскар» он проиграл аргентинскому фильму «Официальная версия». В это сегодня трудно было бы поверить, если бы в последние годы номинанты на иностранном языке получали по заслугам.

США 1986Драма, Триллер, Мистика

В связи с болезнью отца, Джеффри Бомон был вынужден на время оставить столичный колледж и вернуться в родной городок, и ему пришлось пережить целый ряд загадочных и страшных событий. Все началось с того, что неподалеку от дома он нашел человеческое ухо, которое сдал в полицию инспектору Уильямсу…

Возможно, лучший фильм во всём творчестве Дэвида Линча, в 80-е точно лучший. Безупречный сюрреалистический триллер, он мгновенно стал культовым и таковым остаётся до сих пор. У него была только одна номинация, за режиссуру, но в итоге приз достался Оливеру Стоуну за «Взвод». Странно, потому что фильм у Стоуна замечательный, но вот владение режиссёрской профессии не идёт ни в какое сравнение со случаем Линча. Однако историю не изменишь.

США 1987Драма, Криминал

В мире есть места, где всё продаётся и покупается. Одним из таких мест является Уолл-стрит. Именно здесь работает невероятно амбициозный молодой брокер Бад Фокс. Он готов на всё, чтобы стать лучшим из лучших. Бад знакомится с Гордоном Гекко, который учит его всем финансовым тонкостям. Роскошь, власть, деньги захватили Фокса настолько, что он забыл про всё, кроме этого.

С другой стороны, Оливер Стоун наверняка возлагал большие надежды на свою следующую картину, которая просто обязана была получить несколько статуэток, будучи такой американской, проблемной, психологической и патриотичной. А в итоге приз получил только Майкл Дуглас, впрочем, вполне заслуженно, а в остальных номинациях фильма не было вовсе.

США, Великобритания 1987Драма, Военный фильм

Вьетнамская война. Первая половина фильма повествует о новобранцах морской пехоты, которые прибыли на базу на остров. Здесь они подверглись тяжёлой подготовке и психологическому прессингу. Во второй части фильма новобранцы сталкиваются с ещё более жестокой реальностью: они испытают свои силы в бою.

А этот случай попросту абсурден. Стэнли Кубрик, не просто гений, а один из самых влиятельных американских режиссёров, за свой самый американский, самый публицистичный, самый реалистический фильм получает одну номинацию за адаптированный сценарий, да и ту проигрывает «Последнему императору», тотальному триумфатору церемонии 1988 года, тяжеловесному, медленному и насквозь классическому произведению. К счастью, таким фильмам «Оскар» и не нужен, так что это проигрыш Академии, а не Кубрика.

1988Комедия, Приключения, Мультфильм

У частного детектива Эдди весьма необычное дело, так как подозреваемый - мультипликационный персонаж кролик Роджер. Вскоре Эдди попадает в мир, где реальное и нарисованное перемешалось. Здесь по городу ездит говорящий автомобиль, но мультяшные злодеи стреляют из настоящего оружия. Однако в ходе расследования Эдди понимает, что за страшными преступлениями стоит и безобидный кролик, а кто-то гораздо опаснее.

В форме постмодернистской комедии зрителю этой картины была подана пародия на классическое жанровое кино, которая при этом была и оммажем золотому веку Голливуда, виртуозно объединяющим анимацию и игровое кино. Сегодня техника этого фильма кажется простоватой и наивной, но для того времени картина была новаторским, выдающимся произведением. И среди четырёх призов Киноакадемии присутствовала награда «За особые достижения». Таких наград в истории Киноакадемии менее двух десятков. А вот в главные номинации фильм вообще не попал, хотя мог и заслуживал.