Сычёв С.
11.07.17 16:07Лучшие полицейские фильмы
Патруль
История лучших полицейских Лос-Анджелеса, напарников, ставших братьями. Однажды они попадают в самое сердце преступного мира города Ангелов, и сами становятся мишенью. Смогут ли они выжить и вырваться на свободу?
Раз поставили кадр из фильма - надо с него и начать, тем более что это один из лучших полицейских фильмов этого десятилетия. Снятый в модном квазидокументальном стиле, он представляет собой настоящий психологический экшн-триллер, на котором зритель растеряет не одну нервную клетку. Особенно нужно отметить, как глубоко создатели картины погружают нас в личную жизнь героев, превращая их из просто копов в близких нам людей и заставляя искренне сострадать им и их близким, когда начинается кошмар.
Детективы Сонни Крокет и Рикардо Таббс полны решимости остановить торговцев наркотиками, наводняющих Майами этим смертельным зельем. Они работают «под прикрытием», внедряясь в мафиозные структуры с целью их уничтожить. Но однажды Джеймс Крокет влюбляется… в девушку мафиозного босса.
Майкл Манн был продюсером одноимённого сериала, и когда через двадцать лет он решил вернуться к этому бренду, то превратил его в полноценный блокбастер на два с лишним часа времени. Фильм с Колином Фарреллом и Джейми Фоксом сразу понравился армии фанатов Манна, которые провозгласили его шедевром и многих смогли в этом убедить. Фильм по-прежнему остаётся хитом на малом экране.
Тренировочный день
Джейк первый день работает в полиции Лос-Анджелеса в отделе по борьбе с наркотиками. новичка определили в напарники к невероятно опытному Алонзо. Однако практически сразу Джейк узнаёт от своего наставника, что законными методами бороться с нарколдилерами практически невозможно. Поэтому Алонзо создал свою систему для разоблачения преступников.
Дензел Вашингтон получил за роль в этом фильме «Оскар», а Итан Хоук - номинацию за роль второго плана. Так с полицейскими фильмами обычно не бывает, поэтому двойной оскаровский бренд - хороший повод обратить внимание на повесть о двух напарниках из отдела по борьбе с наркотиками. Один как бы хороший, другой - как бы плохой, даже очень плохой, но при более внимательном рассмотрении выясняется, что всё куда сложнее, чем казалось поначалу.
Траффик
Современный взгляд на войну с наркотиками в Америке, показанный через несколько независимых историй, но связанных между собой разными способами. Полицейский, который борется с наркобаронами, однажды узнаёт, что его дочь наркозависима. Жена, пытающаяся защитить наркобизнес своего мужа, противостоит агентам, которые защищают свидетелей, знающие внутреннюю информацию бизнеса её мужа. Коррумпированный полицейский начинает бороться со своей совестью, когда узнаёт, что его новый босс будет не такой уж хороший борец с наркоторговцами, каким старается показаться.
Борьба с наркотиками - популярный повод для полицейского кино. В этих сюжетах есть очень жёсткие сцены, а галлюциногенные кадры легко вписываются в такой тип повествования. Так и в одном из лучших фильмов Стивена Содерберга рассказ об охоте полицейских за членами наркокартеля решён в нескольких цветовых палитрах, чтобы усилить ощущение многоуровневости как повествования, так и наркоиндустрии в целом.
Плохой лейтенант
Фильм о настоящем, без прикрас, слуге закона: наркомане, игроке, воре и убийце. Полицейский. Однако даже у настоящего подонка может шевельнуться что-нибудь человеческое в самой глубине его сгнившей души. Так происходит и здесь, когда лейтенант с корыстными целями впрягается в расследование по делу изнасилованной католической монашки.
Если полицейский охотится на наркоторговцев, то он сам обязан стать наркоманом. По крайней мере, так считает Абель Феррара, создатель одного из самых стильных и жёстких фильмов о полиции в истории. Харви Кейтель здесь играет не просто плохого копа. Он - неотъемлемая часть плохого мира и существует в нём естественно. Спустя много лет Вернер Херцог выпустил свою версию «Плохого лейтенанта», но ей помешал излишний эстетизм, хотя Николас Кейдж блестяще выполнил ту же задачу, что и Кейтель до него.
Грязный Гарри
C каждым днём всё большее число преступников уходит от наказания. Даже если их арестовывают, то благодаря адвокатам, судьям и чиновникам они всё равно избегают серьёзного приговора. Именно поэтому инспектор Гарри Каллахен, по прозвищу "Грязный Гарри", старается сделать всё, что в его силах, чтобы преступники были наказаны должным образом.
А всё это берёт начало в знаменитой серии фильмов про Грязного Гарри, копа, который понял, что пока ты сам не начнёшь вершить закон, не станешь законом, который карает, не дожидаясь ордеров, справедливость в мире не восторжествует. Клинт Иствуд не случайно был выбран на эту роль. Герой вестерна попал в большой город, и его револьвер там стреляет так же метко и беспощадно.
Серпико
В основу сюжета положена реальная история нью-йоркского полицейского, который обнаруживает, что в его работе понятия честь и честность не являются обязательными. Он стойко переносит презрение и плохое отношение к себе со стороны других полицейских, стараясь честно выполнять свою работу.
Другой важный классический пример - история Фрэнка Серпико, полицейского, который решил бросить вызов коррупции среди служителей закона. Его все ненавидят, за ним даже охотятся, и главное - не понимают, зачем ему всё это понадобилось. Вообще, если верить американским фильмам, то в Земле изобилия все насквозь прогнило, от самой верхушки до последнего служащего на местах. Только безудержные одиночки время от времени решаются бросить вызов американскому «болоту» и, поскольку американское кино дидактично и нравоучительно, побеждают зло внутри системы.
Майор
Майор полиции Сергей Соболев спешит к жене в роддом. Однако по дороге он насмерть сбивает мальчика на пешеходном переходе. Теперь либо тюрьма, либо сделка с совестью. Сергей выбирает второе, и его жизнь и жизнь его близких меняется навсегда. Когда же майор захочет всё-таки искупить свою вину, будет уже слишком поздно.
Чем-то похож на «Серпико» знаменитый фильм Юрия Быкова. Правда, Быков не настолько наивен, чтобы решить, что полицейский может начать бороться с коррупцией только из абстрактных побуждений. Его майор полиции сам был внутри коррупционной схемы, и только неумышленное убийство мальчика заставило его пересмотреть свои взгляды на жизнь и потребовать себе справедливого воздаяния. Но наткнуться на обратную сторону принципа «сам погибай, а товарища выручай».
Сказка про темноту
Портовый город Дальнего Востока. Ангелина живёт одна и работает с трудными детьми, стараясь стать для них опорой и упивается их восхищением. Девушка не тяготится своим одиночеством, пока однажды один из её подопечных не сказал ей, что она одинокая, старая и никому не нужна. Слова ребёнка стали толчком для перемен в жизни Ангелины.
Однако ещё более примечателен фильм Николая Хомерики, где главная героиня носит милицейскую форму, но на самом деле она просто одинокая девушка, и её форма, её служба - это лишь разновидность чеховского футляра. Вопрос лишь в том, сможет ли она из него вырваться. Когда в очередной раз видишь её в отделении, где её коллеги перебрасываются циничными шутками и очень, очень сильно скучают. Провинциальная скука и так может быть невыносима, а когда ты ещё и работник милиции, это уже невозможно описать словами.
Кремень
Отслужив в армии, Антон Ремизов, паренек из провинциального российского городка Альметьевска, приезжает в Москву. Весь мир покорить Антон, быть может, пока еще не планирует, но в столице зацепиться не прочь. Например, за альметьевскую соседку Зину, отец которой открыл в Москве автомастерскую… Зина же дает Антону от ворот поворот, и тогда он находит взаимопонимание у сотрудников органов правопорядка. Так Антон Ремизов становится московским милиционером…
Дембельнувшийся пацан из глубинки приехал в Москву и устроился в милицию. Дальше начинается невероятно жуткое повествование, наполненное чёрным юмором и выразительными метафорами. При этом самое удивительное, что, по словам Алексея Мизгирёва, его кинодебют очень популярен среди российских полицейских. Когда он сталкивался с блюстителями порядка, достаточно было сказать, что он снял «Кремень», как они сразу начинали ему жать руку и благодарить за хороший фильм про их службу.
Раз уж мы «сбежали» от американских полицейских фильмов, вспомним ещё несколько замечательных примеров. Например, данная картина одного из флагманов нового румынского кино Корнелиу Порумбойю не только триумфально прошла в Каннах, но и большинством критиков была объявлена важнейшим фильмом 2009 года. Это тоже рассказ о борьбе с наркоторговлей, но подан он в совершенно ином, чем мы привыкли, разрезе. Полицейский ловит продавца гашиша, но отпускает его, потому что слишком легко не исправить, а испортить жизнь молодому человеку, и одним уголовным кодексом здесь руководствоваться нельзя. В русской культуре это вопрос решённый, а вот для Запада, даже для Румынии, тут ещё есть о чём подумать.
Элитный отряд
1997 год. Папы Римский собирается посетить Рио-де-Жанейро. Перед его приездом капитану специального подразделения полиции Насцименто поручают опасное задание: ликвидировать опасность, исходящую от наркоторговцев городских фавелл. Однако Насцименто не хочет сам идти на такое опасное задание, потому что его жена беременна, а сам он собирается в отставку, чтобы стать наставником новобранцев. Именно среди новеньких капитан встречает Нето и Матиаса - друзей абсолютно не похожих друг на друга, но одинаково рвущихся в бой с преступность.. Кому-то из них Насцименто намерен доверить проведение опасной операции в трущобах.
Бразильский фильм, даром что лауреат Берлина, превратился ещё и в коммерческий хит, даже «заслужил» себе сиквел и приобрёл почти культовый статус у широкого зрителя. Агрессивный, динамичный полицейский боевик, где есть и наркоторговцы, и бойцы полицейских подразделений, и коррупция, и честные одиночки, не желающие с ней мириться, - словом, есть всё, что мы видели в американских картинах, но к этом добавлен экзотический колорит бразильской карнавальной культуры, который умножает эффект фильма в несколько раз.
Однажды в Анатолии
Полицейский вместе с прокурором, медиком и подозреваемым в убийстве отправляются на место, где предположительно зарыт труп. Путь в сумерках оказался длиннее, чем предполагалось заранее, так как подозреваемый никак не может найти точно место. В процессе поисков начинают вырисовываться истории действующих лиц...
Фестивальный хит Нури Бильге Джейлана вряд ли смог бы повторить прокатную судьбу «Элитного отряда»: каннское жюри присудило ему Гран-при не за остросюжетность, которой нет, и не за политическую составляющую, которая неизбежно присутствует в любом фильме о полиции. Фильмы Джейлана - это, главным образом, чистая красота, в которую, кажется, только ради приличия вплетён сюжет, настраивающий зрителя на философский лад.
Призрак в доспехах
2029 год, спецагент по прозвищу «Майор» является единственным в своём роде гибридом человека и киборга, именно под её руководством действует оперативная группа «9-й Отдел». Группе поручают сложную миссию: разыскать опасного компьютерного хакера, который постоянно вмешивается в политику и хочет уничтожить все достижения в области кибер-технологий.
Если оставить в стороне футуристическую оболочку этой картины, то перед нами окажется история женщины-одиночки, которая расследует преступления, сражается в составе спецотряда полиции, а свободное от работы время мучается от одиночества и пытается познать себя. То, что она киборг, следует считать больше метафорой, за которой скрывается всё та же «Сказка про темноту», но в ярком антураже.
Жестокий полицейский
К сожалению, в нашем несовершенном мире не бывает плохих и хороших полицейских. Существуют лишь обычные люди, занимающиеся опасной и неблагодарной работой, люди, рискующие в любой момент получить пулю в лоб. Детектив Азума — один из них. Как и другие «стражи порядка», он далеко не совершенен. Азума — страстный, но неудачливый игрок; грубый и нетерпимый человек, решающий практически все проблемы при помощи кулаков. Единственное, что отличает детектива от сослуживцев, так это «особые» методы работы. Азума отстаивает справедливость яростно и жестоко, не останавливаясь ни перед чем. Расследование серии ужасных убийств приведет детектива к поединку с извращенным преступником-садистом. Живым из этой схватке будет суждено выйти лишь одному…
Режиссёрский дебют Такеши Китано стал культовым фильмом только годы спустя после выхода, когда Такеши Китано превратился в суперзвезду во всём мире, а его фильмы стали обязательными к просмотру для любого культурного человека. Но феномен Китано создан уже в этой картине: слегка ироничное медленное повествование о стильных и невозмутимых японцах в костюмах, демонстрирующих крайнюю жестокость при демонстративной немногословности. И, конечно, в кадре сам Китано, которого западный зритель до этого мог видеть в знаменитой картине «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс».
Жандарм из Сен-Тропе
Получив повышение, в уютный курортный городок Сен-Тропе приезжает бравый жандарм Крюшо с красоткой-дочерью Николь. Добрые, но недотепистые местные жандармы с радостью принимают Крюшо в свой круг. Но их радость быстро проходит: не такой добряк, но еще более придурковатый Крюшо с рвением бросается на защиту закона даже тогда, когда закон в его защите не нуждается. С приездом в Сен-Тропе жандарма Крюшо «мирная» жизнь городка заканчивается: охота на нудистов, поиски украденной из музея бесценной картины, поимка банды опасных преступников — бестолковому жандарму всегда найдется занятие. Да и за легкомысленной Николь нужен глаз да глаз…
Во Франции к полиции отношение особое. Свободолюбивые французы не слишком доверяют своим жандармам и с удовольствием смеются над их неловкостью. На этом смехе построена одна из самых известных французских киносериях с участием Луи де Фюнеса. Пассионарный жандарм Крюшо и его симпатичная дочка становятся инициаторами миллиона забавных эпизодов, над которыми долго смеялись и французский народ, и советский.
Фантомас
Первый фильм трилогии о невероятных приключениях комиссара Жюва, преследующего неуловимого преступника Фантомаса. Париж потрясен сенсационными и дерзкими преступлениями, совершенными таинственным злодеем по имени Фантомас. На его поимку брошены все силы полиции, но Фантомас практически неуловим — он все время меняет облик, ловко ускользая из рук правосудия. Напасть на его след удается только комиссару Жюву с помощью Элен, подруги похищенного журналиста Фандора.
Киносерия о Фантомасе, или, как сейчас принято говорить, франшиза, развивалась параллельно с «Жандармами» и тоже была очень популярна, причём в ней тоже главную роль играл де Фюнес. Только здесь он - комиссар Жюв, которого постоянно обводит вокруг пальца ловкий преступник, умеющий менять внешность и располагающий бондовским арсеналом гаджетов.Стоит, правда, сказать, что Фантомас надоел публике раньше жандарма Крюшо: он «выдержал» только три фильма, а про жандарма было снято шесть, причём последним был «Жандарм и инопланетяне», что говорит об идейной кризисе создателей серии.
Откройте, полиция!
Опытный полицейский-пройдоха Рене обучает хитростям мошенничества своего юного напарника-идеалиста Франсуа. Напарник так входит в раж, что затмевает своего насквозь коррумпированного наставника.
Это тоже французская серия фильмов о полицейских и тоже очень популярная. Но здесь не эксцентрика, а более классическая комедия положений, снятая классиком жанра Клодом Зиди. Представители двух поколений французского кино Филипп Нуаре и Тьерри Лермитт элегантно воплотили образы полицейских на экране, и получилось не балаганное издевательство над полицией, а элегантная и даже немного грустная история.
Шпик
В маленьком городке Сен-Жан-де-Мон происходит ограбление банка. Один из грабителей ранен. Выясняется, что деньги, похищенные налетчиками, предназначались для закупки крупной партии наркотиков. Таким образом, одни воры помешали другим провернуть выгодное дело.Расследование поручено комиссару Кольману. Он уверен в себе. Он знает преступный мир Франции, как свои пять пальцев. Но выясняется, что он совсем не знает тех, кого считал друзьями.
Жан-Пьер Мельвилль известен как серьёзный, даже мрачный режиссёр, что не отменяет его чувства юмора. В большинстве его фильмов протагонисты - гангстеры, в то время как полицейские выведены мелкими, злобными лилипутами, охотящимися на великанов духа. И в том, чтобы снять Алена Делона в роли сотрудника полиции, тоже можно видеть шутку: до этого Делон играл у Мельвилля гангстеров с трагической судьбой, а тут оказался по другую сторону закона, сам стал ловить преступников. Впрочем, поклонникам режиссёра гангстерские роли Делона всё равно нравятся больше.
Набережная Орфевр, 36
В Париже вот уже несколько месяцев хозяйничает банда неуловимых и опасных преступников. Чуть ли не каждый день они умудряются совершать нападения на хорошо охраняемые инкассаторские машины, и каждый раз выходят сухими из воды.У двух талантливых и амбициозных полицейских — Лео Вринкса, начальника Отдела по борьбе с бандитизмом, и Дэниса Клейна, главы Отдела по борьбе с организованной преступностью, появляется реальный шанс подняться по служебной лестнице. Шеф полиции Роберт Манчини, их добрый друг, ставит им следующее условие: тот, кто сумеет разоружить банду налетчиков, станет Шефом полиции знаменитого Управления по адресу Набережная Орфевр, 36. Между двумя суперполицейскими разворачивается настоящая борьба.Бывшие друзья, а ныне непримиримые враги, испытывают разногласия буквально во всем — начиная от методов поимки преступников и заканчивая выбором подчиненных. Кроме того, вот уже много лет между ними стоит прекрасная женщина Камилль Вринкс. А если дело касается женщины, то компромиссов быть не может!
Ещё один французский фильм, о котором нельзя не вспомнить, - относительно свежий неонуар с Даниелем Отоем и Жераром Депардье, стильный, мрачный, жёсткий, как и положено в этом жанре. Двое начальников полиции - и два разных метода работы, причём каждый из них эффективен и разумен. Расследуя одно и то же дело, бывшие друзья неминуемо становятся соперниками, а потом и врагами, и запах смерти уже ощутимо доносится с экрана.
Полицейская академия
Неожиданная новость: мэр города принял закон, по которому на службу в полицию можно принимать кого угодно. Теперь полицейскую академию наводнили умники, уличные хулиганы и т.д. Преподаватели академии пытаются всеми силами избавится от нерадивых студентов, однако они не собираются уходить из академии.
Так случилось, что настоящий расцвет полицейского кино в США пришёлся на 80-90-е годы. Может, потому что в 60-70-е полиция ассоциировалась у подавляющего большинства населения с репрессиями, а в XXI веке просто уже несколько надоело и уступило место блокбастерам по комиксам. А в 80-е казалось, что ничего интереснее быть не может. И смешнее - тоже. Взять хотя бы популярнейшую серию «Полицейская академия» - первый фильм явно пародирует «Целометаллическую оболочку» и другие фильм о жёстких тренировках и не менее суровой практике.
Детройский полицейский Фоули узнаёт, что его школьного друга убили буквально после их недавней встречи. Поиск убийц приводит полицейского в Лос-Анджелес. Однако местная полиция не спешит помогать приезжему коллеге. Благодаря своему обаянию Фоули удаётся получить поддержку от двух местных полицейских.
В том же году в прокат вышла другая ультрапопулярная комедия, причём отсылавшая к популярному в 70-е годы субкультурному направлению blacksploitation, потому что в главной роли был чернокожий актёр Эдди Мёрфи, и публике предлагалось следить за его приключениями. В результате Мёрфи стал первым чёрным мужчиной-кинозвездой в США, да и во всём мире тоже.
Смертельное оружие
Они напарники и друзья, хотя очень разные люди. Риггз - сорвиголова, чьё вьетнамское прошлое перешло в сумасшедшее настоящее, а в полиции он вообще получил кличку «смертельное оружие». Мертаф же напротив семейный человек, честно работающий на благо граждан и собственных детей.
Логично, что после такого нужно было обязательно делать чёрных не частью актёрского ансамбля, как в «Полицейской академии», а главными героями. Дэнни Гловер в «Смертельном оружии» играет не просто напарника персонажа Мэла Гибсона, но воплощает образ отца, наставника, старшего друга, что можно расценивать как победу борцов за равноправие в США. В дальнейшем в большинстве коммерческих фильмов формата buddy movie будут присутствовать чёрные, которые ещё и будут получать самые выгодные сцены и реплики, отыгрывая их с природными обаянием и пластикой.
Робокоп
Смертельно раненого полицейского - лучшего в своем деле, учёные превращают в мощного киборга Робокопа, который становится практически непобедимым в борьбе с преступниками. Но Робокоп - не просто машина, и его начинают преследовать воспоминания из прошлой жизни...
Полицейские фильмы могли быть не только комедиями или комедийными боевиками, но и научно-фантастическими блокбастерами. Впрочем, суть здесь всё та же: коррумпированная полиция и аутсайдер, решивший и бросить вызов коррупции, и победить организованную преступность. Чтобы сделать это, главному герою пришлось умереть и воскреснуть, но уже в металлическом теле киборга. Призрак в доспехах, только мужчина, но проблемы у двух героев очень похожи.
Судья Дредд
В третьем тысячелетии мир переменился. Климат, народы — все перевернулось… Земля превратилась в ядовитую, выжженную пустыню, которую стали называть «Проклятая земля». Миллионы людей сосредоточились в нескольких огромных городах, на улицах которых царили хаос и преступники. Система правосудия не смогла справиться с анархией, и был создан новый порядок — элитные подразделения, которые сами задерживали, судили, выносили приговор и приводили его в исполнение. Их называли Судьями.
Тоже фантастика, но обстоятельства у героя более оригинальные. В ближайшем будущем человечество, разочаровавшись в традиционной полиции, создало институт «судей» - фактически, шерифов, которые сами ищут преступников, сами выносят приговор и сами же немедленно приводят его в исполнении. На такое соединение вестерна, полицейского фильма и антиутопии должно лишь напомнить нам об актуальной для жанра проблематике: коррупция и организованная преступность на одной чаше весов, нерешаемые личные проблемы - на другой. А перевесить может только подвиг, ради чего эти фильмы и снимаются.
Семь
Фильм о двух детективах, расследующий громкие убийства серийного маньяка, который выбирает своих жертв по семи смертным грехам.
Полицейские фильмы могут быть практически хоррорами, как многие описывали картину про поиски серийного маньяка. Блестящий актёрский ансамбль, жуткие улицы и ещё более жуткие помещения, где в темноте едва можно рассмотреть изувеченные трупы, - этот фильм сразу стал классикой и сегодня является обязательным для всех синефилов.
Обнажённый город
Дженни Хекстер, блондинка-манекенщица, убита в своей квартире. Следователи Дэн Малдун и Джимми Хэллоран ездят по городу и ищут убийцу, показывая нам голый, порочный и опасный Нью-Йорк.
Вероятно, всех фильмов, перечисленных выше, просто не было бы без этой картины, классического нуара 40-х годов, снятого в Нью-Йорке и про Нью-Йорк. Камера словно вырвалась из павильонов на свободу и снимает поиск преступника как документальный фильм. Видно, что авторы вдохновлялись советским и европейским кино, но очевидно и то, что без знаменитой картины Ральфа Стейнера «Город» здесь тоже не обошлось. Впрочем, она тоже снята под влиянием фильмов Руттманна и Вертова.
Помутнение
Действие фильма разворачивается в недалеком будущем в округе Орандж, штат Калифорния. В эту эпоху, когда Америку окончательно захлестнул вал наркотиков, умами и телами людей завладела таинственная Субстанция Д, полностью разрушающая их психику. Главный герой ленты — тайный агент отдела полиции по борьбе с наркотиками Роберт Арктор, который в связи с характером своей деятельности тоже становится наркозависимым.Однажды ему поручают шпионить за его друзьями: Джимом Баррисом, Эрни Лакманом, Донной Хоторн и Чарльзом Фреком. Ситуация еще более осложняется, когда Баррис начинает доносить на Арктора.
Напоследок нечто действительно особенное. Экранизация романа Филипа К. Дика выполнена в модной технике, когда сначала снимается кино, а потом оно целиком «раскрашивается» на компьютере, превращаясь в реалистичный анимационный фильм. У этого есть и содержательное обоснование. Поскольку агенты под прикрытием ловят наркоторговцев, а наркотик в фильме показан разжижающим сознание, то и изображение тоже должно отчасти разжижать сознание зрителя, чтобы ему передалось необходимое ощущение.