Маргарита П.
13.06.17 13:06«Матильда»: Алексей Учитель отвечает на вопросы журналистов
14:06
Пресс-конференция начинается. Среди спикеров - режиссёр Алексей Учитель, Ларс Айдингер, исполнивший роль Николая II, адвокат Алексея Учителя Константин Добрынин, а также актриса Ингеборга Дапкунайте, актёр Евгений Миронов и генеральный директор компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев, которые присоединились к конференции благодаря телемосту из Сочи.
14:07
Зрителям представляют новый трейлер "Матильды", который вскоре будет демонстрироваться в кинотеатрах.
14:08
Алексея Учителя спрашивают о том, как он относится к постоянным дискуссиям вокруг картины. Режиссёр отвечает, что он никогда в жизни не мог подумать, что придётся собирать такую пресс-конференцию по поводу фильма, которого никто не видел (ему хотелось бы, чтобы всё было наоборот). История, случившаяся с картиной, стала полной неожиданностью для него и его коллег, им приходится постоянно отвечать на странные обвинения и претензии - в том числе, было письмо, в котором неизвестные обещали поджечь кинотеатры, которые будут демонстрировать ленту. В студию сегодня выстраивается очередь из проверяющих организаций, и, разумеется, приходится защищаться, но не обвиняя кого бы то ни было, а по правилам и существующим законам.
14:12
Вчера Алексей Учитель был приглашён на праздничный приём в Кремль, где состоялась его встреча с Натальей Поклонской. Беседа была доброжелательной, просьба депутата Поклонской заключается в требовании показать картину её экспертам. Учитель ответил, что давно призывает её посмотреть картину лично, чтобы оценить, что в ней есть плохого. На что последовал ответ - "Никогда и ни в коем случае, всё эксперты расскажут". Поэтому Учитель убеждён, что этот разговор бесполезен. Он убеждён, что у Поклонской сформировалось личное отношение к Николаю II, возможно, в какой-то степени фанатичное. В этом нет ничего удивительного и плохого. Но проблема в том, что эта любовь влияет на её работу. "Эксперты будут проверять каждую строчку сценария, соответствует ли сценарий снятому в фильме, иначе это будут неправильно потраченные государственные деньги", - утверждает Поклонская, однако Учитель отмечает, что государственное финансирование составило лишь 25%.
14:16
Генеральная прокуратура заказала СПбГУ экспертизу первого трейлера. В этом же университете была проведена экспертиза самого фильма, эксперты работали около 10 дней, в результате на тридцати страницах был рассмотрен почти каждый эпизод.
14:17
Учитель говорит, что производство закончено почти полностью (осталось немного доделать графику). Премьера состоится в октябре в Мариинском театре, это ещё раз подтверждено. Оркестр под управлением Гергиева записал музыку к фильму, а сам дирижёр не далее чем вчера снова подтвердил, что торжественная премьера действительно пройдёт на исторической сцене.
14:19
Выход фильма в прокат также до сих пор не оспаривается.
14:20
Слово передано юристу Константину Добрынину. Он говорит, что это новая веха в киноискусстве - адвокат присутствует на конференции, не имеющей никакого отношения к праву. Спустя восемь месяцев после пристального внимания к ещё не вышедшей картине и после появления ряда дезинформационных статей в СМИ, было принято решение действительно провести полноценную экспертизу, дабы снять все вопросы. Учитель и Добрынин попытались поставить себя на место Поклонской и сформулировать вопросы таким образом, чтобы у создателей не было способов вывернуться из ситуации. Среди этих вопросов - два самых волнующих. "Имеется ли в представленном фильме оскорбление чувств православных верующих в связи с упоминанием причисленного к лику святых Николая II?" и "Содержится ли в фильме информация, пропагандирующая культ насилия или порнографии?". Ответ экспертов: нет.Сцена романтического свидания Николая и Матильды содержит элементы эротики, но не содержит элементов порнографии. Таким образом, никаких нарушений экспертами не было выявлено, как и признаков состава преступления. Добрынин выразил надежду, что экспертное заключение поможет Поклонской взять себя в руки и посмотреть картину, прекратив после этого веерную рассылку и начав заниматься своими прямыми обязанностями.
14:25
Следующий вопрос адресован Евгению Миронову, который в фильме исполнил роль директора театра Ивана Карловича. Его спрашивают об отношении к такой ситуации. Он говорит, что не понимает, как так получилось, что все оказались в такой ситуации - и граждане, которые ходят с письмами, и определённые депутаты, и пресса. "Мы сошли с ума все? Эта картина стоила столько слёз, крови, любая другая страна гордилась бы тем, что об их императоре (до того, как он стал императором) снята такая трогательная история юношеской любви! Художники вправе рассказывать историю жизни любого человека - тем интереснее должно быть представителям церкви показывать, какой тернистый путь бывает у святых!". Миронов отмечает, что Учитель - это живой классик, а данная ситуация демонстрирует, что наступила эпоха невежественности и непрофессионализма.
14:28
Миронов также говорит, что обвинителям должно быть стыдно устраивать "такой концерт" людям, которые картину ещё даже не посмотрели. Ему лично очень важно поддержать Алексея Ефимовича.
14:30
Слово берёт Ингеборга Дапкунайте, которая отмечает, что слова Миронова были исчерпывающими. Она крайне удивлена и потрясена тем, что обсуждают не художественные достоинства картины, а эту ситуацию, хотя на самом деле хотелось бы говорить, как художник Алексей Учитель подошёл к темам любви, брака, власти, свободы выбора. А мы говорим о том, порнография ли это. "Мы же как-то все родились - и Николай II тоже имел детей, и не святым зачатием. Искусство и художник выражают то, как они видят мир в данный момент, и они говорят об этом мире так, как они воспринимают этот мир". Дапкунайте отмечает, что цензура не может быть верным подходом к искусству.
14:48
Учителя спрашивают, почему не был принят оригинальный сценарий.Он отвечает, что его целью не было снять байопик о Матильде: режиссёра интересовала и сама фигура императора, поэтому первоначальный сценарий был переписан Александром Тереховым.
14:56
По мнению Алексея Ефимовича, подобные прецеденты нужно остановить: в другой раз депутату может не понравиться спектакль, картина, скульптура, а депутаты не должны заниматься искусством. Учитель сетует, что эта история может привести к тому, что люди придут смотреть фильм не ради истории, рассказанной в нём, а чтобы увидеть нечто другое, - это станет для режиссёра трагедией. Он хотел показать человека, который стал императором, который сделал выбор между свободой, своей совестью и любовью. На его взгляд, в глазах верующих, эта история позволила бы лучше понять Николая II. Это интересно - показывать человека со своими страстями, а не статую, бюст, который может замироточить.