Сычёв С.
17.05.17 20:05Лучшие документальные сериалы XXI века: выбор «Фильм Про»
Создатели сериала «Голубая планета» сняли новый фильм, показывающий Землю такой, какой ее еще никто не видел прежде. Невероятные по красоте пейзажи и самые заповедные и малоизученные уголки нашей планеты. Четыре года напряженной работы и беспрецедентный для документального фильма бюджет позволили создать уникальный по масштабности фильм. А революционные режимы сверхскоростной съемки и детализации картинки, сделали возможным показать великолепие нашей природы во всех подробностях.
Для большинства людей во всём мире словосочетание «документальное кино» означает научно-популярные фильмы ВВС. Между прочим, ВВС делает картины и совершенно в других жанрах, но стоит отдать должное именно научпопу: такого красочного, профессионального и увлекательного кино о планете Земля и её окрестностях больше никто в наше время не делает. Сериал «Планета Земля» - абсолютный хит среди всех документальных сериалов нашего времени, и ничего с этим поделать нельзя. Да и не надо, тем более десять лет спустя ВВС выпустило великолепное продолжение этого сериала.
Ошеломляющий и поражающий своей красотой, новыми открытиями и впечатлениями уникальный сериал о живой природе нашей планеты. Более 3000 съемочных дней, проведенных на каждом из земных континентов, беспрецедентная техника съемки, 130 невероятных и захватывающих дух историй из страниц животного мира, — все это и есть «Жизнь» — история животного мира, какой Вы её еще не видели прежде!
Как и предыдущий фильм, «Жизнь» создан при участии главного популяризатора фильмов о природе в мире Дэвида Аттенборо. Феноменальные по красоте съёмки фауны нашей планете он сопровождает своим фирменным способом рассказа, ради которого даже люди, которые ненавидят субтитры, включают на дисках оригинальную дорожку. Аттенборо заставил миллионы людей во всём мире заново увидеть мир, в котором они живут, и его имя является гарантией качества любого документального продукта.
«Он верит в инопланетян. Он может научить нас путешествовать во времени. И он знает, каким будет конец света», - канал Discovery, один из главных конкурентов BBC по массовой документальной продукции, знает, как увлекательно представить аудитории знаменитого астрофизика. Впрочем, тот в представлении не нуждается, и этот сериал – самое подробное изложение его неординарных идей в кино. А для юных зрителей, которые не в курсе, кто такой Хокинг, есть звезда Камбербэтч.
Сериал исследует самые глубокие тайны существования — вопросы, которые всегда озадачивали человечество. Из чего мы сделаны? Что было перед началом всего? Действительно ли мы одиноки во вселенной? Есть ли создатель? Эти вопросы были обдуманы самыми изящными умами человеческого рода. Теперь, наука приблизилась к сути, в область где твердые факты и свидетельства могут быть в состоянии предоставить нам ответы, вместо философских теорий. «Через Червоточину» примирит самые яркие умы и лучшие идеи с самых передних краев наук, — строфизики, Астробиологии, Квантовой механики, Теории струн, и более — чтобы показать экстраординарную правду о нашей Вселенной.
Приглашать кинозвёзд в документальные фильмы для привлечения внимания широкой публики – распространённая и совсем не новая традиция. Казалось бы, какое отношение к науке имеет Морган Фриман, у которого вообще практически никакого образования нет? Но почему-то именно его голос пожилого мудреца любят использовать авторы документального кино. А этот сериал – самый известный пример, тем более что имя актёра ещё и вынесено в название.
Крупные западные режиссёры часто снимают документальные фильмы, но гораздо реже – документальные сериалы. А вот Оливер Стоун – яркое исключение, тем более что в XXI веке его неигровые картины вообще были куда интереснее игровых, один только фильм-интервью с участием Фиделя Кастро чего стоит. Стоун – ярый патриот, который тем сильнее ненавидит всё то, что вредит его стране и при этом замалчивается ей, как будто этого не было. Поэтому практически всё его творчество направлено на то, чтобы вскрыть старые раны – и наконец вылечить их.
Пока специалисты спорят, считать эту картину сериалом или предоставить ей статус фильма, она не только успешно прошла сериалом на американском телевидении, но и получила «Оскар» в документальной категории, став самым длинным лауреатом за всю историю премии. Что и говорить, смотреть её гораздо легче сериями, в отличие от, например, более длинного «Шоа», но она, так же как и названный выше фильм Стоуна, говорит много неприятных вещей об Америке, делая это с любовью и страстью к своей стране.
Блюз
Документальный фильм об истории появления и развития блюза в Америке.
У Мартина Скорсезе документальное творчество тоже давно оставило позади игровое: его фундаментальные картины о Бобе Дилане, Джордже Харрисоне и Элиа Казане могут считаться образцами биографического кино. Но документальных сериалов он не снимал, а в этом выступил продюсером, который собрал не просто альманах, а сразу несколько фильмов в один блок о музыке. Который, как ни странно, хоть и пестрит именами знаменитых режиссёров, но смотрится всё же вполне цельно, может, не без заслуги создателя этого проекта.
Джаз
Документальная лента проведёт зрителя по основным вехам истории джаза.
Но кто действительно претендует на главного автора документальных сериалов в США, так это недосягаемый профессионал в своём направлении Кен Бёрнс. Кажется, что он способен сделать сериал о чём угодно, и это что-то покажет все свои грани в нескольких часах экранного времени. После Бёрнса сериал о джазе снимать просто невозможно, он рассказал всё. Можно сделать сериал о джазе, который играли после выхода фильма Бёрнса, - это хотя бы не будет выглядеть святотатством.
Война (мини-сериал)
Состоящая из 7-и частей правдивая история о том, как Вторая Мировая война повлияла на жизни простых американских семей. Сюжет сфокусирован на жизни обитателей четырёх провинциальных городов США: Луверн, штат Миннесота, Мобил, штат Алабама, Сакраменто, штат Калифорния, и Уотербери, штат Коннектикут. В сериал включены документальные кадры того времени и военные кинохроники.
К теме Второй мировой войны Бёрнс подошёл непривычно скромно, но очень правильно и честно. Вместо того, чтобы делать бесконечный (а у этого автора, при его дотошности, сериал был бы самым длинным в истории кино) фильм о всех гранях войны, Бёрнс показал его через несколько конкретных историй американских ветеранов. У каждого была своя война, а вместе их жизни позволяют составить себе какой-то очень ёмкий и даже в чём-то новый образ самой страшной трагедии XX столетия.
56 лет (ТВ)
Режиссер Майкл Эптид встречается с той же группой выходцев из Британии, что и в своих прошлых проектах, расспрашивая, чем они занимались последние семь лет.
Серия, название которой на русский язык вообще обычно не переводят, тоже рассказывает историю страны через биографии отдельных людей. Только зрители сериала проживают жизнь персонажей вместе с ними самими: амбициозный проект Майкла Эптеда заставляет выбранных однажды героев каждые семь лет отчитываться о прожитом периоде, чтобы от нас не ускользнуло ничего важного. Первый фильм был снят, когда героям было по 7 лет. Последний на данный момент показывает их в 56 лет. И это не конец.
Этот фильм - четвертая часть длительного кинонаблюдения за судьбами людей, которым исполнилось двадцать восемь лет. Сейчас они живут в разных странах и даже на разных континентах. У них разное воспитание, образование, разрез глаз. Мы снимали их в семь лет, потом в четырнадцать, двадцать один, и вот теперь первый круг жизни замкнулся. Но есть то, что всегда будет объединять этих людей. Они родились в несуществующей теперь империи – СССР. (2 серии)
Эптед был так вдохновлён своим проектом, что инициировал похожие сериалы в других странах. Однажды в поле его зрения попала и наша страна, где снимать ребят с 7 лет и до самого конца было поручено Сергею Мирошниченко. Может быть, это непредвзятое суждение, но как фильм «Рождённые в СССР» не только не уступает картине Эптеда, но даже превосходит её по глубине раскрытия героев и по неожиданным метафорическим обобщениям. Правда, сами герои значительно моложе английских «коллег», их ещё предстоит «довести» хотя бы до 35 лет.
Подстрочник (сериал)
Лилианна Лунгина рассказывает о своей насыщенной событиями жизни. Её рассказ охватывает историю Советской России глазами человека, принимавшего в этой истории непосредственное участие.
Иногда можно просто посадить перед камерой человека, и от экрана будет не оторваться. Монолог Лилианы Лунгиной занимает несколько часов экранного времени. Она рассказывает о своей жизни, спокойно, иронично, подробно. Фильм произвёл настолько сильный эффект, что расшифровка бесед с Лунгиной вышла отдельным тиражом в виде книги и сразу стала бестселлером. А сам сериал регулярно повторяют по телевидению. Оператором там был, между прочим, Вадим Юсов, работавший на первых фильмах Андрея Тарковского.
Говорящие люди на экране – это не обязательно «говорящие головы», хотя временами так может показаться по документальным программам. Но только не в этом сериале, где ветеранам дали возможность рассказать о Великой Отечественной войне то, что нигде и никто прежде не рассказывал. О таком их личном опыте, которого нет ни в одной книге. Такой совокупности правд о той войне в нашем кино прежде не было, и сериал стал важной частью её наследия.
Известность сериала Дмитрия Васюкова о жителях дальних уголков России давно перешла границы нашей страны. Портреты свободных индивидуумов, которые живут в тяжелейших условиях ради того, чтобы ни от кого и никогда не зависеть, вдохновили Вернера Херцога на то, чтобы смонтировать полнометражную версию фильма о жизни в тайге из материалов Васюкова и лично озвучить их фирменным сиплым голосом. Тональность фильма в результате несколько поменялась, зато Дмитрий Васюков превратился в режиссёра с мировым именем.
Фильм о маршруте из книги Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», написанной более двухсот лет назад. Авторы фильма решили отправиться в путешествие по трассе, которая соединяет две столицы, чтобы выяснить стала ли жизнь в России лучше, свободнее и богаче.
Роуд-муви в документальной форме – идеальный повод для сериала. Журналист Андрей Лошак нашёл ещё один повод в виде хрестоматийного произведения Александра Радищева. Лошак проехал по маршруту из книги и сравнил увиденное с тем, о чём читал в детстве. Выводы его неутешительны, но, с другой стороны, Радищева за книги покарали, а Лошака – нет. Значит, 200 лет прошли не зря.
Одноэтажная Америка
Фильм состоит из нескольких историй, рассказ которых ведётся от лица Владимира Познера, Ивана Урганта и Брайана Кана – известного радиожурналиста и американского писателя. У каждого из них своё представление об Америке, свой взгляд и свои впечатления от небольших путешествий, которые они совершают в течение всего фильма.
Но самое популярное документальное роуд-муви в России сделали Владимир Познер и Иван Ургант, которые решили проехать всю Америку на огромном джипе и прокомментировать всё, что они увидят по дороге. Сериал оказался настолько популярен, что его авторы немедленно запустили такие же в других странах, и Познер с Ургантом регулярно совершают новые совместные путешествия, хотя первое было и остаётся самым ярким и запоминающимся.
Фильм рассказывает о ресторанном критике Джайлзе Корене и писательнице-комедиантке Сью Перкинс, которые решают принять участие в эксперименте «пожить» в прошлом. Их одевают в костюмы соответствующей эпохи, поселяют в доме с историческим интерьером, а рацион их питания тоже состоит из блюд исторического прошлого. После окончания этого эксперимента организаторы приходят к интересным выводам.
Путешествовать можно не только в пространстве, но и во времени. Остроумнейшая находка британского телевидения: ресторанный критик Джайлз Корен и актриса Сью Перкинс одеваются в исторические костюмы и в соответствующих декорациях едят то, что соответствует изображаемой эпохе. Делятся ощущениями от еды своих предков, а потом ещё проверяют свой организм, измеряя полезность пищи прошлого. Ничего подобного в документальном кино прежде не появлялось, хотя проводить на себе эксперименты с пищей пытались многие.
Тайны миллиардера
В этом документальном цикле речь пойдёт об одиозной личности Роберта Дёрста. Широко известный американской общественности, миллиардер имеет весьма сомнительную славу. В 1982 году бесследно пропала его жена, с которой у него были, мягко говоря, сложные отношения. В 2000 была застрелена Сьюзен Берман, предположительно, располагавшая информацией о пропаже жены. И, в конце концов, самый нашумевший и очевидный прецедент - доказанное убийство соседа Дёрста. Его тело было найдено расчленённым. Но лучшие адвокаты доказали суду, что это была самооборона. Сегодня сам Роберт Дёрст готов приоткрыть завесу тайны и поделиться с нами - как ему удаётся избегать правосудия.
Один из самых невероятных сериалов в истории стал таковым из-за нелепой ошибки своего главного героя, Роберта Дерста. Во время съёмок он какой-то момент он забыл снять с себя микрофон и, думая, что его никто не слышит, признался вслух в убийстве, что, конечно, попало в сериал и стало поводом для грандиозного скандала. Дерст был арестован в конце съёмок сериала и в настоящее время отбывает срок в американской тюрьме.
TransGeneration
Фильм рассказывает о 4-х студентах колледжа, их переживаниях, сомнениях, которые связаны со вступлением во взрослую жизнь.
Этот сериал никогда не был суперхитом, но является одним из важнейших телепроектов последних лет. Его герои – молодые люди, которые сменили свой пол и попытались в новом качестве адаптироваться среди сверстников. Фильм очень аккуратно и тонко исследует то, с какими проблемами они столкнулись и как их решают, потому что ясно, что речь идёт об одной из серьёзнейших проблем современного общества. Однажды она решится, и фильм TransGeneration будет вызывать только недоумение, а его зрителям придётся объяснять, что смена пола в начале XXI века могла стать началом очень серьёзных неприятностей.
#лучшие документальные сериалы