Сычёв С.

26.04.17 16:04

«Движение»-2017: первые впечатления от кинофестиваля дебютов в Омске

Отличница


Сразу после премьеры в Сочи дебютного фильма Оксаны Карас «Хороший мальчик» стало понятно, что в кино пришёл новый автор, способный говорить на сложные темы простым языком. Фильм сравнивали с «Плюмбумом», но аплодировали на его показе даже те, кто о хите Вадима Абдрашитова никогда не слышал, потому что слишком молод. Картина получила на «Кинотавре» главный приз, и все с нетерпением стали ждать, что сделает Карас после него. Она сняла сериал. В ретростилистике: действие происходит в 1958-м году, и это ближе всего к фильму «Место встречи изменить нельзя», только вместо фронтовика Шарапова служить в милицию приходит симпатичная девушка-криминалист, только что из института. И начинается запутанная история о поимке опасной банды, которая для девушки быстро становится очень личной. Не будем раскрывать тонкости сюжета, тем более что не знаем их во всей полноте: для показа фильма на открытии фестиваля «Движение» Карас перемонтировала 8-серийную картину в специальную версию длиной чуть более двух часов, так что многое осталось за кадром. Но скажем, что у детективной и мелодраматичной истории есть свои подводные слои, касающиеся репрессий, коллаборационизма и лично Осипа Мандельштама, а кинематографически фильм выделяется тем, что все его сцены сняты одним кадром: оператором был известнейший российский мастер Сергей Мачильский.

Трейлер фильма «Хороший мальчик»


Нигина Сайфуллаева тоже ворвалась в российское кино через «Кинотавр»: её фильм «Как меня зовут» отличался утончённым эротизмом, большим вниманием к деталям современной жизни и современных отношений, причём не только между представителями разных полов. Вместе с одним из самых ярких молодых сценаристов Любовью Мульменко Сайфуллаева вновь создала яркую историю о современных людях, и опять в центре повествования взрослый мужчина (Евгений Цыганов, чью щетину и шею камера прямо-таки ласкает) и молодёжь, которая бунтует, работает и вообще считает, что весь мир принадлежит ей. У него есть деньги, власть и красота, у них – красота, злость и убеждения. В результате получаем взрывной коктейль с участием самых ярких артистов России: Глеб Калюжный из «14+», артист «Гоголь-центра» Пётр Скворцов («Ученик»), Александр Паль («Горько!») – но в центре всё равно опять девушки, одна интереснее другой – и одна сексуальнее другой. Эротизм Сайфуллаевой – тема для отдельного разговора, а пока стоит дождаться продолжения сериала на телеэкранах.

Трейлер сериала «Бонус»

Рэп-мюзикл Валерии Гай Германики долго шёл к своему завершению, работа над ним началась ещё несколько лет назад. Он позволяет проследить трансформацию таланта одного из самых эксцентричных и одиозных авторов российского кино. Видимо, поняв, насколько выигрышно смотрелись клиповые вставки в фильме «Да и да», Германика решила двинуться именно в эту сторону, сериал «Детки» - это рассказ о провинциальном парнишке, который всё время сочиняет и исполняет рэп и который поехал в Москву с другом и влюбился в дочку миллионера. Детали молодёжного быта, которые так умело всегда замечала Германика, здесь поданы в тесном симбиозе с длинным клипом, в котором Антон Адасинский (Мефистофель из сокуровского «Фауста») мечется в огне и начитывает историю о современных Ромео и Джульетте. На фоне его выступление происходящее с героями часто выглядит бледновато, но Германика всё равно старается сохранить баланс и не допустить разрушения единства формы. При этом в фильме есть и самостоятельные музыкальные номера, из которых нам дали увидеть лишь зонг провинциальных проституток на подмосковном шоссе. Это необычно и зрелищно, интересно посмотреть, что будет дальше.

Трейлер сериала «Детки»

Три дня до весны


Показывать кино в программе фестиваля прямо перед его выходом в российский прокат - дело обычное, но только не в случае с Омском: критиков здесь мало, и рекламный выхлоп от такого показа минимален. Но фильм попал в программу не поэтому, а как раз наоборот. Предыдущие фестивали в Омске показали, что хотя фильмы здесь встречаются яркие, часто они так и не попадают в прокат, хотя причины тут разные. Данный случай должен подчеркнуть, что фестиваль вовсе не согласен довольствоваться ролью маргинального мероприятия и живо интересуется зрительским кино, а не только сериалами, которые и так пойдут по ТВ, как названные выше. Пусть даже для этого и придётся взять в конкурс очевидно жанровое ретро-кино, которое, между прочим, отчасти вступает в диалог с уже представленной нам «Отличницей». Впрочем, познакомиться с этим фильмом получше можно будет уже в начале мая.

Трейлер фильма «Три дня до весны»