Сычёв С.

16.01.17 20:01

Лучшие российские фильмы ужасов: выбор «Фильм Про»

Россия 2012Триллер, Ужасы

Группа русских туристов отправляется в Финляндию за покупками - а попадет в лапы людоедов. Оказывается, есть один день в году, день летнего солнцестояния, когда каждый финн по древней традиции должен съесть иностранца, и, к ужасу туристов, сегодня – тот самый день.

Фильм снят как бы на мобильный телефон: дескать, мама перед шопинг-туром в Финляндию подарила сыну-подростку смартфон с хорошей камерой. Поэтому мы сразу начинаем воспринимать фильм как представитель популярного направления found footage, а чуть позже – как пародию на него. Смотреть на финский каннибализм смешно и совсем не страшно, что вовсе не отменяет причастности этой картины к жанру ужасов.

Россия 2017Триллер, Ужасы

Героиня готовится к своей свадьбе. Вместе с женихом она отправляется в деревню, откуда тот родом, чтобы познакомиться с бабушкой, которая, по слухам, может предсказывать определённые события. Сердце девушки предчувствует беду. Ей начинают сниться ужасные сны, а наяву она видит духов.

Непонятно, кто и зачем придумал этот ужасный обычай: наряжать мёртвых родственников в костюмы и фотографировать их так, словно они живые. Подрисовывать поверх век глаза, чтобы они казались открытыми, хотя обмануть никого было нельзя. И хотя эти самые фотографии, пожалуй, являются самым страшным образом в этом фильме, налицо стремление создателей (режиссёр Святослав Подгаевский до этого снял картину «Пиковая дама: Черный обряд») производить хорроры на международном уровне.

Россия 2015Ужасы

История о Пиковой Даме, вышедшая из-под пера великого поэта Александра Пушкина, уже в XIX веке леденила кровь его современникам. Четверо городских подростков решают пощекотать себе нервы и проверить достоверность легенды о зловещей старухе. Эзотерический ритуал, при помощи которого они вызывают её дух, оказывается действенным, и в обычной городской квартире появляется могущественная и жуткая сила из потустороннего мира.

Детсадовская страшилка про Пиковую даму стала для режиссёра Святослава Подгаевского поводом «поиграть» с инструментарием зарубежных мистических фильмов ужасов. Зрителя пугают телекинезом, одержимостью, маленькими девочками-призраками, страшным фоновым шумом, ложными следами и другими известными трюками. Часть зрителей осудили картину за вторичность и отсутствие оригинальных идей, но были и те, что приветствовали эту интеграцию в мировую субкультуру и отмечали, что фильм всё же вполне способен пугать даже знатоков хоррора.

Россия 2016Комедия, Триллер, Ужасы

Группа популярных видеоблоггеров и молодых «звёзд» социальных сетей приглашены на роскошную презентацию нового напитка. Герои не подозревают, что эта встреча — обман,а им суждено стать жертвами жестокого маньяка-убийцы.

Спустя многие годы после мистического хоррора «Мёртвые дочери» Павел Руминов решил снять первый настоящий российский слэшер. То есть фильм про маньяка, который убивает жертв холодным оружием. Чтобы добиться непременной для классики жанра ситуации, в которой группа людей оказался в замкнутом пространстве и постепенно редеет, Руминов придумал ход с блогерами-«миллионниками», которых собрали в загородном особняке для рекламной акции. И в результате умерщвляют одного за другим на радость их онлайн-хейтерам.

Россия 2007Триллер, Ужасы, Боевик

Трое дерзких преступников, которые только что ограбили банк и захватили заложников, решают укрыться от милиции, спрятавшись в заброшенном метрополитене. Пожалуй, они могли бы отсидеться в тишине, и оторваться от погони, но они своим присутствием потревожили здешнего подземного обитателя – Путевого Обходчика. Смогут ли герои оторваться от нового преследователя?

Московское метро – территория мифа, загадочный подземный мир, о котором мы знаем только самое малое, покорно следуя по освещённым туннелям. Но самое интересное и самое страшное начинается там, где света нет. Там живёт Путевой обходчик, от которого будет трудно спастись, не зная закоулков этих гигантских катакомб. Реакция российской публики на фильм была неоднозначной. Он провалился в прокате и получил низкие оценки критиков. Но знатоки жанра приветствовали его как интересную попытку, в которой ошибки могут быть даже интереснее достоинств.

СССР 1991Ужасы

Учёный-биолог пишет работу о мыши-белозубке. Он отправляется в деревню к своему двоюродному брату, чтобы завершить свой труд вдали от шума на природе. Но свою работу закончить он вряд ли сможет - его внимание привлекают местные жители, одержимые маниакальными идеями. И самое странное - они способны пополнять свои ряды, ломая психику людей различными садомазохистскими актами.

Первая полнометражная лента основателя некрореализма Евгения Юфита сохранила и преумножила его разработки того, что на Западе, вероятно, назвали бы интеллектуальным хоррором-перфомансом в русле зомби-апокалипсиса. Только всё это своё, выстраданное, далёкое от Джорджа Ромеро и Сэма Рэйми, словно бы до Юфита вообще не было никаких хорроров, да и никакого кино – тоже.

Россия 2006Криминал, Триллер, Ужасы

Марина — журналистка небольшой «жёлтой» газеты, работу в которой она решает оставить. Перед уходом ей нужно взять ещё одно интервью, для чего она отправляется в психбольницу на встречу с серийным маньяком-убийцей. Маньяку удаётся сбежать и скрыться на территории огромного садового хозяйства. Марина следует за ним и понимает, что среди сотен домиков и дач встречаются существа пострашнее любого убийцы.

Стоит покинуть пределы Москвы, как начинается сплошной зомби-апокалипсис. По крайней мере, в этом уверены создатели фильма «Жесть», которые населили пригороды столицы огромным количеством маньяков, некоторые из которых, кажется, всё-таки зомби. Публика фильм не приняла, но сегодня он интересен тем, что для подобного жанра в нём собран потрясающий актёрский ансамбль: Алёна Бабенко, Михаил Ефремов, Анатолий Белый, Гоша Куценко, Рената Литвинова, Алексей Серебряков и Сергей Шакуров.

Нидерланды, Германия, Украина 2010Драма, Приключения

Георгий - дальнобойщик, для которого очередной рейс оказался началом пути в темноту, страх и безысходность. Может ли человек потерять всё, т.е. абсолютно всё, в том числе и собственное имя?

На первый взгляд – роуд-муви-триллер, которому место в другой подборке. Но ситуация здесь слишком фантастична, да и путь главного героя, простодушного водителя грузовика, обычным не назовёшь. Скорее похоже на схождение в ад, где каждая встреченная химера как будто отщипывает от протагониста по кусочку. К финалу от него остаётся лишь обрубок, лишённый памяти, сознания и вообще всего человеческого. Как и та реальность, в которой он оказался.

7.3/10

Жить

Россия 2011Драма

Человек умеет чувствовать, страдать, любить. Он умеет принять свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное — близких. Отнимает вместе со смыслом жизни и с желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но герои фильма не готовы мириться со своими потерями. Они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в ней до человеческого предела.

Неизвестно, что страшнее: когда погибшие близкие люди приходят домой как ни в чём не бывало или когда ты становишься свидетелем их гибели. В случае с фильмом «Жить» второе точно выглядит более жутко. Сцена, в которой героиня через окошко вынуждена смотреть, как её любимого насмерть забивают подонки в вагоне электрички, - кошмар похуже любого «Фредди Крюгера». И когда юноша возвращается к ней весь в бинтах, с трупным запахом и белой кожей, она не столько пугается, сколько старается верить в чудо.

Россия 2008Драма, Триллер, Ужасы

Преподаватель столичного ВУЗа Андрей Белов перевозит свою семью в провинцию и устраивается классным руководителем в местной гимназии для девочек. Обстановка в его классе далека от нормальной, девочек, явно, связывает какой-то зловещий секрет, мистическое общество, центром которого является Юленька. Белов медленно, но верно погружается в бездну ужаса. Его жизнь, семья, все его ценности рушатся под пытливым юлиным взглядом. А ведь девочка всего лишь пытается сделать свою маму счастливой...

Трудно было ожидать от Александра Стриженова, что он снимет самый настоящий фильм ужасов. Экранный образ Стриженова, актёра и телеведущего, – румяный и приветливый сибарит, режиссёр Стриженов – это комедии, среди которых начало комедийной франшизы «Любовь-морковь». Между тем «Юленька» понравился даже многим строгим зрителям, которые оценили риск Стриженова попробовать себя на новой почве, такой зыбкой в русском кинематографе.

Россия 2007Драма, Триллер

В советском провинциальном городке дочь члена партийного кабинета уезжает с ночной дискотеки со знакомым парнем. Домой она так и не добирается. Поиски результатов не дают, никто ничего не видел. Той же ночью на городской окраине мужчина совершает зверское убийство в своём собственном доме. Жёсткий и хладнокровный капитан милиции Журов берётся за расследование обоих происшествий...

Когда фильм появился, стало понятно, что это и есть настоящий российский хоррор. Зло персонифицировано (офицер милиции), иррационально, всемогуще. От него невозможно спастись. Более того, образный ряд фильма отталкивается от структуры Евангелия и наводит на мысль о том, что капитан Журов – то ли Иуда, то ли сам дьявол, который убивает Мессию, оскверняет Магдалину и т.д. Пожалуй, самый страшный и цельный фильм в этой подборке.

Россия 2012Драма

Солдат-дезертир под конвоем армейского капитана отправляется в часть. По дороге они сутки проводят в Москве. Эти 24 часа меняют жизнь обоих. Они вдруг сталкиваются с реальной жизнью жителей мегаполиса, отличной от их собственных. Это помогает сдружиться солдату и капитану.

Один из мрачнейших и жёсточайших фильмов в истории Российского кино. Нервный, тёмный, безжалостный. Алексей Мизгирёв, который и до этого не был романтиком, теперь довёл происходящее до крайности. Главный герой – капитан армии, который не чувствует физической боли, полностью погружён в свои страдания по умершей дочери, его мучают странные галлюцинации. При этом ему каким-то образом нужно найти и доставить в часть двоих дезертиров, причём один из них уже наделал дел, а со вторым самое страшное случится чуть позже. Это лучшие роли Олега Василькова и Азамата Нигманова в кино, да и лучший фильм Алексея Мизгирёва тоже.

Россия 2008Фэнтези, Триллер, Ужасы

Фильм рассказывает о молодой девушке Валентине, которую волей случая захватывают невероятные события. Всё началось с того, что она случайно набредает на старое кладбище, и так как ночь застигла её врасплох, она решает заночевать в маленькой часовне. Но ей не суждено спокойно дождаться утра – она становится свидетелем мистического обряда для воскрешения мёртвых. От страха и потрясения героиня теряет сознание, а очнувшись утром, она замечает пустую могилу с надгробьем, на котором выбито её имя, дата рождения и дата смерти. Если верить надписи, то она должна умереть через 13 дней. Героиня теряется в догадках – на самом ли деле её ждёт смерть, и если да, то как её избежать? За столь короткий срок Валентина должна разгадать тайну старого кладбища, чтобы попытаться спасти свою жизнь.

Фильм сразу стал культовым хотя бы потому, что мало какая картина настолько чётко разделяет аудиторию на тех, кто всерьёз считает её лучшим российским фильмом XXI века, и тех, кто смело ставит ей один балл из десяти в своём личном рейтинге. Имея в своём распоряжении лишь любовь к жанру и микроскопический бюджет любительского фильма, авторы создали нечто настолько странное и концептуальные, что фильм с тех пор обязательно входит во все авторские подборки главных российских «ужастиков».

Россия 1997Мелодрама, Триллер, Ужасы, Детектив

Дина — студентка педагогического института. Девушка приезжает в провинциальный городок, который охвачен паническим страхом. В этой местности произошла череда загадочных убийств, заставляющих жителей города считать, что это дело рук серийного маньяка.

Киновед по образованию, Николай Лебедев («Экипаж», «Легенда №17») снимал эту картину так, словно писал эссе на тему «Каким был бы «Психо», если бы его снимали в России» или «Слэшер в русской глубинке». На самом деле, слэшер по-русски – это когда все убийства спрятаны, маньяка не видно, а самое главное – разобраться, кто кого в действительности любит. Тогда и личность убийцы будет не так важна.

Россия 2007Драма, Ужасы

В российской столице происходит череда загадочных смертей. Большинство людей хотят видеть в них лишь несчастные случаи, и ни у кого нет желания связать гибели между собой.

Молодой режиссёр Павел Руминов во время работы над «Мёртвыми дочерями» неоднократно давал интервью, в которых, между прочим, провозглашал себя новым Стэнли Кубриком. Провокация сработала: фильм посмотрело в кино более 300 тысяч зрителей. Для сравнения: японский хоррор «Один пропущенный звонок» собрал в залах 217 тысяч человек, а Руминов в этой работе ориентировался именно на японские «ужастики». Даже его манера ручной съёмки более характерна именно для японских представителей жанра.