Сычёв С.
20.10.15 19:10К юбилею Никиты Михалкова: Лучшие документальные фильмы режиссёра
Документальное кино Никиты Михалкова начинается фильмом «Анна. От 6 до 18». Создавалась картина много лет, с 1980 года, и представляет она из себя, по жанру, фильм-анкету. Из года в год Никита Михалков задавал своей старшей дочери Анне одни и те же важные вопросы, просил поговорить на те же темы, чтобы понять, как именно меняется человек с возрастом – и как складываются его отношения с миром, который тоже меняется. Ведь юность Анны совпала с периодом больших перемен в советской истории, и это в фильме тоже отражено. Может быть, эти съёмки и не стали бы фильмом и были бы сохранены в личном архиве режиссёра, если бы не одно обстоятельство. Начиная с середины 60-х годов, британский режиссёр Майкл Эптед запустил грандиознейший документальный проект в истории. Каждые семь лет он возвращался к выбранным однажды героям-ровесникам и рассказывал об их жизни, задавая им те же вопросы, сравнивая ответы с теми, что они дали прежде. К слову, этот проект не закончен до сих пор, последний фильм цикла вышел в 2012 году, его героям уже по 56 лет. И они всё так же интересны зрителям, да и самому Эптеду, который рад них регулярно прерывает свою голливудскую деятельность и вновь встречается с ними, чтобы создать очередную серию своей саги.
Так вот, на рубеже 80 – 90-х годов Эптед решил инициировать подобный проект в СССР. Среди всех наших документалистов он выбрал Сергея Мирошниченко, и так в 1991 году возник фильм «Рождённые в СССР. Семилетние», ставший началом большого цикла, так же продолжающегося поныне. «Анну» Никита Михалков создавал вместе с Сергеем Мирошниченко, и они учли весь опыт, накопленный последним во время работы над «Рождёнными в СССР». Картина получилась очень личная, сложная и, при всей своей интимности, вполне публицистичная. Анна и её отец в фильме – это не только конкретные члены семьи Михалковым, но ёмкие художественные образы, открывающие пространство для разных уровней восприятия. Для многих критиков это – главный документальный фильм Михалкова. Но обратимся к другим, чтобы вам было, из чего выбирать.
Один из любопытнейших документальных сериалов 90-х – «Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи». Идея Никиты Михалкова парадоксальна и оригинальна. Это мог бы быть просто научно-популярный проект, целью которого было бы рассказать зрителю, особенно молодого, которого в фильме репрезентуют дети самого Михалкова, о лучших классических картинах русских художников. Для создана особая атмосфера: лето, дача, самовар и т.п. Но после предварительного рассказа о художнике и о картине Михалков делает неожиданный ход. Он заставляет камеру «скользить» по картине, сначала показывая её в сильно увеличенном режиме, фрагмент за фрагментом, и только потом даёт увидеть картину целиком. Но это не всё. Показ каждой картины сопровождается музыкой, написанной Эдуардом Артемьевым, постоянным композитором Михалкова, а сам сюжет, изображённый на картине, «играется» за кадром актёрами, словно радиоспектакль. Так одно художественное полотно становится как бы целым воображаемым фильмом, в котором есть актёрская игра, музыка и монтаж. О художественных предпочтениях Никиты Михалкова и его трактовках картин можно спорить, но метод «оживления» картин он придумал замечательный. Даже странно, что его примеру никто не последовал.
В 2003 году Никита Михалков представляет семисерийный цикл, который на телевидении назывался «Никита Михалков. Русский выбор», а на DVD вышел под заголовком «Русские без России». Каждая из семи серий – отдельный рассказ. Отсчёт начинается с кабинета Ленина. Дальше – трагические судьбы русских эмигрантов. Известных, как Деникин, Врангель и Колчак, и тысяч обычных людей, в основном, «белых» офицеров, которым пришлось начинать новую жизнь после изгнания из России. В прологе, который мы здесь приводим, Михалков фактически раскрывает сюжет и настроение фильма «Солнечный удар», который он снимет через несколько лет. Речь об уничтожении пленных «белых» офицеров в Крыму по личному приказу Троцкого. Документы, которые зачитывает Михалков в кадре, действуют на зрителя куда сильнее, чем игровое повествование.
Фильм «Никита Михалков. Русский выбор»
Для Михалкова «белые» офицеры – это аристократия, интеллигенты, лучшие люди своей Родины, без которых она осиротела, но которые и сами никогда не смогли заглушить тоску по исчезнувшей стране. Это ностальгическое и пафосное повествование, тоже сентиментальное путешествие своего рода. Конечно, в этой картине есть публицистический пафос – призыв вернуться к «великой России», воскресить традиции, почтить память лучших людей страны. Связать будущее России с сакральным отношением к её прошлому – именно в таком прочтении. Это мифология «золотого века», характерная для кризисных периодов, легенда о героях, достойных восхищения и подражания, столпов для построения новой национальной идеи.
В это же время Михалков выпускает дилогию, где названия демонстративно диссонируют друг с другом. «Мама» и «Отец». Фильмы о родителях: разные родители – разные фильмы. «Мама» - о Наталье Петровне Кончаловской, монолог Никиты Михалкова построен как любовное признание к матери, к прошлому своей семьи, к роли, которую Наталья Кончаловская сыграла в формировании личности Никиты Сергеевича. Мы узнаём, как он пытался передать свои детские ощущения материнской нежности в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Узнаём о последних днях жизни Кончаловской. Не фильм – поэма о матери, о маме.
Фильм «Мама»
Напротив, фильм «Отец» - гораздо более сложный. Сергей Михалков ещё был жив и здравствовал. Его Никита Сергеевич тоже любит и тоже с упоением рассказывает его биографию на основе имеющихся документов. Но это уже совсем не монолог, потому что главный герой фильма сам рассказывает о себе то, что считает нужным. Он отнюдь не простой собеседник, это признаёт в фильме и сам Никита Сергеевич. «Очень трудно говорить об отце, - говорит Михалков. – Времени задуматься о том, кто мой отец, у меня практически не было. Я поймал себя на мысли, что совсем не знаю моего отца. Чувствую, люблю, но до конца не знаю». И он начинает долгое интервью со своим отцом, человеком умным, замкнутым, которому есть, что скрывать, и который согласен поиграть в беседу, но раскрываться перед камерой не слишком намерен. Да и перед сыном тоже.
Их разговор начинается со спора. «Почему ты меня порол?» - «Я тебя не порол!» Тогда Никита Сергеевич зачитывает письмо отца, где тот сам признаётся, что «выдрал» сына за драку. «Я не помню, - парирует Михалков-старший, - но таких наказаний, которые описаны у наших классиков: где снимали штаны, драли ремнём до крови, – у нас этого не было». – «Как раз у нашего классика это было, - смеётся Никита Сергеевич. – Ты с меня снял штаны и выдрал меня». – «Это всё домашние дела». «Он сказал «домашние дела», и это значило, что он не хочет об этом говорить», - произносит за кадром Михалков. И в течение всего этого фильма он пытается пробиться сквозь закрытость отца, сквозь его созданные с таким трудом социальные образы, «панцирь, защищавший его от внешних сил». К чести Никиты Михалкова, он строит фильм таким образом, чтобы образ его отца так и остался загадкой. Только ещё более сложной, потому что мы узнали о нём слишком много.
Фильм «Отец»
Тема русской истории начала ХХ столетия продолжает волновать Никиту Михалкова до сих пор. Он стала темой целого ряда последующих фильмов, где он принимал участие как режиссёр, автор или ведущий. «Русский философ Иван Ильин», «Пётр Столыпин. Выстрел в Россию. ХХ век», «Лёгкое дыхание Ивана Бунина» - все эти фильмы продолжают давным-давно начатый разговор. С ними рифмуются другие картины – о современности, новых трагедиях и новых выходах. В фильмах «55», «Чужая земля», «Своя земля» Михалков пытается разобраться, есть ли кто-то, противостоящий современной российской энтропии, и каким образом это противостояние осуществляется. Взгляд его и здесь направлен в прошлое, к мифологизированной эпохе «прежней» России. В новых героях хорошо видны признаки старых, а между ними – пропасть в столетие, которую Михалков в своём творчестве уже много лет пытается преодолеть.
Фильм «55»
Фильм «Русский философ Иван Ильин»
Фильм «Пётр Столыпин. Выстрел в Россию. ХХ век»
Фильм «Лёгкое дыхание Ивана Бунина»
Фильм «Чужая земля»
Фильм «Своя земля»
После ярких документальных фильмов самого Никиты Михалкова предлагаем ознакомиться с документальными фильмами о нём. Среди них - признания в любви режиссёру «женщин Никиты Михалкова», тех, кто был и остаётся для него близким человеком, от актрис из его фильмов до дочерей и жён.
Фильм «Женщины Никиты Михалкова»
Также интересен фильм, снятый к 65-летию режиссёра Андреем Зайцевым, который много лет работал с Никитой Михалковым на его фильмах, а потом стал режиссёром и сам. Его новая картина «14+» - один из главных хитов этой осени.
Фильм «Живёт такой «барин»
Наконец, к 70-летию режиссёра канал «Россия» представляет специально снятый к этому событию фильм. Название «Никита Михалков» лаконично, оно предполагает, что тема в фильме будет полностью закрыта. Убедиться в этом можно самостоятельно: фильм доступен для просмотра ниже. Хотя задачу авторы фильма перед собой поставили непростую, может быть, им удалось то, что пока не смог никто. Мы же присоединяемся к поздравлениям в адрес юбиляра и желаем ему продолжать здравствовать – и снимать новые яркие документальные фильмы, разумеется.
Фильм «Никита Михалков»
Так вот, на рубеже 80 – 90-х годов Эптед решил инициировать подобный проект в СССР. Среди всех наших документалистов он выбрал Сергея Мирошниченко, и так в 1991 году возник фильм «Рождённые в СССР. Семилетние», ставший началом большого цикла, так же продолжающегося поныне. «Анну» Никита Михалков создавал вместе с Сергеем Мирошниченко, и они учли весь опыт, накопленный последним во время работы над «Рождёнными в СССР». Картина получилась очень личная, сложная и, при всей своей интимности, вполне публицистичная. Анна и её отец в фильме – это не только конкретные члены семьи Михалковым, но ёмкие художественные образы, открывающие пространство для разных уровней восприятия. Для многих критиков это – главный документальный фильм Михалкова. Но обратимся к другим, чтобы вам было, из чего выбирать.
Анна Михалкова в фильме «Анна. От 6 до 18»
Один из любопытнейших документальных сериалов 90-х – «Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи». Идея Никиты Михалкова парадоксальна и оригинальна. Это мог бы быть просто научно-популярный проект, целью которого было бы рассказать зрителю, особенно молодого, которого в фильме репрезентуют дети самого Михалкова, о лучших классических картинах русских художников. Для создана особая атмосфера: лето, дача, самовар и т.п. Но после предварительного рассказа о художнике и о картине Михалков делает неожиданный ход. Он заставляет камеру «скользить» по картине, сначала показывая её в сильно увеличенном режиме, фрагмент за фрагментом, и только потом даёт увидеть картину целиком. Но это не всё. Показ каждой картины сопровождается музыкой, написанной Эдуардом Артемьевым, постоянным композитором Михалкова, а сам сюжет, изображённый на картине, «играется» за кадром актёрами, словно радиоспектакль. Так одно художественное полотно становится как бы целым воображаемым фильмом, в котором есть актёрская игра, музыка и монтаж. О художественных предпочтениях Никиты Михалкова и его трактовках картин можно спорить, но метод «оживления» картин он придумал замечательный. Даже странно, что его примеру никто не последовал.
Никита Михалков в фильме «Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи»
В 2003 году Никита Михалков представляет семисерийный цикл, который на телевидении назывался «Никита Михалков. Русский выбор», а на DVD вышел под заголовком «Русские без России». Каждая из семи серий – отдельный рассказ. Отсчёт начинается с кабинета Ленина. Дальше – трагические судьбы русских эмигрантов. Известных, как Деникин, Врангель и Колчак, и тысяч обычных людей, в основном, «белых» офицеров, которым пришлось начинать новую жизнь после изгнания из России. В прологе, который мы здесь приводим, Михалков фактически раскрывает сюжет и настроение фильма «Солнечный удар», который он снимет через несколько лет. Речь об уничтожении пленных «белых» офицеров в Крыму по личному приказу Троцкого. Документы, которые зачитывает Михалков в кадре, действуют на зрителя куда сильнее, чем игровое повествование.
Фильм «Никита Михалков. Русский выбор»
Для Михалкова «белые» офицеры – это аристократия, интеллигенты, лучшие люди своей Родины, без которых она осиротела, но которые и сами никогда не смогли заглушить тоску по исчезнувшей стране. Это ностальгическое и пафосное повествование, тоже сентиментальное путешествие своего рода. Конечно, в этой картине есть публицистический пафос – призыв вернуться к «великой России», воскресить традиции, почтить память лучших людей страны. Связать будущее России с сакральным отношением к её прошлому – именно в таком прочтении. Это мифология «золотого века», характерная для кризисных периодов, легенда о героях, достойных восхищения и подражания, столпов для построения новой национальной идеи.
В это же время Михалков выпускает дилогию, где названия демонстративно диссонируют друг с другом. «Мама» и «Отец». Фильмы о родителях: разные родители – разные фильмы. «Мама» - о Наталье Петровне Кончаловской, монолог Никиты Михалкова построен как любовное признание к матери, к прошлому своей семьи, к роли, которую Наталья Кончаловская сыграла в формировании личности Никиты Сергеевича. Мы узнаём, как он пытался передать свои детские ощущения материнской нежности в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Узнаём о последних днях жизни Кончаловской. Не фильм – поэма о матери, о маме.
Фильм «Мама»
Напротив, фильм «Отец» - гораздо более сложный. Сергей Михалков ещё был жив и здравствовал. Его Никита Сергеевич тоже любит и тоже с упоением рассказывает его биографию на основе имеющихся документов. Но это уже совсем не монолог, потому что главный герой фильма сам рассказывает о себе то, что считает нужным. Он отнюдь не простой собеседник, это признаёт в фильме и сам Никита Сергеевич. «Очень трудно говорить об отце, - говорит Михалков. – Времени задуматься о том, кто мой отец, у меня практически не было. Я поймал себя на мысли, что совсем не знаю моего отца. Чувствую, люблю, но до конца не знаю». И он начинает долгое интервью со своим отцом, человеком умным, замкнутым, которому есть, что скрывать, и который согласен поиграть в беседу, но раскрываться перед камерой не слишком намерен. Да и перед сыном тоже.
Их разговор начинается со спора. «Почему ты меня порол?» - «Я тебя не порол!» Тогда Никита Сергеевич зачитывает письмо отца, где тот сам признаётся, что «выдрал» сына за драку. «Я не помню, - парирует Михалков-старший, - но таких наказаний, которые описаны у наших классиков: где снимали штаны, драли ремнём до крови, – у нас этого не было». – «Как раз у нашего классика это было, - смеётся Никита Сергеевич. – Ты с меня снял штаны и выдрал меня». – «Это всё домашние дела». «Он сказал «домашние дела», и это значило, что он не хочет об этом говорить», - произносит за кадром Михалков. И в течение всего этого фильма он пытается пробиться сквозь закрытость отца, сквозь его созданные с таким трудом социальные образы, «панцирь, защищавший его от внешних сил». К чести Никиты Михалкова, он строит фильм таким образом, чтобы образ его отца так и остался загадкой. Только ещё более сложной, потому что мы узнали о нём слишком много.
Фильм «Отец»
Тема русской истории начала ХХ столетия продолжает волновать Никиту Михалкова до сих пор. Он стала темой целого ряда последующих фильмов, где он принимал участие как режиссёр, автор или ведущий. «Русский философ Иван Ильин», «Пётр Столыпин. Выстрел в Россию. ХХ век», «Лёгкое дыхание Ивана Бунина» - все эти фильмы продолжают давным-давно начатый разговор. С ними рифмуются другие картины – о современности, новых трагедиях и новых выходах. В фильмах «55», «Чужая земля», «Своя земля» Михалков пытается разобраться, есть ли кто-то, противостоящий современной российской энтропии, и каким образом это противостояние осуществляется. Взгляд его и здесь направлен в прошлое, к мифологизированной эпохе «прежней» России. В новых героях хорошо видны признаки старых, а между ними – пропасть в столетие, которую Михалков в своём творчестве уже много лет пытается преодолеть.
Фильм «55»
Фильм «Русский философ Иван Ильин»
Фильм «Пётр Столыпин. Выстрел в Россию. ХХ век»
Фильм «Лёгкое дыхание Ивана Бунина»
Фильм «Чужая земля»
Фильм «Своя земля»
После ярких документальных фильмов самого Никиты Михалкова предлагаем ознакомиться с документальными фильмами о нём. Среди них - признания в любви режиссёру «женщин Никиты Михалкова», тех, кто был и остаётся для него близким человеком, от актрис из его фильмов до дочерей и жён.
Фильм «Женщины Никиты Михалкова»
Также интересен фильм, снятый к 65-летию режиссёра Андреем Зайцевым, который много лет работал с Никитой Михалковым на его фильмах, а потом стал режиссёром и сам. Его новая картина «14+» - один из главных хитов этой осени.
Фильм «Живёт такой «барин»
Наконец, к 70-летию режиссёра канал «Россия» представляет специально снятый к этому событию фильм. Название «Никита Михалков» лаконично, оно предполагает, что тема в фильме будет полностью закрыта. Убедиться в этом можно самостоятельно: фильм доступен для просмотра ниже. Хотя задачу авторы фильма перед собой поставили непростую, может быть, им удалось то, что пока не смог никто. Мы же присоединяемся к поздравлениям в адрес юбиляра и желаем ему продолжать здравствовать – и снимать новые яркие документальные фильмы, разумеется.
Фильм «Никита Михалков»
#никита михалков документальное кино
#никита михалков фильмы
#никита михалков документальные фильмы
#никита михалков лучшие фильмы
#никита михалков 70 лет