Сычёв С.

05.08.15 16:08

«Фильм Про» - Хрестоматия. Знаковые фильмы 1970 года

«Крот», режиссёр Алехандро Ходоровский

Нет во всей истории кино более странного и при этом настолько известного вестерна, чем «Крот» Алехандро Ходоровского. Странствия одинокого мужчины (его играет сам Ходоровский) с маленьким мальчиком (его играет сын Ходоровского Бронтис) по пустыне чем дальше по сюжету, тем сильнее принимают характер мистической притчи. Притчи с неопределённой моралью, потому что фильм переполнен насилием и сексом, но не прославляет их. Ходоровский не жонглирует этими образами, как позже это сделал Тарантино, но и буквально их не воспринимает. Это всё именно образы, поданные в театральной манере, с помощью которых пробивается психика зрителя, после чего его ведут в неизведанное.

Несмотря на восторженный приём у американской критики, фильм долгое время демонстрировался в США исключительно в ночных кинотеатрах.


Прокату фильма в США (Ходоровский вообще не думал, что картину посмотрит кто-то, кроме его друзей и единомышленников, активно содействовал Джон Леннон, а среди поклонников фильма числятся Боб Дилан, Питер Гэбриэл, Мэрилин Мэнсон, а также Дэвид Линч и Деннис Хоппер. Успех фильма был настолько очевиден, а его стиль оказался настолько завораживающим, что Ходоровскому вскоре предложили снять блокбастер по «Дюне» Фрэнка Херберта. Ходоровский с жаром принялся за работу, но продюсеры были настолько обескуражены его требованиями к бюджету и масштабу постановки, что предпочли её заморозить. Подробная раскадровка планируемого фильма стала, согласно документальному исследованию «Дюна» Ходоровского», источником вдохновения для главных блокбастеров следующих лет. Сам же Ходоровский продолжил расширять своё сознание с помощью кинематографа, призывая к тому же всех желающих.



«Конформист», режиссёр Бернардо Бертолуччи

Сложнейший по форме и содержанию фильм стал событием международного масштаба и повлиял на всю историю кино - в частности, без него фильмы «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня» либо не появились бы, либо были бы совсем другими. При этом это ещё и глубокое исследование на тему фашизма, которое Бертолуччи провёл с применением психоаналитическим методов Фрейда. Фильм начинается как криминальный триллер: от убийцы сбежала его жертва, некий профессор с его женой, и теперь их нужно догнать. Начинается погоня, а убийцу начинают посещать воспоминания, из которых мы узнаём о его интеллигентном происхождении, о детских травмах, о сотрудничестве с фашистами и о задании, которое они ему дали, - убить своего бывшего преподавателя. А потом у него, женатого мужчины, вспыхивает чувство к жене профессора, да и вообще - убить человека оказывается куда сложнее, чем он мог думать.

Для советского проката фильм полностью перемонтировали, сократили на полчаса и перевели его в чёрно-белую палитру.


Исследование Бертолуччи о природе фашизма и о том, почему его приняли многие неглупые люди своего времени, стало частью целого направления в кинематографе 60-х - 70-х годов. Ассоциативная связь фашизма с половыми извращениями, сексуальный соблазн, рифмующийся с пропагандой, детские травмы как объяснение для принятия нездоровой общественной морали - всё это впоследствии превратилось в общее место, хотя с позиций сегодняшнего дня кажется не таким очевидным. Бертолуччи, когда он снимал эту картину, не было ещё и тридцати лет, но «Конформист» считается едва ли не лучшим произведением этого режиссёра.



«Дай мне кров», режиссёры Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Шарлотта Зверин

Русскоязычный вариант названия этой картины, «Дай мне кров», в действительности никогда не существовал официально, так как фильм у нас в стране не выходил. Поэтому принято произносить по-английски, Gimme Shelter, цитируя известную песню главных героев фильма - группы Rolling Stones. Большинство фильмов о рок-группах снято следующим образом: эффектно записанные концертные номера перемежаются интервью с музыкантами и хроникальными записями из их «закулисной» жизни. Этот жанр в документальном кино часто называют rockumentary, намекая на одинаковость таких работ. Братья Мэйслес, крупнейшие на тот момент авторитеты американской документалистики и школы «прямого кино» в частности, пошли несколько иным путём и создали полноценную драму, используя, впрочем, формальные наработки предшественников.

Одним из операторов фильма Gimme Shelter был Джордж Лукас, но у него сломалась камера, и ни один из снятых им кадров не вошёл в фильм.


Драматизм ситуации, в которой оказались члены группы Rolling Stones на момент съёмки фильма, подтверждает афоризм, который очень любит Альберт Мэйслес. «Хичкок говорил, что в игровом кино режиссёр - это бог. А в документальном кино Бог - это режиссёр». На концерте в рамках американских гастролей байкеров из бандитской группировки «Ангелы ада» было решено использовать в качестве охранников, но один из «ангелов» зарезал кого-то прямо во время выступления Rolling Stones. И вот между замечательными концертными номерами мы видим мальчишек, которые стали суперзвёздами, но совершенно растеряны. Казалось, что они, рок-идолы, заводят и контролируют толпу, что эмоции во время их музыки - это самое главное. Но теперь случилась подлинная трагедия, и они оказались к этому совершенно не готовы. Мэйслесы не берут интервью, им достаточно внимательно всмотреться в музыкантов. Дальше пусть думают зрители.



«Забриски Пойнт», режиссёр Микеланджело Антониони

Студент Марк, участвовавший в массовых волнениях, спасаясь от полиции, угоняет самолёт и летит на нём в пустыню. Там он встречает Дарью, молодую и красивую секретаршу, которая едет в поместье к своему отцу. После того, как самолёт Марка несколько раз низко пролетает над автомобилем Дарьи, становится понятно, что между ними теперь существует незримая связь. Вскоре она становится вполне зримой. Прямо в пустыне у Марка и Дарьи протекает бурный роман, и сцена соития в этом фильме - одна из самых знаменитых в истории кино, так как Антониони наполнил её «двойниками» героев. Потом Марк улетает возвращать самолёт, а Дарья едет к своему отцу, хотя вряд ли сможет у него остаться: весь мир вот-вот взлетит на воздух, и все это чувствуют.

Саундтрек фильма до сих пор популярен. Его основу составили песни группы Pink Floyd.


Первый полностью американский фильм Антониони с треском провалился в национальном прокате, и таким образом американская карьера Антониони фактически завершилась. Но фильм мгновенно приобрёл культовый статус и превратился в манифест хиппи, которые увидели в нём призыв к свободной любви и вызов общественной морали. Антониони не случайно пригласил на главные роли непрофессиональных актёров. Ему были нужны типажи, с помощью которых он мог сообщить зрителю трагическое восприятие эпохи и её представителей. Помимо любовной сцены, знаменита также сцена непрекращающегося взрыва, снятая рапидом и спародированная впоследствии многими режиссёрами в разных жанрах.



«История любви», режиссёр Артур Хиллер

Эта американская лента, вышедшая на экраны в период многочисленных студенческих акций протеста, стала феноменом своего времени. Трогательная история жизни влюблённой пары, рассказанная сценаристом Эриком Сигалом, фокусируется на простых и известных вещах. Молодой человек, наследник богатейшей семьи по имени Оливер, влюбляется в бедную девушку Дженнифер. Взаимные чувства перерастают в нечто большее – пара решает сыграть свадьбу сразу после окончания колледжа. Проблема в том, что такое развитие событий не устраивает отца юноши. Свадьба всё-таки происходит, Дженнифер и Оливер начинают жить вместе, еле-еле сводя концы с концами. Через какое-то время Дженнифер узнаёт, что она смертельно больна.

Бюджет фильма составил $2,2 млн, а в прокате он окупился 48 раз, собрав невероятную сумму в $106,4 млн.


Трогательная сюжетная линия и необычный для того времени сюжет привлекал в кинотеатры миллионы зрителей по всей стране. По сей день «История любви» остаётся одной из самых ярких мелодрам всех времён. Музыка, написанная для этой ленты композитором Франсисом Леем, получившим за неё премию «Оскар», добавляет истории трагичности. Через неё зритель улавливает мельчайшие детали настроения главных героев. Сиквел, вышедший на экраны восемь лет спустя, не произвёл фурора – слишком вторичным оказался сюжет.



«Бег», режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов

«Бег» - картина с уникальной судьбой. Это первая в СССР экранизация произведений Михаила Булгакова. В центре её сюжета – сложное время революционных настроений, разрывающих страну на части. Когда в Крым приходят войска Красной армии, в острова бегут практически все те, кто искал там спасения от революции. Волею случая приват-доцент Голубков, Серафима Корзухина, генерал Хлудов и полковая дама Люська оказываются в турецком Стамбуле. Их жизненные привычки идут вразрез с тем, что происходит в округ.

Пьеса «Бег», написанная в 1926 году Булгаковым, являлась нежелательным произведением в Советском Союзе, хоть и не была официально запрещена.


Режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику, им удалось максимально точно воспроизвести детали того времени. Это, а также актёрский состав картины, делают его по меньшей мере знаковой экранизацией Булгакова. «Бег» - это произведение о тоске по родине, тоске по привычному укладу вещей. Эта лента абсолютно однозначно утверждает, что бегство проигравших гражданскую войну в другое государство не было необходимой мерой.



«Паттон», режиссёр Франклин Шаффнер

В основу этой картины, ставшей в США настоящей пропагандистской бомбой, положены книги «Паттон: Испытания и триумф» (Ладислав Фараго) и «История солдата» (написана генералом Омаром Брэдли). В центре её сюжета – генерал американской армии Джордж Паттон, отличившийся во время Второй мировой войны. Первоначально описываются события Африканского театра военных действий, а затем – высадка войск в Сицилии. Примерным военнослужащим Паттон никогда не был – его излишние вспыльчивость и своевольство сказалась как на отношениях с коллегами, так и с армейским начальством.

Джордж К. Скотт, номинированный на премию «Оскар» за роль генерала Паттона, отказался принимать статуэтку, мотивируя своё решение тем, что он не хотел соревноваться с коллегами-актёрами.


Самый титулованный фильм 1970 года, просмотр которого необходим для понимания американского взгляда на армию, войну в целом, патриотизм и свободу слова, а также вкусов киноакадемии и духа непростого времени. Эта лента фактически положила начало жанру военного байопика.