Георгий Х.
25.05.15 16:05Каннский кинофестиваль глазами российского режиссёра
Все прочие впечатления от Каннского кинофестиваля меркнут в тот момент, когда, свернув в сторону от Красной ковровой дорожки, к публике подходит Бенисио Дель Торо и ладонью даёт мне «пять». Я кричу ему: «Снимитесь у меня в фильме!», а он, улыбаясь, отвечает: «Позвоните моему агенту». За спиной у Бенисио Дель Торо на ковровой дорожке стоит Антонио Бандерас с какой-то красавицей, а некоторое время назад здесь проходили Кейт Бланшетт и Руни Мара.
Ко входу один за другими подъезжают чёрные машины, высаживая мужчин в чёрных костюмах с бабочками и женщин в очень дорогих вечерних платьях. Звучит музыка, громкий голос объявляет приезжающих гостей. Блеск, закат, пальмы, море.
За всеми этими яркими впечатлениями от вечерних красных ковровых дорожек можно забыть и цель собственного пребывания - программу Short Film Corner. Эта внеконкурсная программа, по сути, является и недельным киноинститутом, и рынком, и кинофорумом. Заплатив организационный взнос около 90 евро, я получил аккредитацию на Каннский фестиваль, и мой фильм занял место в каталоге программы. Теперь он может быть отсмотрен любым дистрибьютором или продюсером в специальной он-лайн базе. Это очень хороший старт для любой короткометражки, этакий мега-портал в измерение мирового большого кино.
Тизер короткометражного фильма «Угодье»
Место уголка короткого метра - на минус первом этаже Дворца Фестивалей. Здесь расположена комната для конференций, несколько небольших просмотровых залов и отдельная большая зона с компьютерами, где есть доступ ко всей базе короткометражных фильмов, представленных в этом году. Если договориться заранее, то фильм покажут в приятном полумраке небольших кинозалов. Если не суетиться, то можно просто надеяться на то, что фильм заметят в каталоге и потратят на него время.
Каждый день здесь проходит множество семинаров и лекций, на которых профи мировой киноиндустрии раскрывают свои секреты. На эти семинары регистрация была закрыта ещё задолго до начала Каннского кинофестиваля, настолько много желающих туда попасть. Но всё равно во время каждой лекции возле двери конференц-зала выстраивается толпа страждущих, которые надеются украдкой, на пол уха, попасть внутрь. Все семинары одновременно дублируются на английский и французский, так что старательные девушки и юноши успевают записывать в тетради особо важные моменты. Всё это напоминает лекции во ВГИКе, с одной лишь разницей, что атмосфера здесь крайне расслабленная и благожелательная.
«Вы откуда? И какой фильм здесь представляете?» - спрашивает меня после окончания семинара мужчина, сидящий рядом. Я говорю, что из России, что показываю здесь свой короткометражный хоррор «Угодье», снятый за небольшие деньги. Мужчина проявляет неподдельный интерес. Оказывается, он из Испании, занимается кино уже десять лет и представляет здесь, как продюсер, тоже короткометражку-хоррор. Вот это дружелюбие и желание знакомиться со всеми подряд типично для того, что происходит на Short Film Corner. Все участники понимают, что у них есть всего лишь пять-шесть дней и стараются использовать это время по максимуму, общаясь со всеми людьми, которых встречают. За день я выслушиваю рассказы о трёх десятках разных проектов. И, в свою очередь, рассказываю о своей короткометражке десятку людей.
На второй день я понимаю, что находиться только в уголке короткого метра - не продуктивно, и отправляюсь на этаж выше, где проходит международный кинорынок. Там на огромном пространстве расставлены стенды ведущих мировых дистрибьюторов. Здесь общение приобретает конкретный деловой тон. Прокатчики относятся к фильму не как к творческому проекту, а как к продукту – какой жанр, какая продолжительность, кто снимался, на каких фестивалях картина была представлена, какие призы получила. Вопросы чёткие и короткие. Каждый день эти дистрибьюторы проводят десятки встреч, на которых продают и покупают несколько фильмов. Поэтому время у них ограничено. Иногда, чтобы поговорить с представителем прокатной компании, нужно заранее записываться на встречу. За неделю я оставляю открытку «Угодья» с нашими контактами сотне людей, пишу 85 деловых писем. Не факт, что на большинство этих писем придёт ответ. Но надежда есть, а темп и объём общения впечатляет и заводит.
Удивительное дело - через несколько дней фильмом начинают интересоваться из России. Мне приходит несколько запросов от продюсеров на просмотр закрытой ссылки фильма, есть даже подобные просьбы от телевизионных программных директоров. Это уникальная особенность Канн, когда проект начинает быть виден не вблизи, а на расстоянии. Здесь гораздо проще налаживаются деловые связи с соотечественниками, очень быстро возникают новые знакомства, на создание которых в Москве потребовалось бы несколько месяцев и не факт, что они к чему-нибудь привели бы. У больших продюсеров здесь пропадает пафос, а у молодых кинематографистов уходит страх и появляется желание знакомиться с коллегами. Под жарким солнцем с видом на пальмы и море общение становится тёплым и непосредственным. И вот, скорее всего, именно это, а не физически ощущаемые деньги, становится главным приобретением, ради которого стоит ехать на программу Short Film Corner Каннского кинофестиваля.
Бенисио Дель Торо на открытии 68-го Каннского кинофестиваля
Публика в ожидании гостей на открытии фестиваля
Тизер короткометражного фильма «Угодье»
Место уголка короткого метра - на минус первом этаже Дворца Фестивалей. Здесь расположена комната для конференций, несколько небольших просмотровых залов и отдельная большая зона с компьютерами, где есть доступ ко всей базе короткометражных фильмов, представленных в этом году. Если договориться заранее, то фильм покажут в приятном полумраке небольших кинозалов. Если не суетиться, то можно просто надеяться на то, что фильм заметят в каталоге и потратят на него время.
Зрители на стремянках высматривают звёзд
Расписание основных мероприятий Short Film Corner
Перед началом церемонии открытия фестиваля
Посетители фестиваля и кинорынка