◦◦ П.

03.03.15 21:03

Киномузыка. Элвис Пресли в цитатах

3 марта 1955 года Элвис Аарон Пресли впервые выступил на телевидении — на шоу Louisiana Hayride в городе Шривпорт, Луизиана. Выступление состоялось вскоре после выхода трёх первых синглов Короля — «That’s Alright (Mama)» «Blue Moon of Kentucky» и «Good Rockin’ Tonight», которые, в общем, шума не наделали. А вот его первые телевизионные выступления взбудоражили патриархальный Юг. Такого по телевизору не показывали, и не все зрители были уверены, что хотят на это смотреть: артист вёл себя, по мнению поколения «отцов», слишком вызывающе, смешно и непотребно, а также вульгарно танцевал, в частности, вытворяя с микрофоном то, что обычно делают мужчина с женщиной под одеялом или на заднем сидении автомобиля на свидании. Однако молодёжь была в полном восторге от новой звезды — юноши хотели быть похожими на Элвиса, девушки мечтали познакомиться с ним поближе, и невозможность последнего лишь подогревала интерес. Элвис шокировал — и нёс рок-н-ролл в массы.

Элвис Пресли на пороге популярности, 1967


Несмотря на безусловный и неоспоримый талант Элвиса Пресли как музыканта, певца и автора, Король был, в первую очередь артистом визуальным — не будет преувеличением сказать, что именно голубые экраны, становившиеся в середине 1950-х всё более доступными, вознесли его на вершины популярной славы. В подтверждение можно вспомнить историю битломании, которая началась, естественно с Британии и континентальной Европы, а за океаном её старт был отложен до первого выступления ливерпульской четвёрки в эфире. Впоследствии, лет через тридцать, с появлением канала MTV появление музыканта на телевидении было обязательным условием для достижения славы — впрочем, как говорит Владимир Каневский, это совсем другая история.



ФОТОГАЛЕРЕЯ. КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ



Формат видеоклипа появится нескоро, а в 1950-х артиста, кроме как в живую или на телестудийном выступлении, можно было увидеть разве что в кино — и кино вскоре последовало.


Кадр из фильма «Тюремный рок»


Ещё до 1958 года в прокат вышли четыре картины Элвиса: «Люби меня нежно», «Любить тебя», «Тюремный рок» и «Кинг Креол». Всего же Элвис сыграл в 31 художественном фильме. Главным образом Король в Голливуде работал в жанре музыкальной комедии: картины снимались практически одновременно с написанием саундтреков к ним, а с началом 1960-х записи, не предназначенные для Голливуда, вообще стали исключением. Ежегодно снималось по три картины; съёмочный процесс занимал несколько недель. Поначалу это обеспечивало прекрасные сборы как прокатчикам, так и музыкальному лейблу, хотя впоследствии интерес к кинокомедиям с Элвисом и их саундтрекам упал. «Серьёзные» же фильмы, в которых Пресли не пел, получали отрицательные отзывы как от критиков, так и от фанатов.

На приёме у президента США Ричарда Никсона. 1971


К началу 1970-х кинокарьера Элвиса Пресли закатилась. Тем не менее, одна из самых ярких звёзд массовой культуры ХХ века никак не могла пройти незамеченной для сценаристов . Фильм Про нашёл занятные упоминания Элвиса в мировом кинематографе:


ФОРРЕСТ ГАМП

— Однажды у нас остановился парень, у которого был чемодан для гитары.
(«Форрест Гамп». Роберт Земекис, 1994)


Форрест Гамп в течение своей биографии встретил множество великих людей, каждая такая встреча показана через призму личного впечатления главного героя — и исторической значимости и общественного мнения по поводу той или иной знаменитости. Эпизод знакомства с Элвисом был таким же знаковым: увидев по телевизору, как Король повторяет движения несчастного Форреста, миссис Гамп уводит сына от экрана со словами «Это не для детей!» — в представлении чопорной южанки 1950-х танец Элвиса и впрямь выглядел шокирующим.

ДОГМА

— И Элвис был артистом! Но это не помешало ему пойти и биться на войне. Поэтому он — король! А ты ничтожество!
(Муза — Азраилу. «Догма». Кевин Смит, 1999)


Шутка, которую надо объяснять. Экзальтированная героиня Сальмы Хайек, дабы унизить бездаря-Азраила, прикрывающегося своим пацифизмом, делает Пресли ветераном. Элвис ни на какой войне, конечно, не был, только в армии служил — в 1958 году Дядя Сэм отправил певца в Западную Германию. Поклонники Элвиса и позднейшие исследователи называют этот эпизод его биографии началом конца популярности. На дембель Его Величество отправился в чине сержанта 2 марта 1960 года — так что на этой неделе двойной юбилей.

ДМБ

— Зовите меня просто: Элвис Пресли, поэт-песенник.
(Штык в танце. «ДМБ». Роман Качанов, 2000)

(К вопросу о дембеле). Эта шутка, наверное, не нуждается в дополнительных разъяснениях, как и вообще абсурдистский юмор Ивана Ивановича Охлобыстина, сценариста этой картины. Герой-любовник Штык, увлекая даму в танце, так представляется ей, услышав, что её муж (сидящий за столиком неподалёку), Григорий Саввич Топоров — серебряный призёр чемпионата Европы по метанию молота.

ЛЮДИ В ЧЁРНОМ

— Ты хоть знаешь, что Элвис умер?
— Вовсе нет, Элвис улетел домой.
(«Люди в чёрном». Барри Зонненфельд, 1997 )


Смерть Элвиса в 1977 году породила множество довольно нелепых слухов версий, выдвигаемые фанатами (они просто не могли в это поверить) включали инсценировку-фальсификацию, после которой артист зажил тайной жизнью и вознесение на небо. Разумеется, среди всего этого бреда почётное место занимала версия о похищении Короля зловещими космитами. А во вселенной «Людей в чёрном», где многие знаменитые люди людьми не являлись, был предложен альтернативный вариант событий.

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС

— Это чудо! У меня даже водительских прав нет... Но и ты не Элвис Пресли.
(«Достучаться до небес», Томас Ян, 1997)


Мартин, герой Тиля Швайгера, мечтает перед смертью подарить своей матери розовый кадиллак — такой же, который Элвис Пресли подарил своей матери. Вообще, безумная, отчаянная любовь певца к матери была известным фактом его биографии. Что до розовых кадиллаков, они были его символом в не меньшей мере, нежели его знаменитая причёска или яркие сценические костюмы. В какой-то степени это символ конца пятидесятых, весёлой поры, когда Корейская война уже закончилась, а Вьетнамская — ещё не началась, времени молодости рока, о котором принято вспоминать с ностальгией. Под названием «Pink Cadillac» кантри-певец Джон Прайн выпустил в 1979 году альбом, у Брюса Спрингстина и Ареты Франклин были одноимённые песни. В 1989 году с таким названием вышла картина Бадди Ван Хорна с Клинтом Иствудом в главной роли. А в Москве на Большой Грузинской был такой ресторан — впрочем, его создатели вдохновлялись уже готовым кинопроизведением.

КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО

— Фанату Элвиса Должно понравиться
(«Криминальное чтиво». Квентин Тарантино, 1994)

А именно — Jack Rabbit Slims (но такой ресторан в Москве тоже есть - на улице Врубеля - причём давно). При входе Миа Уоллес называет Винсента Вегу фанатом элвиса, что от истины, вероятно, недалеко, судя по его имиджу. Розового кадиллака персонажам не досталась, зато они насмотрелись на двойников

3000 МИЛЬ ДО ГРЕЙСЛЕНДА

«3000 миль до Грейсленда». Дэмиен Лихтенштейна

К вопросу о двойниках Элвиса. Картина об ограблении, в которой сыграли Кевин Костнер, Курт Рассел, Кристиан Слэйтер, Дэвид Аркетт и Кортни Кокс — одно большое посвящение этому феномену, когда сотни людей выясняют между собой, кто из них лучше косплеит Короля. В этом сеттинге и разворачивается сюжет фильма. А самое смешное — Курт Рассел ранее играл самого Пресли (в биографическом фильме «Элвис» 1979 года - и в упомянутом выше «Форресте Гампе»), а в детстве даже снялся вместе с ним в одной картине.

Фанат Элвиса на слёте в Бирмингеме. 5 января 2015 года