Сычёв С.

15.01.15 20:01

Что удивительно в селекции «Оскара»-2015

Важная особенность «оскаровского» отбора в том, что фильмы «академикам» рассылаются на дисках либо в других форматах для домашнего просмотра. Этим объясняется то, какие фильмы оказались в номинации «Лучший фильм», основной и самой многочисленной – здесь присутствуют целых восемь номинантов. Любопытно видеть здесь новый фильм Клинта Иствуда «Снайпер», потому что Иствуд не номинировался в этой категории ни разу с тех пор, как его «Непрощённый» получил приз за «Лучший фильм» в 1993 году. Теперь у него сразу шесть номинаций, что очень почётно. Логично обнаружить среди номинантов беспрецедентное «Отрочество» Линклейтера с его «Золотым глобусом»: фильм берёт реванш за ненаграждение «Золотым медведем» в Берлине. Не менее логично присутствие «Одержимости», потому что хиты «Сандэнса», проделав огромный путь длинною в год, приходят к «оскаровской» церемонии с ожерельем призов и признаний в любви со стороны зрителя. Приятно видеть, что «академики» наконец заметили, что Уэс Андерсон – один из ярчайших американских режиссёров, и включили его фильм «Отель «Гранд Будапешт» в номинацию.

Трейлер фильма «Отрочество»

Зато совершенно понятно, почему здесь нет «Мистера Тёрнера» Майка Ли. Эта выдающаяся картина может быть воспринята только на большом экране. Она получила четыре другие номинации на «Оскар»: операторская работа, костюмы, музыка и художественное оформление. Но для такого фильма это унизительно. Тимоти Сполл вполне достоин быть среди претендентов на лучшую мужскую роль, Майкл Ли – на режиссуру, а сам фильм достоин стоять среди лучших, если не получить статуэтку. Происшедшее можно объяснить только близорукостью «академиков», равно как и отсутствие в этой категории другой замечательной картины, «Охотник на лис» Беннетта Миллера. Последнему, впрочем, повезло с другими важными номинациями – за режиссуру и оригинальный сценарий он может получить статуэтки. Но особенно тут можно отметить номинацию Стива Карелла в категории «Лучшая мужская роль». Это вправду роль замечательная, достойная быть отмеченной. Ещё одна несправедливость – «Врождённый порок» Пола Томаса Андерсона получил из важных номинаций только возможность побороться в категории «Лучший адаптированный сценарий». Для нового плода сотворчества Андерсона с Хоакином Фениксом это странный приём. Наконец, провокацией для многих будет наличие только второстепенных номинаций для «Интерстеллара», хотя гораздо менее содержательная «Гравитация» не так давно была в ТОПе «Оскара». Зато вполне заслуженно «пролетела» с номинациями драма «Судья», и выдвижение Роберта Дюволла за лучшую мужскую роль второго плана – это уже утешительный приз. То же с «Несломленным» Анджелины Джоли, вторичность которого помешала фильму выбраться за пределы незначительных номинаций. «Академики» решили проигнорировать и «Большие глаза» Тима Бёртона.

Трейлер фильма «Мистер Тёрнер»

С ролями второго плана вообще всё сложно. Итан Хоук и Патриция Аркетт оказались в числе второплановых актёров, хотя, кажется, в «Отрочестве» они всё-таки вполне на первом. Но в мужской и женской номинациях в этот раз особенно сильная конкуренция. Эдвард Нортон, Марк Руффало, Дж. К. Симмонс, Мэрил Стрип, Эмма Стоун – все на высоте. Что же до актёров «первого плана», то здесь, видимо, «Оскары» без проблем должны получить Майкл Китон и Марион Котийяр, которая неожиданно вторглась в эту номинацию из дарденновского фильма «Два дня, одна ночь».

Трейлер фильма «Два дня, одна ночь»

В анимационном соревновании показательно отсутствует «Лего. Фильм», зато есть «Семейка монстров» и, раз уж Миядзаки решил уйти из анимации, «Сказание о принцессе Кагуя» его друга и коллеги Исао Такахаты. Европу представляет «Песнь моря». Трудно сказать, насколько последние две картины смогут в сознании американцев конкурировать с блокбастерами вроде «Как приручить дракона 2» и «Город героев». А свой документальный «Оскар» должен, видимо, закономерно получить «Гражданин четыре», который целенаправленно шёл к этой награде многие месяцы. Личность Эдварда Сноудена в центре сюжета должна в этом помочь, хотя в номинации есть и замечательный «Соль Земли» Вима Вендерса. Зато, разумеется, отсутствуют «Посетители» Годфри Реджио, который слишком сложен для «академиков».

Трейлер фильма «Гражданин четыре»

«Оскар», конечно, награда специфическая и не слишком ориентированная на объективность, поэтому все профессионалы за пределами США гораздо больше доверяют наградам Канн, Венеции или Берлина. Но в этот раз «Оскар» может стать реваншем для картин, которые рассчитывали на гораздо большее в рамках конкурсов этих фестивалей. «Отрочество», «Отель «Гранд Будапешт», «Бёрдмен» и, конечно, «Левиафан» будут сражаться ожесточённо, а Марион Котийяр может получить приз, который ей не дали в Каннах. И пусть европейским фестивалям станет стыдно.

#оскар 2015

#оскар 2015 номинанты

#кого номинировали на оскар