◦◦ П.
10.10.14 18:10Мультипликаторы со всего мира собрались на «КРОКе»
Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» ежегодно проходит на борту теплохода – поочередно на Украине и в России. Украинский «КРОК» собирает опытных деятелей анимационного кино, идет вдоль побережья теплого Черного моря и называется «южным». Российский «КРОК» традиционно посвящен творчеству дебютантов и студентов киношкол, и чаще называется не «северным», а «молодым». Именно «молодой» «КРОК» раскрывает весь спектр новых течений в мировой анимации, выявляет неизвестные таланты и подпитывает идеями все анимационное искусство.
В рамках российской части фестиваля теплоход «Александр Радищев», с деятелями анимационного кино на борту, посетил Тверь, Мышкин, Углич, Тутаев, Рыбинск и остановился в Ярославле, где 5 октября были объявлены призеры конкурса. Гран-при получила студентка из Японии Яньтон Чжу за дипломную работу «Корова в кружке», повествующую о трогательных и непростых взаимоотношениях четырехлетней девочки с отцом. Наград «КРОКа» удостоились авторы из разных стран: не остались без призов и российские режиссеры. Драма Анны Будановой «Обида» о порочной привычке лелеять обиду, признан лучшим дебютом. Сказка Александры Лукиной «Смелая мама» – лучшим фильмом для детей. Притча «Друзья» Романа Соколова отмечена призом критики. Российские триумфаторы «КРОКа» как на подбор оказались представителями разных отечественных школ: Буданова – из Уральской Архитектурно-художественной академии, Лукина – выпускница ВГИК, а Соколов – выходец с проекта «Смешарики», воспитанник студии «Петербург».
Успех российской анимационной традиции своеобразно отозвался и в Европе: жюри отметило студенческие фильмы русских девушек, проходящих обучение во Франции и представлявших на «КРОКе» свою западную альма-матер. Лучшим студенческим фильмом было названо «Возвращение» Натальи Чернышевой – выпускницы уральской школы анимации, автора фильма «Снежинка» – победителя Суздальского фестиваля 2013г. Диплом «За равновесие формы и содержания» в картине «На суше хоть весла суши» получила Олеся Щукина – хранительница лучших традиций петербургской школы анимации, ныне французская студентка.
Определило победителей XXI «КРОКа» международное жюри, в состав которого вошли: режиссер и художник Гиль Алькабец (Германия), режиссер и художник Мауро Карраре (Италия), режиссер, сценарист и педагог Дмитрий Высоцкий (Россия), режиссер и аниматор Владимир Лещев (Латвия), режиссер и художник Анатолий Лавренишин (Украина).
Участники и гости нынешнего фестиваля в течение недели плыли по Волге: помимо насыщенной программы мероприятий на корабле они проводили на берегу встречи со зрителями, мастер-классы, показы. Обычно закрытие фестиваля «КРОК» проходило в Москве или Санкт-Петербурге, но в этом году организаторы приняли решение завершить смотр в Ярославле. Знаменитый режиссер анимационного кино, лауреат премии «Оскар», житель Ярославля Александр Петров признался, что страшно рад этому и горд за свой город, для жителей которого возможность участия в мероприятиях «КРОКа» - большая удача и радость. На пресс-конференции, посвященной «КРОКу», он отметил, что у фестиваля есть свои традиции, облик, герои, - это важно, потому что фестиваль должен быть узнаваемым. Стала узнаваемой эмблема «КРОКа»: шарик с ручками-ножками и карандашами, торчащими из головы.
Александр Петров, режиссёр анимационного кино, лауреат премии «Оскар»:
Помимо конкурсных показов, которые вызвали у участников фестиваля колоссальный интерес, на борту состоялись ретроспективы, пресс-конференции, круглые столы, мастер-классы ведущих аниматоров мира. Легендарный режиссер Юрий Норштейн провел на борту теплохода «Открытый урок Мастера»: рассказал о значении работы над звуковым решением фильма на примере своего «Ежика в тумане». Член жюри нынешнего «КРОКа» Мауро Карраро подробно поведал о технических особенностях создания персонажа в технике компьютерной 3D-анимации. Председатель жюри Гиль Алькабец рассказал о метафорической природе анимации и показал образцовые с точки зрения рассказа истории шедевры мировой мультипликации. Адриан Локман (Нидерланды) поведал о принципах и секретах создания экспериментальной 3D-компьютерной анимации.
Наибольшее волнение вызвали у участников смотра обсуждения их работ. Начинающие режиссеры смогли получить советы от мастеров и услышать мнение метров. Алексей Демин, как самый добрый эксперт, был призван обсудить студенческие фильмы: педагог отмечал отдельные успехи студентов, а помогающая ему Лариса Малюкова обращала внимание режиссеров на некоторые упущения и ошибки. Михаил Алдашин разбирал дипломные работы. Главное, что усвоили студенты из этой встречи: режиссер должен постоянно себя ограничивать, в том числе и по времени. Как это ни странно звучит, но для анимационного фильма продолжительность в 13 минут является просто огромной, 9 – большой, а 3-5 минут – самой подходящей. Тяжелое испытание выпало на долю дебютантов: по поводу их работ высказался Юрий Норштейн. Вопреки тягостным ожиданиям Юрий Борисович много хвалил конкурсантов. Он дал много полезных советов, самым запомнившимся из которых стала для режиссеров разных стран рекомендация внимательно изучить статью Сергея Эйзенштейна «Вертикальный монтаж».
В своих работах молодые деятели анимационного кино обращаются к разным темам и формам: используют различные сюжеты и способы воплощения своих идей. Одни строят фильмы, на личных переживаниях и черпают идеи из своего небольшого, но, порой богатого, жизненного опыта. Ира Эльшански из Израиля создала небольшой фильм «Белое золото», используя одно жизненное наблюдение: женщина доила корову, а потом подпустила к кормилице теленка, но очень ненадолго, ведь молоко слишком ценно. Джейн Мамфорд из Швейцарии в комедии «Еще по бокалу» демонстрирует находчивость официантки, пытающейся пронести вино для музыкантов сквозь толпу нахлебников. Люкрес Андре из Франции в пластичной комедии «Как в рот воды набрали» знакомит нас с разными людьми, пришедшими в поисках своей половинки на вечер в формате speed-dating. Морган Ле Пешон из Франции своим «Солнечным ударом» напомнила о подростковых мечтаниях: «вот умру – тогда все, особенно родители, будут страдать, плакать и поймут, как были несправедливы ко мне!».
Другие авторы уходят в мир фантазии: комедия студентов из Финляндии «Стол накрыт» повествует историю слуги, который всего лишь пытался подать своей госпоже чай, но попал в нелепую ситуацию. Петер Вац из Венгрии, используя разные анимационные техники, рассказывает о дружбе кукольного оленя с нарисованной крольчихой в фильме «Крольчиха и Олень». Лорец Вундерле из Швейцарии в драме «Надежда» погружает в сюрреалистичный кошмар мальчика, находящего в коме. Марион Ован из Франции тонко, при помощи изящного рисунка и контрапункта воплощает стихотворение Жака Превера «Я такая, как есть».
Помимо деловой программы, на борту корабля всегда весело и насыщенно проходит неофициальная часть: вечер знакомств, капустники, карнавал и просто неформальные посиделки. «КРОК» по праву входит в пятерку лучших анимационных киносмотров Европы и вместе с тем является одним из самых популярных и любимых в профессиональной среде фестивалей мультипликации.
Учредители фестиваля – Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов России при поддержке Ассоциации анимационного кино России и Правительства Ярославской области. Почетный президент фестиваля — режиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Юрий Норштейн. Президенты фестиваля «Крок»: режиссер, народный артист Украины, действительный член Академии юмора «Золотой Остап» Давид Черкасский; режиссер и художник, народный артист России, лауреат Государственной премии России Эдуард Назаров.
Эдуард Васильевич на вопрос о значении «КРОКа», ответил так:
Каким будет следующий «КРОК», сейчас никто толком не знает. Пессимисты всерьез обеспокоены судьбой фестиваля; оптимисты надеются, что через год всё каким-то образом, как всегда это бывает, образуется. Во всяком случае, на «КРОКе» по-прежнему царит единомыслие, содружество и братство. На протяжении 25 лет своего существования «КРОК» остается основательной объединяющей силой, примером содружества и диалога культур, всегда ощущая поддержку мирового фестивального, анимационного сообщества. Хочется верить, что кораблик настоящего искусства будет продолжать рассекать беспокойную пучину наших серых будней.
Решение международного жюри XXI международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» в составе:Гиль Алькабец (Германия, Израиль) – председатель
Дмитрий Высоцкий (Россия)
Мауро Карраро (Швейцария)
Анатолий Лавренишин (Украина)
Владимир Лещёв (Латвия)
В категории «Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения»:
- Диплом «ЗА ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ» фильму «РОВНО В ШЕ(Р)СТЬ» режиссеры Николай МАДЕРТХОНЕР и Мориц МУГЛЕР (Германия);
- Диплом «ЗА НЕОБЫЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ» фильму «СТОЛ НАКРЫТ», режиссеры: Анни ОЯ, Сини ПИЕТИЛЯЙНЕН, Тару РИСКИЛЯ, Маркус ТЕРВОЛА, Нуппу НЮКЮРИ (Финляндия);
- Приз в категориии $ 3 000 - фильму «ВОЗВРАЩЕНИЕ», режиссер НАТАЛЬЯ ЧЕРНЫШЕВА (Франция);
В категории «Дипломная работа»:
- Диплом «ЗА РАВНОВЕСИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ» - фильму «НА СУШЕ ХОТЬ ВЕСЛА СУШИ», режиссер Олеся ЩУКИНА (Франция);
- ДИПЛОМ «ЗА ОТСУТСТВИЕ ДЫР В СЮЖЕТЕ» - ФИЛЬМУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ОТЦА», режиссер Эдмундс ЯНСОНС (Латвия);
- Приз в категории и $ 3 000 - фильму «КИОСК», режиссер Анете МЕЛЕЦЕ (Швейцария).
В категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения»:
- Диплом «ЗА ЛУЧШУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ» - фильму «БОЛЕСЬ», режиссер Шпела ЧАДЕЖ (Словения, Германия);
- Диплом «ЗА УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВРАЧЕВАНИЯ ДУШЕВНЫХ РАН» - фильму «ЖЕНСКИЕ ПИСЬМА», режиссер Августо ЗАНОВЕЛЛО (Франция);
- Приз в категории и $3 000 - фильму «ОБИДА» режиссер Анна БУДАНОВА (Россия);
- СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «Лучший детский фильм» и $ 2 000 - фильму «СМЕЛАЯ МАМА», режиссер Александра ЛУКИНА (Россия);
- Специальный приз жюри «Самый смешной фильм» - фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
- Специальный приз жюри «За самое оригинальное кинематографическое видение» - фильму «АСТИГМАТИЗМ», режиссер Николай ТРОШИНСКИЙ (Испания);
- Специальный приз жюри «За рыцарство в профессии» - режиссеру, художнику, педагогу Евгению СИВОКОНЮ (Украина);
- ОСОБЫЙ ПРИЗ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ТАТАРСКОГО «Пластилиновая ворона» и $ 7 000 - «ЗА ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ» - фильму «СИМФОНИЯ №42», режиссер Река БУЧИ (Венгрия);
- Гран-При и $ 10 000 – фильму «КОРОВА В КРУЖКЕ», режиссер Яньтон ЧЖУ (Япония);
Дмитрий ВЫСОЦКИЙ (Россия)
Мауро КАРРАРО (Швейцария)
Анатолий ЛАВРЕНИШИН (Украина)
Владимир ЛЕЩЁВ (Латвия)
Гиль АЛЬКАБЕЦ (Германия, Израиль) – председатель
Приз зрительских симпатий/AUDIENCE PRIZE и $ 2 000 – фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
Приз кинокритиков – фильму «ДРУЗЬЯ» режиссер Роман СОКОЛОВ;
Приз фестиваля анимационных фильмов для самых маленьких «ГОРОШИНА» - фильму «ЗЕБРА», режиссер Юлия ОКЕР (Германия).
В рамках российской части фестиваля теплоход «Александр Радищев», с деятелями анимационного кино на борту, посетил Тверь, Мышкин, Углич, Тутаев, Рыбинск и остановился в Ярославле, где 5 октября были объявлены призеры конкурса. Гран-при получила студентка из Японии Яньтон Чжу за дипломную работу «Корова в кружке», повествующую о трогательных и непростых взаимоотношениях четырехлетней девочки с отцом. Наград «КРОКа» удостоились авторы из разных стран: не остались без призов и российские режиссеры. Драма Анны Будановой «Обида» о порочной привычке лелеять обиду, признан лучшим дебютом. Сказка Александры Лукиной «Смелая мама» – лучшим фильмом для детей. Притча «Друзья» Романа Соколова отмечена призом критики. Российские триумфаторы «КРОКа» как на подбор оказались представителями разных отечественных школ: Буданова – из Уральской Архитектурно-художественной академии, Лукина – выпускница ВГИК, а Соколов – выходец с проекта «Смешарики», воспитанник студии «Петербург».
Кадр из мультфильма «Возвращение», реж. Наталья Чернышева
Определило победителей XXI «КРОКа» международное жюри, в состав которого вошли: режиссер и художник Гиль Алькабец (Германия), режиссер и художник Мауро Карраре (Италия), режиссер, сценарист и педагог Дмитрий Высоцкий (Россия), режиссер и аниматор Владимир Лещев (Латвия), режиссер и художник Анатолий Лавренишин (Украина).
Участники и гости нынешнего фестиваля в течение недели плыли по Волге: помимо насыщенной программы мероприятий на корабле они проводили на берегу встречи со зрителями, мастер-классы, показы. Обычно закрытие фестиваля «КРОК» проходило в Москве или Санкт-Петербурге, но в этом году организаторы приняли решение завершить смотр в Ярославле. Знаменитый режиссер анимационного кино, лауреат премии «Оскар», житель Ярославля Александр Петров признался, что страшно рад этому и горд за свой город, для жителей которого возможность участия в мероприятиях «КРОКа» - большая удача и радость. На пресс-конференции, посвященной «КРОКу», он отметил, что у фестиваля есть свои традиции, облик, герои, - это важно, потому что фестиваль должен быть узнаваемым. Стала узнаваемой эмблема «КРОКа»: шарик с ручками-ножками и карандашами, торчащими из головы.
Кадр из мультфильма «Обида», реж. Анна Буданова
Фестиваль страшно любим и профессионалами, и студентами. 900 фильмов претендовало на участие - это хороший знак. Фестивали множатся, их огромное количество, но «КРОК» из года в год завален заявками из многих стран, которые очень хотят в этом участвовать».
Помимо конкурсных показов, которые вызвали у участников фестиваля колоссальный интерес, на борту состоялись ретроспективы, пресс-конференции, круглые столы, мастер-классы ведущих аниматоров мира. Легендарный режиссер Юрий Норштейн провел на борту теплохода «Открытый урок Мастера»: рассказал о значении работы над звуковым решением фильма на примере своего «Ежика в тумане». Член жюри нынешнего «КРОКа» Мауро Карраро подробно поведал о технических особенностях создания персонажа в технике компьютерной 3D-анимации. Председатель жюри Гиль Алькабец рассказал о метафорической природе анимации и показал образцовые с точки зрения рассказа истории шедевры мировой мультипликации. Адриан Локман (Нидерланды) поведал о принципах и секретах создания экспериментальной 3D-компьютерной анимации.
Наибольшее волнение вызвали у участников смотра обсуждения их работ. Начинающие режиссеры смогли получить советы от мастеров и услышать мнение метров. Алексей Демин, как самый добрый эксперт, был призван обсудить студенческие фильмы: педагог отмечал отдельные успехи студентов, а помогающая ему Лариса Малюкова обращала внимание режиссеров на некоторые упущения и ошибки. Михаил Алдашин разбирал дипломные работы. Главное, что усвоили студенты из этой встречи: режиссер должен постоянно себя ограничивать, в том числе и по времени. Как это ни странно звучит, но для анимационного фильма продолжительность в 13 минут является просто огромной, 9 – большой, а 3-5 минут – самой подходящей. Тяжелое испытание выпало на долю дебютантов: по поводу их работ высказался Юрий Норштейн. Вопреки тягостным ожиданиям Юрий Борисович много хвалил конкурсантов. Он дал много полезных советов, самым запомнившимся из которых стала для режиссеров разных стран рекомендация внимательно изучить статью Сергея Эйзенштейна «Вертикальный монтаж».
Кадр из мультфильма «Друзья», реж. Роман Соколов
Другие авторы уходят в мир фантазии: комедия студентов из Финляндии «Стол накрыт» повествует историю слуги, который всего лишь пытался подать своей госпоже чай, но попал в нелепую ситуацию. Петер Вац из Венгрии, используя разные анимационные техники, рассказывает о дружбе кукольного оленя с нарисованной крольчихой в фильме «Крольчиха и Олень». Лорец Вундерле из Швейцарии в драме «Надежда» погружает в сюрреалистичный кошмар мальчика, находящего в коме. Марион Ован из Франции тонко, при помощи изящного рисунка и контрапункта воплощает стихотворение Жака Превера «Я такая, как есть».
Помимо деловой программы, на борту корабля всегда весело и насыщенно проходит неофициальная часть: вечер знакомств, капустники, карнавал и просто неформальные посиделки. «КРОК» по праву входит в пятерку лучших анимационных киносмотров Европы и вместе с тем является одним из самых популярных и любимых в профессиональной среде фестивалей мультипликации.
Кадр из мультфильма «Корова в кружке», реж. Яньтон Чжу
Эдуард Васильевич на вопрос о значении «КРОКа», ответил так:
Добавили бы немножко денег фестивалю, а так – еле держимся, но все равно фестиваль «КРОК» любят, люди приезжают и с жадностью накидываются друг на друга и на фильмы. Это редкая возможность обменяться впечатлениями, успехами, фильмами, новостями… Так что «КРОК» - это очень хорошее, замечательное мероприятие и для молодых, и для опытных режиссеров. Будем надеяться, что «КРОК» будет продолжаться, несмотря на невзгоды».
Каким будет следующий «КРОК», сейчас никто толком не знает. Пессимисты всерьез обеспокоены судьбой фестиваля; оптимисты надеются, что через год всё каким-то образом, как всегда это бывает, образуется. Во всяком случае, на «КРОКе» по-прежнему царит единомыслие, содружество и братство. На протяжении 25 лет своего существования «КРОК» остается основательной объединяющей силой, примером содружества и диалога культур, всегда ощущая поддержку мирового фестивального, анимационного сообщества. Хочется верить, что кораблик настоящего искусства будет продолжать рассекать беспокойную пучину наших серых будней.
Решение международного жюри XXI международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» в составе:Гиль Алькабец (Германия, Израиль) – председатель
Дмитрий Высоцкий (Россия)
Мауро Карраро (Швейцария)
Анатолий Лавренишин (Украина)
Владимир Лещёв (Латвия)
В категории «Студенческие фильмы, созданные в процессе обучения»:
- Диплом «ЗА ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ» фильму «РОВНО В ШЕ(Р)СТЬ» режиссеры Николай МАДЕРТХОНЕР и Мориц МУГЛЕР (Германия);
- Диплом «ЗА НЕОБЫЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ» фильму «СТОЛ НАКРЫТ», режиссеры: Анни ОЯ, Сини ПИЕТИЛЯЙНЕН, Тару РИСКИЛЯ, Маркус ТЕРВОЛА, Нуппу НЮКЮРИ (Финляндия);
- Приз в категориии $ 3 000 - фильму «ВОЗВРАЩЕНИЕ», режиссер НАТАЛЬЯ ЧЕРНЫШЕВА (Франция);
В категории «Дипломная работа»:
- Диплом «ЗА РАВНОВЕСИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ» - фильму «НА СУШЕ ХОТЬ ВЕСЛА СУШИ», режиссер Олеся ЩУКИНА (Франция);
- ДИПЛОМ «ЗА ОТСУТСТВИЕ ДЫР В СЮЖЕТЕ» - ФИЛЬМУ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ОТЦА», режиссер Эдмундс ЯНСОНС (Латвия);
- Приз в категории и $ 3 000 - фильму «КИОСК», режиссер Анете МЕЛЕЦЕ (Швейцария).
В категории «Первый профессиональный фильм, снятый вне учебного заведения»:
- Диплом «ЗА ЛУЧШУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ» - фильму «БОЛЕСЬ», режиссер Шпела ЧАДЕЖ (Словения, Германия);
- Диплом «ЗА УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВРАЧЕВАНИЯ ДУШЕВНЫХ РАН» - фильму «ЖЕНСКИЕ ПИСЬМА», режиссер Августо ЗАНОВЕЛЛО (Франция);
- Приз в категории и $3 000 - фильму «ОБИДА» режиссер Анна БУДАНОВА (Россия);
- СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «Лучший детский фильм» и $ 2 000 - фильму «СМЕЛАЯ МАМА», режиссер Александра ЛУКИНА (Россия);
- Специальный приз жюри «Самый смешной фильм» - фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
- Специальный приз жюри «За самое оригинальное кинематографическое видение» - фильму «АСТИГМАТИЗМ», режиссер Николай ТРОШИНСКИЙ (Испания);
- Специальный приз жюри «За рыцарство в профессии» - режиссеру, художнику, педагогу Евгению СИВОКОНЮ (Украина);
- ОСОБЫЙ ПРИЗ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ТАТАРСКОГО «Пластилиновая ворона» и $ 7 000 - «ЗА ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ» - фильму «СИМФОНИЯ №42», режиссер Река БУЧИ (Венгрия);
- Гран-При и $ 10 000 – фильму «КОРОВА В КРУЖКЕ», режиссер Яньтон ЧЖУ (Япония);
Дмитрий ВЫСОЦКИЙ (Россия)
Мауро КАРРАРО (Швейцария)
Анатолий ЛАВРЕНИШИН (Украина)
Владимир ЛЕЩЁВ (Латвия)
Гиль АЛЬКАБЕЦ (Германия, Израиль) – председатель
Приз зрительских симпатий/AUDIENCE PRIZE и $ 2 000 – фильму «ВЕТЕР», режиссер Роберт ЛЁБЕЛЬ (Германия);
Приз кинокритиков – фильму «ДРУЗЬЯ» режиссер Роман СОКОЛОВ;
Приз фестиваля анимационных фильмов для самых маленьких «ГОРОШИНА» - фильму «ЗЕБРА», режиссер Юлия ОКЕР (Германия).