◦◦ П.

03.09.14 15:09

Приключения Назарета в эпоху геноцида армян и после неё

Геноцид армян в Османской империи во время Первой мировой войны многократно исследован и описан историками. Даже само слово «геноцид» возникло именно в контексте этого массового преступления и только потом было введено в обиход для обозначения систематического уничтожения тех или иных меньшинств вообще. Однако для массового сознания это историческое явление остаётся «белым пятном», как, впрочем, и вся Первая мировая. Фильмы об убийстве армян снимались, но их было мало, и они не были достаточно выразительными, чтобы вызвать зрительский интерес. Поэтому огромный международный проект Фатиха Акина (семь стран, включая Россию) интриговал всех гостей Венецианского кинофестиваля задолго до его начала.

Главную роль исполнил француз Тахар Рахим, получивший славу в своей стране благодаря фильму «Пророк». Картина претендовала на «Оскар» как лучший иностранный фильм в 2010 году.


Фильм снят в одном из самых старых жанров – романе о странствиях и страданиях. Эта классическая форма выбрана для того, чтобы придать повествованию монументальность и при этом пробуждать чувства зрителей. Фатих Акин в каждом кадре подчёркивает, что не для творческого самовыражения он, немецкий гражданин с турецкими корнями, взялся за этот фильм, а потому что он узнал нечто, что как будто бы годами замалчивалось и должно быть выплеснуто наружу.

Трейлер фильма «Шрам» на немецком языке

Масштаб и высокая стоимость проекта заставили Акина пойти на выполнение ряда важных условий. Стиль у фильма медленный, неповоротливый, упрощённый, как в любом голливудском фильме такого же жанра. Система персонажей предельно упрощена: всё вертится вокруг главного героя, остальные лишь помогают или вредят ему в его странствии. Последнее же заключается в том, что он, Назарет, лишился голоса и почти потерял рассудок, но узнал, что две его взрослые дочери выжили после геноцида и их можно найти. Дальше действие развивается по закону жанра. Странствия Назарета поделены на эпизоды, и в каждом эпизоде он сталкивается с самыми страшными проявлениями человеческой природы и рискует потерять не только надежду, но и жизнь. Однако каждый раз возникает добрый самарянин, который вдруг оказывает Назарету безвозмездную помощь, и Назарет отправляется дальше. Вместе с ним зритель побывает не только на обломках Османской империи, но также на Кубе и в США, куда армян-беженцев заносила судьба. Все армяне фильма говорят между собой только по-английски, в то время как турки, кубинцы и другие национальности говорят на родном наречии. Некоторый комический эффект появляется, когда Назарет оказывается в США, где тоже говорят по-английски – на языке, которого он «не знает». Совет заставить армян говорить по-английски Акину дал, ходят слухи, Роман Полански, чтобы фильму проще было с международным прокатом.

Кадр из фильма «Шрам»

Особенно нужно отметить саундтрек, очень качественный и проникновенный – единственное, что роднит этот фильм Акина с предыдущими. Гитарный эмбиент, переходящий то в этнические напевы в современной аранжировке, то едва ли не в рок-концерт, может сделать диск с музыкой из фильма «Шрам» бестселлером. Музыку писал тот же композитор (Александр Хакэ), что и в «Головой о стену». Сам же фильм, несмотря на свою монументальность, идёт немногим дольше полутора часов, что для кинотеатров может стать решающим фактором. А зритель узнает Фатиха Акина с неожиданной стороны.

#шрам фильм 2014

#шрам фатих акин

#шрам тахар рахим 2014

#шрам 2014 трейлер

#фильм о геноциде армян