◦◦ П.

29.11.13 17:11

Что смотреть на VII «Артдокфесте»

Сразу следует сказать, что на фестивале «Артдокфест» большое количество программ, у каждой из которых разный формат. Так, можно сосредоточиться на главных, по мнению отборщиков, телевизионных документальных фильмах прошедшего года. Или посмотреть победителей других отечественных фестивалей в программе «От А до А». Есть такие зрители, которые принципиально смотрят на «Артдокфесте» только зарубежную документалистику, благо подборки таких фильмов всегда очень интересные и сильные. Есть также те, кто предпочитает экзотику, - они пойдут на фильмы из Северной Кореи и Чехии. Мы же решили сосредоточиться на тех картинах фестиваля, которые ранее не были показаны в России, но которые все будут обсуждать весь следующий год. Эти фильмы вы встретите в программах следующих фестивалей, не претендующих (в отличие от «Артдокфеста») на премьерность. Часть этих картин окажется в кинопрокате, какие-то выйдут на ТВ, некоторые станут хитами клубных показов, которые проходят в России сотнями и тысячами в год. Словом, то, что называется must see.



[CAPTION]1. Оптическая ось (режиссёр ]Марина Разбежкина

Имя Марины Разбежкиной даже известнее, чем её фильмы, - ситуация для нашей страны редкая. Объяснение простое: Разбежкина сегодня – один из крупнейших педагогов кино, и её выпускницы всегда обязательно есть в любом конкурсе документального кино любого российского фестиваля. Самая известная её ученица – Валерия Гай Германика, но это не значит, что остальные похожи на неё. Школа Разбежкиной, по сути, - череда суровых испытаний, которая заставляет тех, кто их пройдёт, ловить на камеру ускользающую действительность – и делать это отважнее и точнее, чем другие режиссёры. Но Разбежкина не только преподаёт. За последнюю четверть века она сняла ряд документальных фильмов (и два игровых), которые уже стали классикой и по которым тоже можно учиться снимать кино. В последние годы Разбежкина снимает редко. Последний полноценный фильм у неё вышел в 2007 году. Поэтому ожидания от новой картины у всех особенные. Анонсируется, что это полуторачасовое путешествие по разным городам России и сличение их с фотографиями столетней давности. Беседы с людьми, рассматривание пейзажей - напрашивающиеся выводы: фильм «Оптическая ось» по праву можно считать самым долгожданным показом «Артдокфеста».

Трейлер фильма «Оптическая ось»




[CAPTION]2. Demonstration (режиссёр ]Виктор Косаковский

Виктор Косаковский снимает в Испании, монтирует в Германии, озвучивает в Великобритании... Мы попытались связаться с ним перед «Ардокфестом», но Косаковский написал нам, что находится между Мексикой и Голландией и обязательно пообщается с нами, когда приедет в Москву


За пределами нашей страны известно не так много российских режиссёров. И один из этих немногих – Виктор Косаковский, представитель элиты российской документалистики, автор неожиданных и провокационных картин, каждую из которых он снимает не один год. Его последний фильм, «Да здравствуют антиподы!», был вторым открывающим фильмом Венецианского кинофестиваля 2011 года. Это была самая высокобюджетная картина в истории российского документального кино. И, возможно, самая зрелищная - при том, что перед этим Косаковский был вынужден снимать фильмы из окна своей квартиры, потому что у него попросту не было денег ни на что другое. Demonstration – это ещё один эксперимент Косаковского. Вместе с 32 студентами испанского университета Pompeu Fabra Косаковский снял политические волнения в Барселоне и смонтировал из них фильм-балет, потому что во время волнений в городском оперном театре давали «Дон Кихота». Фильм этот можно считать своеобразным ответом Косаковского тем, кто делает политическое кино в России и не только. Известно, что волнения в Петербурге Косаковский снимал и сам, но отказался делать из этого материала фильм, чтобы не попасть под влияние конъюнктуры. Фильм Demonstration уже был показан на фестивале IDFA в Амстердаме, на «Артдокфесте» пройдёт его российская премьера.


[CAPTION]3. «Кровь» (режиссёр ]Алина Рудницкая

Ещё один фильм из программы IDFA. Молодая, но уже довольно известная документалистка Алина Рудницкая в последних своих фильмах показывает очень высокий уровень владения художественными средствами. Сегодня это не очень популярно: документальное кино, даже очень качественное, становится буквальным, «лобовым», репортажным. Но Рудницкая же идёт путём, который сделал знаменитой ленинградскую школу документалистики, к которой она принадлежит, да и работает Рудницкая на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. Фильм «Кровь» снят в чёрно-белой гамме и представляет из себя роуд-муви, главный герой в котором – передвижной пункт по сбору крови. Вместе с медсёстрами, врачами и водителями мы колесим по окрестностям Петербурга, удивляемся тому, какие люди идут сдавать свою кровь, чтобы получить за это копеечное вознаграждение. Но вместе с тем – задумываемся над тем, какова дальнейшая судьба у этой законсервированной крови. Сравниваем тех, кто сдаёт кровь, с теми, кто её получает, слушаем свидетельства тех, кому эта кровь спасла жизнь. Теряем сознание вместе с донорами и понимаем, что жизнь в нашей стране часто мчится так же, как кровь в фильме Рудницкой. Как и любое хорошее роуд-муви, «Кровь» - фильм философский.


[CAPTION]4. Непал форева (режиссёр ]Алёна Полунина

Роднянский не первый раз продюсирует документальное кино. В частности, он был одним из продюсеров «Антиподов» Косаковского


Имя режиссёра Алёны Полуниной прогремело несколько лет назад, когда в России был показан её фильм «Революция, которой не было». Российская премьера его, к слову, тоже состоялась на «Артдокфесте». Полунина снимала активистов Национал-большевистской партии, причём не только действующих, но и тех, кто отвернулся от НБП по разным причинам. Неожиданно взрослый фильм от юного режиссёра сразу стал фестивальным хитом. Фильм «Непал форева» в результате продюсировал один из главных российских продюсеров Александр Роднянский. Собственно, без него фильм вряд ли бы и состоялся. Дело в том, что два российских политика-коммуниста выступили с предложением поехать в Непал, чтобы встретиться с представителями местных враждующих компартий и привести их к согласию. Роднянский профинансировал эту поездку, и её результатом стал, в том числе, фильм Алёны Полуниной, который пользовался огромным успехом на недавно прошедшем Римском МКФ.


[CAPTION]5. Священная окружная (режиссёр ]Джанфранко Рози


Наконец, фильм открытия фестиваля, хотя это и не российская картина. Впрочем, Джанфранко Рози в России бывал и с нашими документалистами дружит. Довольно неожиданно его картина получила «Золотого льва» в Венеции. Фильм рассказывает о жизни самых разных людей, так или иначе связанных с римской кольцевой автодорогой. Язык не поворачивается назвать этих людей простыми, хотя среди них и жители расположенной на окраине Рима панельной новостройки, и рыбаки, обсуждающие улов угрей в текущем году, и сотрудники скорой помощи, спешащей на вызов, и тихий ботаник, который лечит пальмы от долгоносика. И, по контрасту, аристократ, рыцарь мальтийского ордена. На экране повседневность, рутина оборачиваются «таинством за стеной», священным действом в панельных домах и виллах. Сам режиссёр полагает, что истории «Окружной» могли происходить и в Роттердаме, и в Лондоне. Получая приз из рук Бернардо Бертолуччи, возглавлявшего жюри Венецианского МКФ, Рози сказал, что свою награду он хотел бы разделить со всеми документалистами мира: «Между нами нет конкуренции, все мы занимаемся одним делом». Когда лауреат Венеции дойдёт до нашего проката, неизвестно, поэтому нужно воспользоваться возможностью посмотреть его на «Артдокфесте».

Трейлер фильм «Священная окружная»

#сергей сычев

#артдокфест

#премия лавр

#артдок

#документально кино

#фестиваль лавр

#фильмы артдокфест