◦◦ П.

30.09.13 14:09

Мира Наир: «Это был мой ответ на молчание всего мира»

Сергей Сычёв
Такое ощущение, что в вашей карьере новый поворот, потому что если раньше вы больше занимались психологическими и социальными проблемами, то «Фундаменталист поневоле» - это уже откровенное политическое высказывание.


Мира Наир
Мне нравится думать, что мои фильмы – это зеркало мира, в котором мы все обитаем. В принципе, любой фильм – это политический акт. В том смысле, что если в фильме есть социальный аспект, то это уже несёт в себе политику. Я не стану спорить, что моя последняя картина в куда большей степени политическая, чем предыдущие. Но это только означает, что вот таким стал наш мир. «Фундаменталист поневоле» снят через десять лет после теракта 11 сентября. Однако смотрите, что происходит! Когда ты, как я, долго живёшь в западном сообществе, ты чётко понимаешь, что здесь слишком часто не готовы услышать другую точку зрения. Мы слышим только один большой монолог, преимущественно – американский. А мне вдруг очень захотелось поговорить о диалоге. Роман Мохсина Хамида как раз и дал мне такую возможность. Там все подозревают друг друга, и каждому требуется проделать огромный путь, чтобы понять, кто есть кто на самом деле. Я постаралась эту идею перенести в фильм. Нужно приложить усилия, чтобы узнать, что думает другая сторона.

Видеоблог из Венеции Espresso, посвящённый фильму «Фундаменталист поневоле»

Сергей Сычёв
Но вы-то как раз показываете, что если «диалог» идёт по-настоящему искренне, он приводит к взрыву. Значит ли это, что найти мир тут не получится?

Мира Наир позирует с исполнителем главной роли в фильме «Фундаменталист поневоле» Ризом Ахмедом. Российскому зрителю он известен по роли в чёрной комедии «Четыре льва»


Мира Наир
К сожалению, в наше время приходится констатировать, что только так и может быть. Практически невозможно установить взаимопонимание между западным и восточным образами жизни. Но я всё же попыталась показать, что если вдруг возникнет открытое общение, как между пакистанцем и американцем в моём фильме, то люди из разных культур могут стать почти друзьями. Но такие случаи могут быть лишь единичными, потому что мир не позволит такой дружбе пойти дальше.


Сергей Сычёв
В ваших фильмах часто возникает образ чужака в иной культуре. Мне кажется, что со временем ваш взгляд на жизнь этого чужака стал более пессимистичным. То есть, как бы человек ни пытался уйти от корней, они всё равно тянут его обратно, и его шансы на ассимиляцию кажутся всё более призрачными.


Мира Наир
Довольно поэтическая интерпретация моего творчества, не так-то легко ответить… Может быть, это следствие того, как я сама воспринимаю свою жизнь. Я привыкла считать, что именно из-за того, что мои корни сильны, я могу летать по всему миру и везде чувствовать себя дома. Но по мере того, как я становлюсь старше, меня всё больше тянет туда, откуда я родом. А ведь моя родина – это не одно маленькое, конкретное место. Она располагается на двух континентах, наполовину в Индии, наполовину в Африке. Меня можно даже считать гражданином мира, я им себя чаще всего и ощущаю. Так вот, я стараюсь говорить не о самой себе, когда говорю о чужаках, потому что это была бы другая история. Но я вместо этого я говорю от имени своего мира, к которому я принадлежу. Я не помню, чтобы кто-то до меня рассказал о парне, который живёт в Пакистане, но обожает Америку и осознаёт свою роль в установлении глобализации, создании связей в обновлённом мире. И я не помню, чтобы кто-то рассказал, как этот же человек сомневается в том, кто же он сам такой. Классическая история взросления, но вырванная из привычного американского контекста, в котором она обычно рассказывается, перенесённая в субконтинентальный контекст. Немного путанно я отвечаю, но – вот так.


Сергей Сычёв
За полгода до вашего фильма состоялась премьера картины Шона МакАллистера «Революционер поневоле» на похожую тему, с похожим героем. Есть ли связь, или диалог, между этими картинами?


Мира Наир
Да что вы! Нет, я понятия не имела, что есть такой фильм. Но я обязательно с ним ознакомлюсь. Безумно интересно!


Сергей Сычёв
Давным-давно был заявлен ваш новый фильм «Шантарам». В какой стадии проект находится сейчас?

Главного героя «Фундаменталиста» постоянно давят обстоятельства, но он не сдаётся


Мира Наир
Ох, это давняя история, она началась лет пять назад. Я потратила на подготовку к той картине с Warner Brothers полтора года. Там должен был играть главную роль Джонни Депп. А потом Гильдия сценаристов США устроила забастовку, и проект сорвался прямо в тот момент, когда мы уже готовы были начать снимать. На проект было потрачено огромное количество денег, но – ничего не вышло. Теперь, действительно, пошли слухи, что проект хотят возобновить. Но лично мне об этом никто не сказал, никаких переговоров не было. Возможно, его будут делать без меня, хотя я бы не отказалась поучаствовать.


Сергей Сычёв
Премьера «Фундаменталиста поневоле» состоялась уже год назад, а большого проката у него так и не было. В российский прокат он вовсе не был куплен. Думаете, это из-за политической направленности картины?


Мира Наир
Мы в этом фильме говорили о таких вещах, которые не каждый захочет слушать. Особенно на Западе. Поэтому – да, в отличие от большинства моих картин, которые были проданы едва ли не во все страны мира, тут всё было куда скромнее. Но всё равно фильм вполне неплохо прошёл в США, Великобритании, Германии. Он вот-вот выйдет в Австралии и Японии хорошим тиражом. Прокатная судьба фильма продолжается. Да, его не купили в России, не купили во Франции. Однако, по моим подсчётам, почти 70% мира эту картину увидели. Но ведь я и не рассчитывала, что сделаю блокбастер. Мне было важно, чтобы фильм состоялся и существовал в том виде, в каком он снят, без вмешательства цензуры. Продавать такое кино совсем не так легко, как то, что я снимала прежде.



Сергей Сычёв
Важен ли для вас бокс-офис как символ того, насколько принят ваш фильм обществом?

Нервный и сентиментальный фильм «Свадьба в сезон дождей» сделал Миру Наир всемирно известной


Мира Наир
Не очень. Я, конечно, всегда радуюсь, если фильм становится популярным и все его смотрят. Но в случае с «Фундаменталистом» мне было важнее достичь умов молодёжи, и я понимала, что суперхитом он не станет. Присутствие этого фильма в социальных медиа, на DVD, на VoD даёт ему ту вторую жизнь, в которой он по-настоящему нуждается, чтобы люди его увидели, если захотят. В США люди, которые не ходят в артхаусные кинотеатры, посмотрели картину по кабельному ТВ. Мне это важно, потому что я как раз к этой аудитории и хотела пробиться. Теперь я чувствую, что не зря потратила пять лет и наконец-то сняла эту картину.



Сергей Сычёв
В России фильмы, не купленные для проката, люди часто скачивают у интернет-пиратов. Думаю, с вашим фильмом будет то же. Как вы лично относитесь к этому, раз вам важнее зритель для «Фундаменталиста», чем деньги?


Мира Наир
Не так легко ответить. Пиратство сильно подрезает нам крылья, во многих отношениях. Хотя бы тем, что оно лишает нас тех финансовых средств, которые могли бы пойти на производство следующей картины. Но когда речь идёт о политических картинах, которые не так легко найти… Знаете, мой сын, которому сейчас 21 год, мне так и сказал: «Загрузи его в интернет, и пусть все смотрят!» Так что если брать эту конкретную картину, то пусть скачивают.


Сергей Сычёв
Не отпугнёт ли «Фундаменталист» от вас большие студии своим политическим посылом?


Мира Наир
Думаете, от меня будут шарахаться, как от чумной (смеётся)? Нет, всё в порядке. Прямо сейчас я разрабатываю два больших студийных проекта. Один с Disney, другой – с Fox Searchlight. Начну со второго. Он называется «Бенгальский детектив» и планируется как лёгкий коммерческий фильм. Главный герой – обычный представитель среднего класса в Калькутте. Он работает частным детективом и сочетает свою работу с танцами в болливудском стиле. В общем, должна получиться очень приятная история о том, как прожить свою жизнь с счастьем и надеждой, несмотря на то, что в мире так много страдания и коррупции. Между прочим, сюжет основан на реальных событиях. Сейчас идёт подготовительный период, съёмки начнутся в феврале. Сюжет фильма с Disney, тоже на основе реальных событий, развивается в Кампале, столице Уганды, где я сейчас обитаю. Героиня – восьмилетняя девочка, которая живёт в самой жуткой трущобе, которая только есть в Кампале…


Сергей Сычёв
Извините, диснеевский фильм об африканских трущобах?

Та самая Фиона Мутези, девушка-гроссмейстер из Уганды


Мира Наир
Да, причём очень реальных трущобах, жутких, мрачных. Так вот, девочка торгует кукурузой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Но денег всё равно не хватает даже на еду. Потом она учится играть в шахматы – вместо фигур у неё пробки от бутылок. Но когда ей исполняется 9 лет, она становится чемпионом Уганды по шахматам в соревновании среди женщин. В 11 лет она едет в Сибирь, чтобы выступать в составе сборной Уганды по шахматам на шахматных Олимпийских играх. Она до сих пор не умеет читать. В настоящее время реальная девочка ходит в школу, чтобы научиться чтению и письму, и ей около 14 лет. История это девочки уникальная, но в фильме я также уделю большое внимание и её семье. Например, её сестре, у которой к 19 годам уже пятеро детей. Она торгует солью на отвратительнейшем и грязнейшем рынке города. Её брату, который тоже стал чемпионом по шахматам. И их матери, которая как-то держит семью вместе и у которой до сих пор нет своей крыши над головой. Потрясающий сюжет, который чем-то напоминает мой первый фильм, «Салам, Бомбей!». Я даже про себя называю этот фильм «Салам, трущоба!». Для меня это история о мужестве, о невероятных усилиях для достижения цели. Кто-то написал об этой девочке статью, потом вышла книга, «Дисней» немедленно купил права на фильм о девочке и предложил мне снять эту картину.


Сергей Сычёв
Зачем это «Диснею»?


Мира Наир
Вице-президент «Диснея» родом из Уганды. Я, конечно, не уверена, что только это стало причиной такого решения, потому что речь всё-таки идёт о фильме с пятнадцатимиллионным бюджетом. Что касается девочки, то она месяц назад играла с Каспаровым, получила $ 25 тысяч долларов и на эти деньги строит дом для своей матери.



Сергей Сычёв
Есть некоторые режиссёры, которые начинают заниматься политикой и больше не хотят снимать коммерческое кино. Как вы к ним относитесь, и не было ли у вас таких мыслей?


Мира Наир
Мне очень нравится говорить в своём кино о реальном мире. У меня от этого просто кровь кипит. Поэтому я так уцепилась за «Фундаменталиста» и потратила на него столько лет, хотя, кажется, не было больше ни одного человека, который бы хотел, чтобы эта картина появилась. Но я преодолела все препятствия. В обычное же время я довольно успешный режиссёр. В том смысле, что мне удаётся за год собрать деньги, потом за два года снять фильм – и готово! Только тут всё постоянно рушилось, мы два раза пытались начать съёмки, они снова и снова срывались, и только с третьего раза что-то удалось. Мы урезали бюджет в два раза, только чтобы всё-таки завершить начатое. Я – такая. Я – сильная. Это был мой ответ на молчание всего мира. В частности, мира кино, где процветает империализм и где ты слышишь только один голос. Но это не значит, что я хочу заниматься только таким кино. У меня всё равно останутся важные, больные темы, но я слишком сильно люблю смех и радость, люблю, когда люди одерживают верх над всеми трудностями, а не проводят жизнь, бесконечно жалея себя. Как вы понимаете, в обоих будущих проектах это останется. Возьмите фильм «Бенгальский детектив» - это ведь рассказ о моей нации. В Индии царят произвол, беззаконие, коррупция. Без нашей музыки, наших танцев мы просто не могли бы выжить. Мне кажется, что мы чем-то похожи в этом на русских, но в Индии ты просто не можешь сделать шагу, чтобы не услышать музыку.


Сергей Сычёв
У нас то же самое – включите любой наш телеканал!

Риз Уизерспун в фильме Миры Наир «Ярмарка тщеславия». Это был редкий пример, когда Наир искала вдохновение не в жизни, а в литературном произведении


Мира Наир
Да, это как топливо! Оно необходимо, без него никуда. Поэтому для меня фильм будет не о детективе, а о музыке и танцах. О том, как они нам нужны. Такое кино я буду делать всегда, но, как вы понимаете, я этим совсем не изменяю себе.



Сергей Сычёв
Предлагают ли вам снимать в Болливуде?


Мира Наир
Да, меня часто спрашивают об этом. Но я всегда отвечаю, что не собираюсь заниматься тем, что кто-то делает лучше меня. Болливудские фильмы – это своя вселенная со своими законами. Не так легко снимать фильмы по их канонам. Они делают их изумительно. У меня свой стиль, резко отличающийся от болливудского, и мне не хотелось бы от него отказываться. Я часто работаю с актёрами из Болливуда и чувствую себя в этой среде, как дома, но не могу себе представить, как бы я сняла фильм с двадцатью музыкальными и танцевальными номерами. Лучше буду работать, как привыкла.


Сергей Сычёв
Тяжело вам сохранять свою творческую индивидуальность на Западе?


Мира Наир
Всё зависит от того, что ты хочешь. Я никогда не пыталась быть союзником Голливуда. Мне это просто не интересно. Я всегда старалась быть самой собой, у меня были свои цели, свой путь. Я нахожу смелость именно в том, чтобы быть другим, отличным. Но многие из тех, кого я знаю, хотели бы забыть о том, откуда они пришли, и стать теми, кем их хотел бы видеть Голливуд. Он так устроен, и всегда был так устроен. Это их жизнь, но я так не хочу и не буду. Мне нравятся приключения, в которых не знаешь, куда забредёшь, но я точно знаю, что внутри меня есть нечто важное, и оно не изменится. Всё же именно мои корни позволяют мне летать.

#сергей сычев

#мира наир

#сергей сычев интервью

#мира наир интервью

#фундаменталист поневоле

#reluctant fundamentalist