◦◦ П.

03.12.12 16:12

Финансирование независимого кино: тёмные времена позади?

Независимое кино 2008-2010-2012: выход из кризиса занял более двух лет


Последние годы независимые производители называют не иначе, как «тёмные времена». Основная причина этому – экономический кризис 2008 года: он не просто поменял тренды в продаже-покупке прав на кино, а просто «подкосил» весь рынок. До этого основными драйверами поведения байеров были имена: достаточно было известного актёра или режиссёра, чтобы за проектом на кинорынке уже стояла очередь. В 2008 году началась двухлетняя «чёрная» полоса, когда продаж было минимальное количество: не было кредитов, не было гарантий завершения производства, не было знаковых покупок со стороны американских дистрибьюторов, которые бы давали сигнал другим, что у фильма будет северо-американский прокат. На Каннском кинорынке 2010 года появились первые поводы для радости: рынок начал оживать – появились первые «pre-sale»-сделки по большим ожидаемым проектам. Однако кризис не мог пройти бесследно: в ряде стран кинотеатральная индустрия до сих пор не может восстановиться, а байерам теперь недостаточно просто громких имён в титрах, чтобы решить, что фильм достоин покупки, – кастинг отошёл на второй план.

Спрос на независимое кино со звёздами класса «А» существовал даже во время кризиса


Ключевых критериев для отбора проектов теперь три. Основным критерием покупки стал сценарий – хорошая история стала цениться выше громкого имени, а известные актёры, играющие в странных проектах, уже не вызывают былого ажиотажа (хотя, конечно, это не касается супер-звёзд уровня Джонни Деппа. Вторым важным вопросом остался актёрский состав и продюсерско-режиссёрский состав съёмочной группы. Третьим ключевым моментом стало то, что теперь инвесторы стали интересоваться не только данными самого фильма, но и стратегией финансирования проекта. Поскольку байеры зачастую покупают права на свою территорию ещё на уровне идей и историй, к которым чисто номинально прикреплены какие-то актёры и съёмочная группа, - им стало важно детально понимать, каким образом формируется бюджет картины и какие риски они несут. Всё это говорит лишь о том, что кризис заставил индустрию «подсобраться» и начать обращать внимание на действительно важные вещи, не тратя деньги направо и налево.

Ключевые тренды


Помимо основополагающих вещей, влияющих на качество финального продукта, потенциальные инвесторы изначально много внимания уделяют оценке прокатных перспектив: «падение» рынка домашних развлечений и неспособность (на текущем уровне развития) цифровой дистрибуции компенсировать упущенную выгоду приводят к тому, что инвесторы ещё меньше стали интересоваться фильмами, которые изначально не предполагаются к кинотеатральному прокату, – это также касается и «нишевого» кино, которому обычно уготована судьба ограниченного проката.

Джон Фелтхеймер (с микрофоном) и Том Ортенберг на вечеринке The Spirit Cocktail party в Каннах - май 2007. (Фото MJ Kim/Getty Images)


Проблема с рынком DVD и Blu-ray вынуждает производителей кино пытаться варьировать «окна» выхода их фильмов на различных медиа – они надеются, что более ранний выход фильма на физических носителях (или легальное появление в интернете) уменьшит степень пиратства по данному релизу и увеличит прибыль производителя контента. Раньше типичное «окно» до выхода фильма на DVD/Blu-ray было около 180 дней, потом оно уменьшилось, в среднем, до 120, а теперь некоторые проекты имеют окна по 30-90 дней. Однако, если у производителя контента есть такая возможность, то у кинотеатров её нет, поэтому ключевые кинотеатральные сети пытаются бороться с «произволом» студий, который уменьшает их доход от «хвоста» проката фильма. Кроме того, в случае фильмов с хорошим «сарафаном» кинопрокатный «хвост» может принести очень большие деньги. Самое интересное, что, пытаясь экспериментировать с «окнами», студии, похоже, не могут сами себе доказать, что это действительно принесёт им больше денег. Например, в России несколько студий-мейджоров пробовали короткие «окна», но затем вернулись к старым временным промежуткам. Так что, получается, что выступая единым фронтом, кинотеатральные сети помогают не только себе: по словам СЕО компании Open Road Films Тома Ортенберга, в Северной Америке всего 250 залов, готовых к экспериментам с «окнами».

Однако, несмотря на все проблемы и сложности, есть один важный момент, который убеждает в перспективности рынка независимого кинопроизводства: студии-мейджоры сейчас сосредотачиваются на производстве франшиз и высокобюджетных блокбастеров, которые имеют франшизный потенциал. Большие бюджеты означают не очень большое количество таких фильмов, а это открывает для независимых целую нишу качественного оригинального среднебюджетного кино, для которого в кинотеатрах будет место. Это убеждает инвесторов из разных стран организовывать новые фонды, формировать партнёрства и альянсы для финансирования средних и больших проектов и искать новые интересные истории для вложения своих денег.

Источники будущего финансирования и роста индустрии


Ввиду посткризисных проблем на развитых рынках, а также вероятности превращения рецессии в новый виток кризиса, в некоторых странах, профессионалы независимого производства кино связывают будущее этого сегмента индустрии с развивающимися странами. В этих странах нет пока правил игры, что повышает риски, но есть потенциал и растущий рынок сбыта кинопродукции – ключевыми территориями на данный момент считаются:

1. Китайрост рынка развлечений, а также темпы его либерализации привлекают всех (об этом можно почитать, например, тут. Очевидно, что это одна из самых перспективных территорий. Недавнее увеличение квот на иностранное кино позволило ключевым картинам студий не мейджоров получить шансы на кинопрокат на рынке с большим кассовым потенциалом. Кроме того, есть ещё возможности партнёрства с местными компаниями, которые могут не только дать доступ к прокатному рынку (в обход квот), но и обеспечить дополнительное финансирование проектов. Чётких правил игры пока нет, но процессы выстраиваются и структурируются, а государство принимает в этом непосредственное участие.
2. Россия – рынок, который уже считается одним из приоритетных для зарубежных студий. Однако, если с точки зрения проката, наш рынок уже давно у всех на радарах, то с точки зрения финансирования и производства, наша страна ещё не вошла в топ. Все понимают, что деньги в стране есть, но это, в основном, не индустриальные, а частные деньги и частный интерес. Отсутствие системного подхода и чётких правил игры, а также неоднозначные сигналы, посылаемые государством, затрудняют доступ студий на наш рынок (как с целью производства, так и финансирования).
3. Южная Америка – этот регион рассматривается профессионалами как площадка для дальнейшего развития индустрии и как источник капитала в ближайшем будущем. Системного подхода в этом регионе пока тоже нет.

Консолидация независимых игроков


Ещё один тренд, вызванный кризисом, это консолидация маленьких и средних игроков и попытка заполучить долгосрочных партнёров (или дешёвые «долгие» кредиты) большими студиями, в том числе и мейджорами. Вот всего лишь несколько примеров:

1. Начало года прошло под знаком слияния канадского конгломерата Lionsgate с крупнейшей независимой кинокомпанией США Summit Entertainment. Сложные многомесячные переговоры закончились заключением сделки между создателями успешных молодёжных франшиз: создатели «Голодных игр» купили создателей «Сумерек».

Трейлер фильма «Голодные игры»

2. В мае 2012 года компания Exclusive Media в Каннах подписала соглашение о трёхлетнем партнёрстве с Cross Creek с целью финансирования независимого кино: речь идёт о производстве двух фильмов в год с бюджетами до $65 млн.
3. Там же в Каннах Millenium Films и West Coast Film Partners подписали соглашение о формировании фонда на $100 млн для софинансирования/сопродюсирования независимых проектов, а финансовая компания Angel World Entertainment подписала соглашение с глобальным независимым банком First Wall Street о создании фонда на $150 млн для финансирования качественного кино.
4. В сентябре 2012 года канадский кинодистрибьютор Entertainment One и английская кинокомпания Alliance Films перешли на финальную стадию переговоров о слиянии. А уже на AFM 2012 Entertainment One объявила о расширении бизнеса: компания открыла офис в Брюсселе. Бельгийский офис будет работать на кинопрокатном рынке Бенилюкса и рынке домашних развлечений Франции.
5. «Голливудская кинокомпания Warner Bros. заключила соглашение с новой производственной компанией Gulfstream Pictures». Финансовую состоятельность Gulfstream обеспечивают крупный фонд из Южной Кореи и частные инвесторы из США. Первым совместным релизом компаний станет канадский мультфильм «Белка 3D» (в России фильм выпускает «Каравелла DDC»).

Люк Бессон старается сделать из EuropaCorp европейскую студию-мейджора


6. Принадлежащая Люку Бессону студия EuropaCorp подписала соглашение о стратегическом партнёрстве со студией Few, которую возглавляет комедийный режиссёр Доминик Фарруджия. По условиям сделки, EuropaCorp станет акционером Few и займётся сопродюсированием фильмов компании.
7. «Голливудская студия Lionsgate получила самый крупный кредит за всю историю своего существования». Эти средства будут направлены на поддержку долгосрочного развития компании, а также на погашение предыдущих займов. Руководство Lionsgate рассматривает заключённую сделку как вотум доверия банковского сообщества компании, который открывает независимой студии прочные финансовые перспективы после недавнего приобретения Summit Entertainment и успеха «Голодных игр».
8. «Одна из крупнейших производственных компаний Голливуда - Village Roadshow - намерена взять кредит размером в $1 млрд». Он ей необходим для безостановочной работы над новыми проектами. Под залог займа сроком на пять лет Village Roadshow предлагает взять только фильмы из её богатой библиотеки.
9. А вот у Universal появились проблемы – студии грозит потеря основного инвестора: фонд Elliott Management объявил, что готов рефинансировать проекты студии только за 2012 год – возможно, сказались провальные результаты проката «Морского боя» в Северной Америке (из-за которых Comcast ещё и урезал квартальный бюджет студии), а может быть, фонд просто планирует заняться какой-то другой деятельностью, так как в прошлом году он продал большую часть своей доли в кинокомпании Relativity Media миллиардеру Рону Берклу. Так или иначе, мейджору, похоже, придётся искать себе нового финансового партнёра.

Трейлер фильма «Морской бой»

Ещё одним трендом последних лет стала попытка компаний не продавать права на отдельные фильмы, а пытаться заключать так называемые «output»-сделки, в которых дистрибьютор участвует в производстве всей линейки фильмов кинокомпании, инвестируя определённый процент бюджетов картин, но при этом имея право голоса и влияя на процесс приятия решений о запуске того или иного проекта. В таком случае, это получается не просто сделка по покупке прав, а, скорее, долгосрочное партнёрство, в котором местный дистрибьютор автоматом получает права на все картины этой компании, но и делит с ней риски.

«Output»-сделки российских дистрибьюторов


В России примерами подобных сделок являются партнёрские соглашения компаний «Централ Партнершип» с Summit, «Парадиз» с Relativity и недавняя сделка West с Lionsgate, о которой было объявлено на 89-ом Кинорынке. И, надо понимать, это лишь маленькая часть всех финансовых сделок, которые обеспечивают бесперебойное производство мейджорского и независимого киноконтента.

Промежуточные результаты


Как сказал Марк Шиппер (Exclusive Media) во время финансовой конференции на AFM 2012:

Кино – это бизнес с высокими рисками, но и с очень высоким уровнем возврата инвестиций. Эта индустрия идеальна для диверсификации бизнеса инвесторов с большими деньгами».

Марк Шиппер, CEO Exclusive Media


По данным Variety - сайт FINalternatives (интернет-ресурс, занимающийся анализом и прогнозированием частных/корпоративных инвестиций в сфере шоу-бизнеса), за период 2004-2008 гг. оценивает инвестиции Wall street в Голливуд на уровне $15 млрд. Неудивительно, что студии-мейджоры сейчас ощущают большое давление со стороны финансовых партнёров, требующих минимизации рисков, которой сложно добиться при производстве тентполов и франшиз с огромными производственными бюджетами и обширной рекламной поддержкой. Это, опять же, даёт преимущество независимым производственным компаниям, которые, зачастую, «отбивают» производственный бюджет ещё на этапе производства: за счёт продажи прав на дистрибуцию фильма, а также благодаря грамотному использованию налоговых и иных льгот.

В сухом остатке получается, что, как всегда, несмотря на все проблемы и рыночные барьеры, места должно хватить всем. Однако профессионалы индустрии просят будущих производителей сконцентрироваться на контенте, а не на его маркетинге и продаже: ведь хороший продукт не только приятно продавать «здесь и сейчас» – он, при правильном подходе к ценообразованию, определяет долгосрочность партнёрских отношений и развитие всей индустрии в целом.

#мейджоры

#AFM

#Мир

#Независимое производство кино

#финансирование

#студии