◦◦ П.
11.02.13 15:02Мэтт Дэймон: «Если меня не заставлять работать, я только и буду делать, что играть со своими детьми»
Слева направо: Джон Красински, Гас Ван Сент и Мэтт Дэймон на премьере фильма «Земля обетованная» в Берлине
Фоном для нового размышления Гаса Ван Сента послужила сельскохозяйственная и экологическая проблема. По сюжету, агенты Стив (Мэтт Дэймон) и Сью (Фрэнсис МакДормант) появляются в городке, который переживает не лучшие времена. От отчаяния местные жители дали согласие на бурение скважин на своей территории. Однако один из фермеров, Дастин (Джон Красински), категорически против такого насилия над землёй. Он подговаривает жителей отказаться подписывать бумаги.
На круглом столе журналисты, среди которых был и корреспондент «Фильм Про» Владимир Лапин, попытались узнать у Мэтта Дэймона, чем его заинтересовала эта история и как актёр работал над сценарием спустя десять лет с момента написания своей последней драматургической работы - «Джерри» (2002, в ролях Кейси Аффлек, Мэтт Дэймон, реж. Гас Ван Сент) .
Владимир Лапин
Почему вы решили сделать новую историю Эрин Брокович?
Мэтт Дэймон
Мы хотели снять фильм об американском характере, о самоопределении личности - кто мы вообще, откуда пришли и к чему идём, а самое главное - кто мы сейчас. То, как мы принимаем важные решения, о чём и о ком в этот момент думаем (или не думаем), - очень многое говорит о человеке. Сама проблема, вокруг которой строится сюжет фильма, появилась позже. Природный газ - это серьёзный вопрос, вокруг которого много дискуссий. Он часто раскалывает общество на тех, кто за и против, так что это был благодатный материал для размышлений и проявлений наших героев. Так я и стал новой Эрин Брокович.
Владимир Лапин
Мэтт, вы собирались снимать этот фильм как режиссёр. Почему же в итоге, написав сценарий, вы всё-таки уступили режиссёрское кресло Гасу Ван Сенту?
Мэтт Дэймон
Всё очень прозаично: для меня этот был вопрос занятости. Я просто как раз тогда закончил съёмки другого проекта и мне очень не хотелось так быстро бросать дом - я хотел побыть с детьми. Но, знаете, уже к концу съёмок я понял, что будь я продюсером, моим самым важным вкладом в судьбу проекта стало бы увольнение себя с должности режиссёра. (смеётся) Но могу сказать, что это был отличный тренинг для меня: я подготовил картину как режиссёр, а затем пришёл на площадку просто как актёр и уже не мог делать какие-то замечания Гасу: «Смотри, сейчас я покажу, как бы я снял эту сцену». Мне нужно было лишь наблюдать за тем, как он принимает какие-то решения и делает всё по-своему. Я видел, что Гас придумывал какие-то вещи, до которых я бы ни за что не додумался, и понял, что надо так делать почаще: готовить свой режиссёрский проект, а потом отдавать его кому-то ещё и смотреть, как другие талантливые люди снимают это совершенно по-другому. Я даже больше получаю от этого - так можно многому научиться в режиссёрской профессии.
Владимир Лапин
То есть с Ван Сентом вам повезло?
Джон Красински в фильме «Земля обетованная»
Мэтт Дэймон
Мне ужасно повезло, что он был свободен в тот момент. Он был первый, о ком я подумал. Когда я понял, что не буду снимать сам, началась настоящая агония. Мы столько вложили в эту историю - работали почти десять месяцев, и тут вдруг я понимаю, что не смогу снимать. Это случилось как раз перед рождественскими праздниками, и у меня был очень тяжёлый разговор с Джоном Красински, который воскликнул: «Ты что? Мы же сейчас даже до своих агентов дозвониться не сможем, не то что найти режиссёра на проект!». Это действительно было немного безответственно с моей стороны - если бы я сказал об этом на месяц раньше, мы бы успели что-то предпринять, кому-то позвонить. Но ещё месяцем ранее я был уверен, что буду снимать сам. На следующее утро я с семьёй улетал во Флориду, и прямо из самолёта написал слёзное письмо Гасу Ван Сенту: "Есть замечательная история, так жалко, что не смогу сам снимать". Он ответил: «Высылай». Я отправил ему сценарий прямо с телефона, а потом выключил его на время полёта. А когда спустя два часа снова включил мобильный, сразу увидел ответ Гаса: он всё прочитал и сказал, что хочет снимать наш фильм. Так что, нам невероятно повезло!
Владимир Лапин
А не могли бы вы подробнее рассказать о том, как вы познакомились с Гасом Ван Сентом?
Мэтт Дэймон пробовался на роль в фильме «Умереть во имя», но в итоге она досталась Хоакину Фениксу (на фото с Николь Кидман)
Мэтт Дэймон
Впервые мы встретились с Гасом на пробах к его фильму «Умереть во имя» в 1995 или 1994 году - точно не помню. Я проходил пробы и очень хотел получить ту роль. Но Гас сказал, что видит моего героя чуть более... хрупким. То есть, мне нужно было сбросить вес. Спустя две недели я поехал к нему в Нью-Йорк, уже сильно похудев. Ну, в общем я просто ничего не ел все эти две недели и всё время бегал. (смеётся) Гас был под впечатлением от моего внешнего вида. Мы сделали ещё одни пробы. Он меня очень хвалил за то, что я так быстро смог похудеть и хвалил мои пробы, но сказал, что я всё равно не подхожу на эту роль (он потом отдал её Хоакину Фениксу). Но он ещё спросил, не знаю ли я кого-нибудь чуть моложе меня, кто сможет изобразить бостонский акцент. Я сказал: «Да, знаю - мой сосед по комнате Кейси Аффлек». Кейси прошёл пробы и получил роль. Всё забавно сложилось - Кейси потом очень подружился с Хоакином, женился на его сестре, у них двое детей. Просто потрясающе! Затем был фильм «Умница Уилл Хантинг» (1997, реж. Гас Ван Сент, сценарий Мэтта Дэймона, прим. авт.). Мы продали наш сценарий студии Miramax. А у Гаса тогда был с ними контракт, по условиям которого он должен был снять для них три независимых проекта. Ему позвонили и спросили, что он хочет снимать дальше. Гас ни с того ни с сего сказал: «Хочу снять фильм в Бостоне с братьями Аффлек и Мэттом Дэймоном». А ему на том конце трубки отвечают: «А мы только что купили их сценарий». Так Гас и стал режиссёром этого фильма.
Владимир Лапин
И вы снова встретились на фильме «Джерри» - очень необычном проекте.
Мэтт Дэймон и Кейси Аффлек в фильме «Джерри»
Мэтт Дэймон
Да, это был наш ответ предыдущим проектам. Мы с Кейси на тот момент закончили «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга. А Стивен как раз один из таких режиссёров, которым нравится чередовать крупные, дорогие проекты с маленькими и независимыми. Я прекрасно это понимаю - после крупных проектов всегда хочется отрешиться от всего и делать что-то очень камерное и тихое. Свой первый полнометражный фильм «Дурная ночь» (1986) Ван Сент снял силами трёх человек - у них на площадке был оператор, звукорежиссёр и он сам. Ну и парень, который носил им кофе с бутербродами. Всё. С фильмом «Джерри» тоже была похожая история, это картина на двух актёров - Кейси и меня.
Владимир Лапин
Как бы вы охарактеризовали работу с Гасом Ван Сентом?
Мэтт Дэймон и Робин Уильямс в фильме «Умница Уилл Хантинг»
Мэтт Дэймон
С ним очень легко работать. Он всегда делает очень простые, но чёткие и полезные замечания. У него действительно огромный талант - он очень помогает актёрам, задаёт им нужное направление, говоря при этом очень мало. Не только актёры, но и члены съёмочной группы очень любят с ним работать, потому что он очень отзывчив к творческим предложениям и чётко знает, чего хочет. Плюс - сейчас он стал опытнее, он умеет ещё больше и снимает экономнее. Знаете, структура фильма «Земля обетованная» очень похожа на структуру «Умницы Уилла Хантинга». «Хантинга» мы сняли за 48 дней, а «Землю» - уже за 30. Причём мы не торопились, работали спокойно. Гас может взять сцену, которая занимает пять страниц сценария, и снять первые три страницы одним кадром. И таким образом ещё до обеда у вас отснята огромная сцена.
Владимир Лапин
Прошло 15 лет с тех пор, как вы писали сценарий для «Умницы Уилла Хантинга» и десять лет с момента написания «Джерри». В этот раз, когда вы работали над сценарием «Земли обетованной», вы чувствовали, что стали более опытным?
Мэтт Дэймон
Я снова вспомнил, как это весело, - писать сценарий вдвоём. Писать вместе с Джоном было похоже на то, как мы писали вместе с Беном Аффлеком - много криков, смеха, импровизации. Конечно, с тех пор всё изменилось. У меня четверо детей, поэтому со свободным временем у меня, конечно, огромная проблема. Мы с Джоном работали исключительно по выходным. Я уже и забыл, каково это, - написать целый сценарий с нуля, с наброска. Но я действительно каждый раз ощущал, что наша история становится всё лучше и лучше.
Владимир Лапин
Вы верите, что один фильм может изменить мир к лучшему?
Мэтт Дэймон
Да, верю. Не знаю, сможет ли конкретно наш фильм сделать мир лучше, но то, что это под силу искусству, - совершенно точно.
Владимир Лапин
Что вам нужно, чтобы начать думать о новой истории для фильма? Почему вы захотели написать об этом, а не о чём-то другом?
Мэтт Дэймон
В данном случае, инициатива исходила от Джона (Красински, прим. авт.). Мы с ним друзья, и однажды за обедом мы просто разговорились о том, в каком состоянии сегодня находятся некоторые города, деревни, фермы. О чём написать сценарий и писать ли его вообще, - это вопрос, который можно сформулировать так: на что ты не пожалел бы своего времени? После нашего разговора с Джоном я сразу почувствовал, что вот на такую историю я бы не пожалел времени и был бы рад потратить год жизни на такой проект. Это наша жизнь, никто не знает, сколько всего нам отведено времени. Бен говорит, что это, как игра: каждый раз, когда мы решаем, на что тратить своё время, мы знаем, что на что-то другое - важное и интересное - мы его уже не сможем потратить.
Владимир Лапин
Со сценарием «Умницы Уилла Хантинга» было то же самое?
Мэтт Дэймон
В тот раз у нас кроме времени больше ничего и не было! (смеётся) Мы же были безработные - пиши, сколько влезет. А вот если бы мы с Беном сейчас решили что-то написать вместе, было бы уже сложнее - у всех проекты, у него трое детей, у меня - четверо. Найти время всё труднее и труднее. В случае с «Землёй обетованной» у нас командовал Джон. Он звонил и говорил: «Так, завтра суббота. К завтраку я уже буду у тебя - жди». И он действительно приезжал с кофе и пончиками, завтракал с нами и тут же уводил меня работать. Мы прерывались на обед и потом опять уходили писать до ужина. Джон всё взял в свои руки, потому что сам бы я всё время отвлекался - уходил бы играть с детьми и всё.
Владимир Лапин
Вы планируете работать с Беном Аффлеком?
Мэтт Дэймон
Мы всё ещё владеем кинокомпанией, которую создали вместе, и должны заехать в офис в Лос-Анджелесе этой осенью. Бен сейчас нарасхват. Посмотрим.
Владимир Лапин
За кого вы голосовали на выборах?
Мэтт Дэймон
Я был разочарован Обамой, я говорил об этом. Но я голосовал за него второй раз, потому что выбора особенно не было. Меня разочаровала вся эта история с Уолл Стрит - никто из этих людей так и не сел в тюрьму, хотя они совершили преступление. Очень опасно оставлять всё так. Опасно, что многие американцы теперь будут считать, что правила у нас для всех людей разные, как в какой-то диктаторской стране или банановой республике. Такого не должно быть в Америке. Но если люди видят, что такое происходит и у нас, они перестанут верить в свою страну. Это большой провал правительства Обамы. Они говорят о многом: об экономике, о борьбе с терроризмом. Но эти вопросы не важнее, чем вера в идею страны. Люди должны знать, что у любых поступков есть свои последствия, а иначе для чего вообще существует закон?
Владимир Лапин
Вы рассказали нам, как в молодости ради роли у Ван Сента сильно сбросили вес за две недели. А ради чего вы бы сейчас смогли проделать такую работу над собой?
Мэтт Дэймон
Забавно - я буквально вчера говорил об этом с Джорджем Клуни. Хорошую еду и вино мы ассоциируем с успехом: «О, я заслужил эти макароны!» (смеётся). С возрастом становится всё труднее и труднее отказываться от этого. Мне сейчас совершенно не хочется тщательно отбирать содержимое своей тарелки, хочу есть всё без разбора!
Трейлер фильма «Земля обетованная»
#мэтт дэймон
#берлинале-2013
#земля обетованная
#гас ванс ент
#берлинский кинофестиваль,