«Сталинград» открывает новые границы для российского кинематографа
Фёдор Бондарчук о фильме «Сталинград». «Индустрия кино» от 19.07.13
Финальная сборка картины ещё в самом разгаре, но в «Сталинград» уже поверил мировой кинобизнес. Sony Pictures обеспечит фильму межконтинентальный прокат, а киногурманы смогут сопереживать подвигу русских солдат в залах IMAX — эти передовые визуальные аттракционы весьма придирчиво относятся к качеству своего репертуара. Президент IMAX Filmed Entertainment Грег Фостер заметил, что «Сталинград» отвечает высочайшим стандартам качества:
Точная пропорция баталистики и камерных сцен, съёмочная группа из двухсот человек, полутысячная массовка в самых «зрительских» эпизодах. То, что на предыдущем витке развития кинематографа показала команда Стивена Спилберга — в картине «Спасти рядового Райана», — на витке новом добивается команда Бондарчука. «Сталинград» - одна из первых военных драм в 3D и первая картина жанра, адаптированная к широкоэкранному IMAX-формату. Весь проект — серьёзный производственный вызов, но творческие соблазны перевесили риски, о чём упомянул Фёдор Бондарчук:
Международный трейлер фильма «Сталинград»
Александр Роднянский, в свою очередь, поведал о том, как во время съёмок велась борьба со стереотипами российского кинопроизводства:
«Сталинград» основан на синтезе наработанного за десятилетия кинематографического опыта и новейших технологий, по словам Фёдора Бондарчука:
Главный учитель - это, конечно, собственный отец. Сергей Бондарчук прошёл Великую Отечественную войну, и в картину «Они сражались за родину» позвал других актёров-фронтовиков. Фильм о битвах на подступах к Сталинграду реконструировал войну по личным воспоминаниям участников. Кинематографистам нового поколения в этом отношении, очевидно, сложнее. Сверхчёткий IMAX это ещё и формат-экзаменатор: от знатоков истории не ускользнёт ни одна ошибочная деталь в обмундировании или технике. И чтобы не упустить мелочей, перед началом съёмок режиссёр лично интервьюирует ещё живых ветеранов сталинградских событий:
Отдельная тема — преемственность другим картинам с тем же названием. В «Сталинграде» Юрия Озерова, поставленном ещё в СССР, молодой Фёдор Бондарчук снялся в эпизодической роли. Для него это не просто киноархив. А исполнитель одной из ключевых ролей в новой ленте, немец Томас Кречманн, и вовсе начинал свою карьеру в фильме «Сталинград» режиссёра Йозефа Вильсмайера. Это было 20 лет назад. А в эти дни Томас заканчивает работу над студийным озвучанием своего героя. Кречманн постарался раскрыть суть картины:
Режиссёр также описал ужасы той эпохи, которые отражены в фильме:
Но город выстоял. Всю зиму 1942-1943 годов, ровно 200 суток переломного сражения за страну, подарившего надежду на будущее. «Сталинград» выходит на экраны в год 70-летия победы на Волге и претендует не только на искусное воссоздание страниц российской истории, но и на собственное место в российской истории киноискусства.
Финальная сборка картины ещё в самом разгаре, но в «Сталинград» уже поверил мировой кинобизнес. Sony Pictures обеспечит фильму межконтинентальный прокат, а киногурманы смогут сопереживать подвигу русских солдат в залах IMAX — эти передовые визуальные аттракционы весьма придирчиво относятся к качеству своего репертуара. Президент IMAX Filmed Entertainment Грег Фостер заметил, что «Сталинград» отвечает высочайшим стандартам качества:
Мы ждали по-настоящему достойной картины. Прежде чем познакомиться с проектом «Сталинград», отвергли порядка десяти российских лент. Это были хорошие фильмы, но они не отвечали стандартам IMAX. Здесь же сложилось всё: это и международная известность Фёдора Бондарчука, его знания, его талант. И голливудский опыт Александра Роднянского — он топовый продюсер, к тому же из тех, кто живо принимает участие в кинопроцессе, человек совсем не кабинетный, что импонирует. Но главное, конечно, сам фильм. Его масштаб, описанная им история, технический уровень съёмки».
Точная пропорция баталистики и камерных сцен, съёмочная группа из двухсот человек, полутысячная массовка в самых «зрительских» эпизодах. То, что на предыдущем витке развития кинематографа показала команда Стивена Спилберга — в картине «Спасти рядового Райана», — на витке новом добивается команда Бондарчука. «Сталинград» - одна из первых военных драм в 3D и первая картина жанра, адаптированная к широкоэкранному IMAX-формату. Весь проект — серьёзный производственный вызов, но творческие соблазны перевесили риски, о чём упомянул Фёдор Бондарчук:
У тебя, как у художника, действительно есть абсолютная свобода размыть эти границы — право, лево, верх, низ этого экрана. Действительно, ты можешь сидеть перед дырой в пространстве».
Международный трейлер фильма «Сталинград»
Александр Роднянский, в свою очередь, поведал о том, как во время съёмок велась борьба со стереотипами российского кинопроизводства:
Не боясь идти на нарушение стереотипов, канонов и, я бы даже сказал, предрассудков; стараясь заразить молодую аудиторию, очень далёкую от контекстов, о которых идёт речь, вот это желание естественно заставило нас идти на все возможные риски. И нарушение базовых правил того, что у нас обычно называется в кино «рациональными подходами». Но тем не менее, мы внутри производства были предельно рациональны».
«Сталинград» основан на синтезе наработанного за десятилетия кинематографического опыта и новейших технологий, по словам Фёдора Бондарчука:
Мы шли на эксперимент. Ведь, с одной стороны, это новые технологии, а с другой — это возврат к классическому киноповествованию, внутрикадровый монтаж. То есть, количество планов увеличивается, поэтому работают правила, которые были описаны во всех знаменитых книжках наших учителей».
Кадр из фильма «Сталинград» Фёдора Бондарчука
Главный учитель - это, конечно, собственный отец. Сергей Бондарчук прошёл Великую Отечественную войну, и в картину «Они сражались за родину» позвал других актёров-фронтовиков. Фильм о битвах на подступах к Сталинграду реконструировал войну по личным воспоминаниям участников. Кинематографистам нового поколения в этом отношении, очевидно, сложнее. Сверхчёткий IMAX это ещё и формат-экзаменатор: от знатоков истории не ускользнёт ни одна ошибочная деталь в обмундировании или технике. И чтобы не упустить мелочей, перед началом съёмок режиссёр лично интервьюирует ещё живых ветеранов сталинградских событий:
Всем я задавал один и тот же вопрос: где была точка напряжения, что это было? Страх, голод, холод? Или отсутствие воды? А он говорит: «Вши». И это говорил не один человек. Вши, вот это чувство того, что тебе неподконтрольно, то, что сводит тебя с ума... Это такая деталь - странная, страшная».
Отдельная тема — преемственность другим картинам с тем же названием. В «Сталинграде» Юрия Озерова, поставленном ещё в СССР, молодой Фёдор Бондарчук снялся в эпизодической роли. Для него это не просто киноархив. А исполнитель одной из ключевых ролей в новой ленте, немец Томас Кречманн, и вовсе начинал свою карьеру в фильме «Сталинград» режиссёра Йозефа Вильсмайера. Это было 20 лет назад. А в эти дни Томас заканчивает работу над студийным озвучанием своего героя. Кречманн постарался раскрыть суть картины:
В этой истории есть центр: обычный дом и несколько солдат в нём. В определённые моменты война остаётся за окном, но она, конечно, продолжает влиять на поступки героев, на их любовные чувства, ведь наш фильм и о любви тоже. Война показана как бы со стороны: без поиска правых и виноватых. Если обобщить, это кино о тяге человечества к самоуничтожению. О том, что сидит в самой нашей природе. И тогда, и сейчас. Ничего не изменилось. Всё, что мы строим, так или иначе мы же и разрушаем».
Режиссёр также описал ужасы той эпохи, которые отражены в фильме:
Город весь горел. Он так горел, и был такой холод, что мороз прибивал тёплый пар и дым. И над городом висел смог и облака, которые распластались в виде креста. И немцы, лётчики, увидев этот крест над Сталинградом, между собой говорили, что это знак и через какое-то время город падёт».
«Сталинград» живописует ужасы войны
Но город выстоял. Всю зиму 1942-1943 годов, ровно 200 суток переломного сражения за страну, подарившего надежду на будущее. «Сталинград» выходит на экраны в год 70-летия победы на Волге и претендует не только на искусное воссоздание страниц российской истории, но и на собственное место в российской истории киноискусства.
#IMAX
#сталинград
#александр роднянский
#сталинград съёмки
#фёдор бондарчук сталинград