◦◦ П.
18.11.12 12:11Отреставрированная версия «Лоуренса Аравийского» вышла на Blu-ray
Британский разведчик, возглавивший арабское восстание против турок в Первую Мировую. Подданный морской державы, отдавший сердце пустыне. Самозванец или мессия? Классическая лента Дэвида Лина, хоть и длится больше трёх с половиной часов, но не даёт однозначного ответа.
Мартин Скорсезе:
Был явлен совершенно новый тип киногероя. Не воплощение добродетели, далеко не Иисус Христос, но, безусловно, личность. Человек с собственным видением, который стремился перечертить карту, изменить политический ландшафт. И при этом герой, разрушающий себя, физически страдающий от того, что жизнь идёт вразрез с задуманным им сценарием».
Фильм-вдохновение, фильм-учитель. Одним из сильнейших киновпечатений в жизни называют «Лоуренса Аравийкого» Мартин Скорсезе и Ридли Скотт. А со слов Стивена Спилберга, именно после просмотра этой картины в 16 лет, он утвердился в мечте стать режиссёром.
Лоуренс задувает спичку и тут же — заря в пустыне. Увиденные в детстве, такие выразительные моменты потом долгие годы взывали к моему уже профессиональному любопытству. Как же они это сняли? Действительно вставали в четыре утра и ждали восхода солнца? Скорее всего, так и было. Дэвид Лин из той редкой породы режиссёров-натуралистов, которые на все пойдут ради поэтичного изображения».
Мартин Скорсезе:
Лоуренс постоянно толкает себя в авантюры, испытывает. Он козыряет умением затушить огонь пальцами, пересекает пустыню, но разворачивается в двух шагах от воды, чтобы подобрать отставшего от каравана. Даже в прологе фильма, когда Лоуренс мчится по английской глубинке, он выжимает из мотоцикла все обороты. И потому вопрос, которой красной линией проходит через произведение, — что же пытается доказать этот герой? В чём корень конфликта Лоуренса с самим собой?».
В отличие от полковника Лоуренса, одноимённую картину ждала счастливая судьба. После ремастеринга 88-го года, к полувековому юбилею ленты произведена ещё одна тотальная цифровая чистка с использованием самых современных технологий обработки изображения и звука. Причём реставраторы трудились непосредственно над негативами картины-легенды. Специалистам компании Colorworks потребовался ровно год только на то, чтобы провести ревизию всех исходных материалов фильма, суммарным весом в четыре тонны.
Скот Островски (колорист):
Съёмки в условиях пустыни, враждебной для любой техники, конечно, не могли не оставить свой отпечаток на плёнке. Многие негативы испорчены солнцем. Образовались тысячи мелких дефектов, которые складывались в неприятные для глаз полосы. На негативах брак был виден особенно чётко, и с ним было проще бороться».
Стивен Спилберг:
Больше всего меня интересовало, как Лин снимал переход через пустыню. Вокруг пекло, плетутся верблюды, дальние панорамы чередуются с крупными планами — ведь нельзя же без перерывов! И когда я, наконец, познакомился с Дэвидом, он описал мне, какой это был марафон. В общей сложности на «Лоуренса» потратили 295 съёмочных дней. Иногда сутки уходили на один единственный кадр».
Мартин Скорсезе:
Первая половина фильма — это взлёт. Лоуренс окрылен, он открывает для себя просторы Аравии и величие её народов. Одерживает победу за победой. Но лишь взойдя на вершину, понимает, что она ему не нужна. Лоуренс не политик, потому что не способен к компромиссу».
По меркам современного Голливуда, сценарий «Лоуренса Аравийского», что называется, непроходной. Экстремальные локации съёмок, туманность мотивов и крах главного героя. Кроме того, ни одной женской роли, даже строчки в диалогах. Однако 50 лет назад история Томаса Эдварда Лоуренса попала не только на экран, но и в золотой фонд мирового кинематографа. Если не приумножать, то, по крайней мере, сохранять который помогают современные технологии.
#Индустрия кино
#Стивен Спилберг
#Мартин Скорсезе
#Культовая картина «Лоуренс Аравийский» вышла на Blu-ray
#Сюжет программы «Индустрия кино»
#сспециальный корреспондент
#«Лоуренс Аравийский»