◦◦ П.

27.07.11 14:07

Легенды и мифы американских комиксов

Плакаты pin-up было легко прикалывать на стену. Они вдохновляли американских солдат на подвиги. В фильме Капитан Америка появляется в компании таких девушек


Капитан Америка, универсальный солдат, герой в душе и на деле, появившийся в результате научных разработок одного гениального ученого. Худенький парнишка, желающий постоять за свою страну, под действием чудесной вакцины превращается в мускулистого самца, готового хоть сейчас ринуться в бой.

Действие "Первого мстителя" берет свое начало в 41-м году. В фильме активно идет набор в американскую армию, плакатный дядя Сэм активно призывает юных и смелых послужить своей стране. Если следовать истории, Америка еще в 1940 году, в мирное время, трезво оценивая нацистскую угрозу, провела призыв гражданского населения. И к началу Второй мировой армия США уже насчитывала один миллион триста тысяч человек. Но всё же в сознании большинства американцев массовые проводы на фронт прочно ассоциируются именно с началом войны. И в этом смысле комикс "Первый мститель" не грешит против народной правды.

В фильме Джона Джонстона рядовой Стив, только что превратившийся в непобедимую боевую единицу, отправляется, однако, не на фронт, а на гражданку, где он в нелепом костюме, весь в цветах американского флага призывает побороться за свою страну. Это одновременно и потрясающий момент, где отражен классический путь героя комикса - чтобы стать собой, он должен пережить испытание бездействием, и гениальный ход - внутри самого фильма происходит развенчание мифа о Капитане Америке, мол, никакой это не герой, а трус на подтанцовках у девушек с плакатов pin-up, которые солдаты США брали с собой на фронт.

Капитан Америка появился на страницах комиксов в 1941 году, как раз когда США, потрясённые Пёрл-Харбором, объявили войну Японии, а уже в ответ на это им бросили вызов Германия и Италия.


«Хайль, Гидра!» - провозглашает бывший мистер Смит, а теперь Красный Череп - Хьюго Уивинг, пародируя приветствие «Хайль, Гитлер!»


Вот оно: Капитан Америка - не настоящий, а всего лишь выдуманный персонаж, созданный для вербовки добровольцев. Это чистейший миф о простом бойце, что-то вроде нашего Василия Тёркина, только наделенного отличительными чертами американских солдат. Он так же реален, как Санта-Клаус, и американцы так же по-детски в него верят. И когда мы уже почти готовы признать Капитана Америку тем, чем он, по сути, был для американцев военных лет, происходит вполне закономерный сюжетный поворот - зрители «Первого мстителя» убеждаются в его реальном существовании и вего действенной мощи. По крайней мере, на киноэкране.

Миф о сверхчеловеке со щитом, украшенным родными для американского сердца звёздочками и полосочками, сначала сам себя разрушает, чтобы в итоге стать еще сильнее. Капитан Америка есть! И он со щитом, а значит, все враги мира будут на щите.

Главный враг Капитана Америки - известный экранный злодей Хьюго Уивинг. Он выступает в роли Красного Черепа - прототипа Гитлера, однако сам фюрер в фильме не появится. Череп увлекается древнегерманским оккультизмом и основывает военизированную организацию – Гидра. Этого персонажа отличает беспрецедентная жестокость и непомерная жажда власти, прикрытая "пустой" идеологией. Капитан Америка - его полный антипод, именно поэтому победа будет за ним.

Американские дети получают информацию о всемирной истории и роли своей страны в ней ещё до школы, черпая её из комиксов. Они на каком-то интуитивном уровне усваивают, кем был фюрер и какие качества мог противопоставить ему рядовой солдат, готовый всё отдать своей американской родине.

После Пёрл-Харбора 12 тысяч японцев пошли добровольцами в армию США. Свою преданность Америке они доказывали на фронтах с Италией, а за время войны заслужили более 18 тысяч медалей.


На стороне Капитана Америки отважно сражается японец, в фильме над ним сначала смеются "И самураи с нами?!» Но очень быстро становится понятно: у японца и Капитана Америки одна цель - избавить мир от абсолютного зла в лице Красного Черепа. И в этом смысле, комикс ни капли не отступил от истории.

После просмотра "Первого мстителя" возникает стойкое желание посражаться за Родину, наверное, такое же желание возникало у американцев, с головой ушедших в военный комикс. Капитан Америка, как Мэри Поппинс, всегда появляется в тот самый момент, когда особенно нужен. Миф о супергерое всегда готов послужить своей стране, он согласен на трансформацию и, учитывая концовку фильма, вполне может стать эффективным идеологическим оружием в современном мире.

Супермены «родом из США» встают на стражу безопасности, причём охраняют они как покой одного «города греха», каким был Готем-Сити в «Бэтмане», так и целой страны, и более того - отстаивают мир на планете Земля.


Кадр из "Трансформеров 3". На Луну американцы высадились не затем, чтобы показать космическое превосходство, а чтобы найти пришельцев с Кибертрона


Мифы истории приходят в комиксы и фильмы, когда поуляжется пыль от недавних конфликтов. В последних «Людях Х» мутанты изо всех сил преодолевают Карибский кризис. Спор между Магнето и Ксавьером решается в рамках холодной войны по законам греческой «Иллиады», где вместе с людьми свою невидимую войну вели и всесильные "боги", а от их участия зависел исход сражения.

Первый «Железный человек» с Робертом Дауни-младшим снят в 2008 году, через семь лет после событий в Афганистане, вызванных трагедией 11 сентября. Тони Старк – владелец корпорации по продаже оружия - попадает в плен к афганским террористам и вынужден производить боевую технику, которая обращается против его же собственной страны. В результате, он мастерит киберкостюм и с помощью него вершит «мир во всем мире». Железный человек поступает не просто в интересах государства. Тони Старк становится на защиту всего мира от зла.

Вполне возможно, что плен Тони Старка и его последующее перерождение в «Железного человека» – попытка одновременно и обличить, и оправдать в глазах американцев торговлю оружием.


На стороне всего мира бьются выходцы из США - Железный человек и Капитан Америка, тылы прикрывают трансформеры и люди "икс", а вместе с ними и все другие персонажи мифической комикс-вселенной. У каждого из них свой фронт, но при необходимости могут посражаться и бок о бок. Они поддерживают веру американцев в то, что в запасе у них есть силы помогущественнее, чем любая супервоенная техника. А раз так, то весь остальной мир может спать спокойно.