◦◦ П.
30.05.13 20:05«Дюна». Без этого кино не было бы «Звёздных войн», «Чужого», «Терминатора» и «Прометея»
Для меня «Дюна» - это рассказ о пришествии Бога, - говорит Ходоровский. - Я хотел создать нечто священное, свободное, с новой перспективой. Открыть сознание!»
Орсон Уэллс должен был сниматься в роли барона Харконнена - главного отрицательного персонажа «Дюны». Уэллс был выбран за свою чрезмерную полноту и обросший легендами заносчивый характер, вполне соответствующий его персонажу. Ходоровский уговорил Уэллса, встретившись с ним в парижском ресторане (одном из любимых мест Уэллса), подарив бутылку дорогого вина и пообещав пожизненное бесплатное питание в этом ресторане.
Ходоровский очень хотел, чтобы в фильме играл Мик Джаггер - пусть даже это будет роль второго плана. Ходоровский не надеялся встретиться с Джаггером, который тогда был на пике славы, но увидел музыканта случайно на какой-то вечеринке. Джаггер сам подошёл к Ходоровскому и сказал, что будет у него сниматься.
Пола Атрейдеса, главного героя фильма, мессию Муад’Диба, освободителя планеты Арракис, она же «Дюна», должен был играть сын Ходоровского Бронтис. Для этого был нанят специальный тренер, который обучал мальчика так же, как обучали Пола – с жестокостью и насилием, воспитывая воина не только телом, но и духом. Вспоминая это, Ходоровский говорил, что это была одна из его жертв, которую следовало принести. Ради фильма он готов был отрубить себе обе руки, если бы это было нужно. И поэтому он не сомневался, что надо буквально сделать из сына Муад'Диба.
Сальвадор Дали заявил, что согласен играть Императора, эксцентричного властителя Вселенной, только при условии, что ему будет предложен гонорар выше, чем у голливудских звёзд. Ходоровский пообещал ему несколько миллионов долларов в день, при этом так переделав сценарий, чтобы Дали появился в кадре всего несколько раз. В остальное время вместо Императора действовала его кукла. Так можно было сильно сэкономить на гонораре, потому что съёмок с участием Дали почти не было.
Когда вышла «Дюна» Дэвида Линча, Ходоровский очень обрадовался и пошёл смотреть фильм, думая, что наконец-то всё-таки кому-то удалось снять фильм по этому роману Херберта. Но, по его словам, во время просмотра он обрадовался ещё больше, потому что фильм не получился.
Герцога Лето Атрейдеса, героического отца Пола, убитого бароном Харконненом, согласился играть Дэвид Кэррадайн, который известен современному зрителю по роли в «Убить Билла» Квентина Тарантино.
Я не следовал «Дюне» Херберта во всём. Когда ты делаешь фильм по книге, ты её насилуешь. Это как в браке: если муж будет относиться к жене со всем почтением и тактом, у них не будет детей. Он должен для этого применить насилие!»
Группа Pink Floyd должна была написать музыку к фильму. Ходоровский также планировал использовать несколько готовых и изданных композиций группы, что ему уже было разрешено.
Каждой голливудской студии был выслан огромный иллюстрированный буклет, в котором была вся раскадровка фильма плюс цветные эскизы полиграфического качества. Все студии отказались финансировать проект, сочтя его слишком дорогим и рискованным. Правда, Ходоровскому предложили финансирование, если он согласился бы уложиться в полтора часа экранного времени. Он отказался, сказав, что будет делать фильм только таким, каким он его придумал и создал на раскадровках. Вообще, считает он, если фильм того заслуживает, он может длиться и двенадцать, и двадцать часов.
Продюсер Мишель Сейду с Ходоровским работали над проектом два года. Было нарисовано 3000 раскадровок, созданы эскизы, костюмы. После провала проекта Сейду не работал с Ходоровским, пока во время съёмок фильма Павича не встретился с ним вновь. Тогда они решили создать фильм «Танец реальности», премьера которого состоялась в Каннах одновременно с документальным фильмом «Дюна» Ходоровского». Сейду известен как продюсер фильма Питера Гринуэя «Книги Просперо» и экранизации «Сирано де Бержерака» с Депардье в главной роли.
Николас Виндинг Рёфн - один из основных рассказчиков в фильме о Ходоровском. Рёфн не раз заявлял о своём преклонении перед Ходоровским. Его последний фильм «Только Бог простит» снят с использованием приёмов Ходоровского (сюрреалистические образы, стирающие грани между действительностью и воображением, медитативный звуковой ряд и пр.) с посвящением режиссёру в финальных титрах.
Несмотря на то, что «Дюна» не была поставлена, раскадровки изучил весь Голливуд. Это привело к тому, что в научно-фантастических фильмах следующих лет возникали явные цитаты из «Дюны». Пустынные пейзажи, робот R2D2, сражения на мечах в «Звёздных войнах», вид «из глаз» в «Терминаторе», а также многие кадры в «Бегущем по лезвию» и «Матрице» считаются заимствованиями из неснятого фильма Ходоровского. Эскизы художника «Дюны» Ганса Рудольфа Гигера стали основой для фильмов «Чужой» и «Прометей». В последнем даже есть тот самый дворец Харконнена, который планировал воздвигнуть Ходоровский.
#дюна ходоровского
#фильм по дюне,