◦◦ П.

08.09.11 21:09

Инфернальные сюжеты Венеции

Кадр из фильма «Фауст»

Первое, что приходит на ум после первых минут просмотра «Фауста» Александра Сокурова - это «Кабинет доктора Калигари». Искривлённые линии стен, размытость кадра, особый стиль освещения и ощущение сна – дань русского режиссёра великой школе немецкого кино. Как и в «Калигари», этот эффект не постоянен. Он проявляется лишь в те моменты, когда мы видим Ростовщика-Мефистофеля.

Действие поэмы перенесено в XIX век. Фауст здесь не привычный старик, а средних лет мужчина, живущий в центре города. Людей он презирает, но чрезмерная активность героя не позволяет ему обойтись без них. В книге Фауст был подобен Иову, сатана был подослан к нему лишь в качестве доказательства его веры. В фильме Сокурова Фауст ни во что не верит и не поверит. Он сам гораздо инфернальнее Мефистофеля, замаскированного под Ростовщика.

Для сюжета Сокуров выбрал самую известную часть легенды о Фаусте - его встречу с дьяволом и соблазнение Маргариты. Чтобы закончить тетралогию о власти, Сокурову нужно было показать, как рождается злой гений.


Кадр из фильма «Фауст»

В этом смысле история самая подходящая. Фауст продаёт душу, убивает человека, соблазняет его сестру и становится причиной гибели как самой девушки, так и её матери. Сокуров не верит в спасение Фауста - после злодеяний он уходит... Куда угодно, только не в рай.

Об этом фильме можно говорить долго: Сокуров оставляет много места для интерпретаций и рассуждений. Мы обязательно вернёмся к разговору об этой картине. Пока же имеет смысл заметить, что это не «фестивальный фильм» в том дурном смысле, который сегодня принято вкладывать в этот термин. Это кино-фильм, который нуждается в отдельном вдумчивом просмотре. Его не очень правильно смотреть в программе других картин.

Фаусту" нужно посвятить вечер. Перечитать перед этим Гёте. Пересмотреть предыдущие "фильмы тетралогии. Устроиться в кресле и без спешки и суеты погрузиться в этот особый, мистический мир, который мастер создал на экране. Фильмы Сокурова иногда мучительно смотреть, но их уже на следующий день хочется пересматривать, и не единожды.

Кадр из фильма «Киллер Джо»

Что же до «Киллера Джо» Уильяма Фридкина, то здесь уже одержим не один человек, а все герои. Представим себе фильмы братьев Коэнов с их чёрным юмором, цинизмом, криминальным сюжетом и неожиданными его поворотами. А теперь уберём коэновскую лёгкость и добавим много обнажёнки, блевотины и насилия. Такой фильм представил Фридкин в Венеции.

Герои - как на подбор. Юноша, который должен местному мафиози деньги, и чтобы их получить, он решает «заказать» свою мать. Его сестра, разгуливающая по дому полуголая и бросающаяся на первого попавшего мужика. Его отец, живущий с потаскухой и тоже готовый грохнуть бывшую жену ради страховки. И наёмный убийца-полицейский, которого все они нанимают для «грязного дельца». Полицейского играет Мэттью МакКонахи, актёр изо всех сил старается стряхнуть с себя накрепко прилипший типаж «хорошего парня».

Среди фриков, которые бесконечно бьют друг друга и без стыда демонстрируют свои отличительные гендерные признаки, можно было бы сойти с ума, если бы не искромётный юмор «Киллера Джо».


В конечном итоге, никто из зрителей никогда бы не поверил в то, что на свете могут существовать такие чудовища. По крайней мере, не все вместе. Зато каждому интересно, кто из героев сможет выбраться из маленького ада американской глубинки.